А как реагировать на свои ошибки, если по-хорошему?

На ошибки эмоционально реагирует тот, у кого есть на это время, кто может позволить себе занять таким обра­зом свой досуг. Соответственно, если вы не бездельник и попусту переживать нужды не видите, надежнейший спо­соб прекратить самобичевание — это занять себя делом.

• Станьте деловым человеком и лидером, который всегда знает, что он действительно хочет, который всегда имеет какой-то интересный для него план и всегда в деле, — и са­моедство перестанет вас заботить. Действительно, ну от­куда тогда взять время для пустых переживаний?

Вот только — не всегда помогает. Вот что делать, когда руки заняты, а голова все равно свободна?

Синтез-технология рекомендует три великих шага, кото­рые вы можете уверенно внедрить в себя, практикуя со­ответствующие внутренние жесты. Таким образом, это не просто советы, это установки для вашего сознания, дикту­емые вашим же телом, и, таким образом, установки макси­мальной эффективности.

Итак, если вы что-то забыли, прозевали и прошляпили; перепутали, не заметили и сбились; не выдержали, сорва­лись и наделали черт знает что; сказали что-то не то, не тому или не тогда или как раз не сказали что надо,

короче, ошиблись, то —

1. Нужно просто сказать себе: «Ошибочка!»

• И убедительно лапки в сторону с интонацией: «Всякое бы­вает!»

2. Скрестив руки, нежно и бережно обнять себя за пле­чики и сказать себе дополнение: «Я хороший!»

• Такая простая фраза, а творит чудеса. Собственно, люди и ругаются только тогда, когда теряют ощущение «Я хоро­ший» — и руганью себя защищают. А обнимешь жену люби­мую, скажешь ей: «Какая же ты у меня хорошая!» — она и ругаться перестает. Пробовали?

3. Вам стало хорошо, только не очевидно, что дела на этом завершены. Поэтому третий жест: энергичная рабочая ладонь вперед и короткая фраза: «Работать!»

• После чего все последствия вашей ошибки можно опера­тивно исправить.

Формула грамотной критики

Алгоритм грамотной реакции на собственные ошибки без большого труда модифицируется в алгоритм грамотной реакции на ошибки людей рядом с вами. Общие задачи те же: предупредить неконструктивные эмоциональные ре­акции защитного плана, переключить с переживаний на дело и дать человеку мотивационный пинок. • Мотивационную поддержку.

Самая простая и эффективная формула грамотной крити­ки имеет следующий вид:

ПЛЮС - МИНУС - ПЛЮС

Практически всегда имеет смысл начать с какого-то по­зитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас ресурсного состояния и предупредит его такой воз­можный уход в защиту.

Пункт два: сказать, что не славно.

Впрочем, тут есть две достаточно разные формы. Можно сказать, «что плохо», причем с недовольным видом и раз­драженной интонацией, а можно подсказать, что можно «добавить или изменить», чтобы было еще лучше.



• То есть подразумевается, что сейчас — всехорошо!

И тогда МИНУС оказывается не негативной констатаци­ей, а конструктивной и доброжелательной подсказкой. Вроде бы и минус, но одновременно как бы и подарок, и вместо желания крыситься: «А на себя-то посмотри!» — появляется понимание, что действительно можно сделать.

• А за пониманием — и желание.

А чтобы желание воплотилось в действие, его надо под­держать ФИНАЛЬНЫМ ПЛЮСОМ: чем-то позитивным, энергичным и воодушевляющим.

• «Ведь ты же — талантливый? У тебя — получится!» Итого, начинай с достоинств, продолжи трудным, заверши приятным и воодушевляющим!

Практикум

Коллега делает рекламный буклет, вы видите, что компо­новка композиции явно неудачна. Ну ладно, не сильно удачна.

Как вы проведете разговор по этому поводу?

Практикум — ответы

Коллега делает рекламный буклет, вы видите, что компо­новка композиции явно неудачна. Ну ладно, не сильно удачна.

Как вы проведете разговор по этому поводу?

- Супер, мне нравится!

Взять в руки, рассмотреть, полюбоваться.

- Слушай, а ты пробовал вот это поменять места­ми, мне кажется, это дало бы лучший эффект ?

Вместе посмотрели, поприкидывали, по ходу напридумы-вали еще любопытные варианты.

- Ты не будешь скрывать от меня итоговый вари­ант, принесешь, похвалишься?

Подробности: как и кто

Основная формула: ПЛЮС - МИНУС - ПЛЮС, но к ней в разных ситуациях могут (и должны) быть дополне­ния. Подробности. В частности, во многих случаях клю­чевым и очень нужным дополнением к пункту «что сде­лать» («что дополнить или изменить») будет «как это сде­лать» и «кто в этом может помочь».

Тогда основная формула приобретает такой, более развер­нутый вид:

• Что хорошо (ресурсная смазка),

• Что добавить или изменить (собственно конструк­тивная критика),

• Как это лучше сделать (детализация в подсказку),

• Кто в этом поможет (люди или другие ресурсы в по­мощь и поддержку). • И пряничек напоследок.

Критиковать — опасно. Критика опасна в первую оче­редь эмоциональными срывами, за которыми могут следо­вать самообвинения, и истерики, и мстюльки. Все эти опас­ности прямо пропорциональны величине допущенной ошибки и, скажем так, личностной обидчивости виновато­го. Чем меньше обидчивость, тем проще и прямее можно говорить, что вы думаете о происшедшем; в ситуации повышенной опасности обидчивости и эмоциональных защит бывают необходимы дипломатические изыски вы­сочайшего класса. Если ошибка невелика, а человек лич-ностно устойчив, критические замечания в его адрес мож­но формулировать прямо и открыто, хотя требование кон­структивности остается в любом случае:

«Ты был эффективен в этом... Ты был бы более эффек­тивен, если... (Ты будешь более эффективен, когда...)» или «Это было замечательно, а вот это, на мой взгляд, можно сделать лучше. Мне это видится, например, так...»

То есть: «Что хорошо, что изменить или добавить».

Если личностно критичная ситуация — перед коррект­ной формулировкой следует поставить повышающие ре­сурс (личностное здоровье и защищенность) формулы.

Ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще многое в тебе нравится. Ты очень надежный человек. (Ты ОК.)

Дополнение: как часто? Как много?

Чтобы критиковать, не обязательно видеть в человеке плохое: если видеть в человеке возможность идеала, кри­тики в его адрес может родиться ничуть не меньше. Но тогда любого из нас можно критиковать с утра до вечера, и возникает вопрос — а нужно ли это делать? Ответ: даже при использовании самых грамотных форм нагрузка кри­тикой должна быть в определенных рамках, превышение которых дает перегруз.

• Недогрузил — человеку работы недостаточно, он будет слишком расслаблен. Перегрузил — совсем не будет рабо­тать. Значит, ищем приемлемый диапазон и постепенно приучаем человека работать все больше и больше.

Практикум

В паре с партнером потренируйте формулу грамотной критики, в первую очередь в направлении друг друга. Вы можете любить и уважать друг друга, но при желании разглядите и те черты, которые хотели бы изменить или чем-то дополнить. Соответственно, вначале выскажите друг другу свои лучшие чувства.

• Искренне, подробно и убедительно, После этого о том, «что добавить»,

• Интереснее это сделать эмоционально, энергетично, жес­тами пальцы ему в грудь, чтобы он прочувствовал.

И завершите энергичной мотивацией.

• Можно с обещанием помочь в том-то и том-то.

В ответ на это ваш партнер должен рассказать, насколько удачными представляются ему ваши формулировки, на­сколько удалось вам сохранить дух формулы ПЛЮС — МИНУС — ПЛЮС, а самое главное, свой рассказ постро­ить также по этой формуле: начать с плюсов, после отме­тить, что бы он изменил и добавил, и что-то хорошее на­последок.

Выслушав его обратную связь, вы даете на это обратную связь свою, и так далее.

• При любом уровне выраженного уважения закончить это упражнение необходимо вкусным чаем, и ничем другим.




213554824.html
214554824.html
21554824.html
215554824.html
216554824.html
    PR.RU™