а) Нормативные правовые акты

1. Законы Хаммураби //Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. /отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2007. С. 12-56.

2. Декрет Сети из Наури //Там же. С.7-12.

3. Законы Ману //Там же. С.94-128.

4. Законы Драконта //Там же. С.149-151.

5. Плутарх о законодательстве Ликурга //Там же. С.151-154.

6. Законодательство Древних Афин по речам Демосфена //Там же. С.171-182.

7. Законы царя Нумы Помпилия //Там же. С.189-190.

8. Законы Лициния и Секстия //Там же. С.193.

9. Закон Петелия об отмене долгового рабства //Там же. С.194.

10. Эдикт Каракаллы о предоставлении римского гражданства населению империи //Там же. С.194-195.

11. Указ императора Константина о провинциалах //Там же. С.196-197.

12. Миланский (Медиоланский) эдикт императоров Константина и Лициния //Там же. С.197-198.

13. Салическая Правда //Там же. С.395-439.

14. Эдикт Хлотаря //Там же. С.440.

15. Великая хартия вольностей //Там же. С.508-521.

16. Кутюмы Бовези //Там же. С.570-598.

17. Великий мартовский ордонанс //Там же. С.598-611.

18. Саксонское зерцало //Там же. С.641-675.

19. Каролина //Там же. С.688-747.

20. Эклога //Там же. С.341-371.

21. Воинский закон //Там же. С.377-382.

22. Статут коммуны Падуи //Там же. С.748-761.

23. Акт о предотвращении неудобств, происходящих вследствие долговременных промежутков между созывами парламентов (трехгодичный акт). 15 февраля 1641 г. //Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /Под ред. З.М. Черниловского. М., 1984. С.153-154.

24. Постановление палаты общин об объявлении себя верховной властью английского государства. 14 января 1649 г. //Там же. С.155.

25. Форма правления государствами Англия, Шотландия и Ирландия и владениями, им принадлежащими (Орудие управления). 13 декабря 1653 г. //Там же. С.156-159.

26. Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями. 26 мая 1679 г. //Там же. С.161-164.

27. Билль о правах. 13 февраля 1689 г. //Там же. С.165-166.

28. Акт об устроении (Акт о будущем ограничении и лучшем обеспечении прав и свобод подданных).1701 г. //Там же. С.166-167.

29. Акт о народном представительстве. 1832 г. //Там же. С.168-170.

30. Акт о народном представительстве. 1867 г. //Там же. С.170-172.

31. Акт о народном представительстве. 1884 г. //Там же. С.172-173.

32. Акт о парламенте для определения отношений между палатой лордов и палатой общин и для ограничения срока полномочий парламента //Там же. С.173-174.

33. Декларация независимости Соединенных Штатов Америки. 4 июля 1776 г. //Там же. С.182-185.

34. Статьи конфедерации. 1781 г. //Там же. С.185-189.

35. Конституция Соединенных Штатов Америки. 17 октября 1787 г. //Там же. 189-199.

36. Билль о правах 1789-1791 гг. (первые десять поправок к конституции) //Там же. 199-201.

37. Закон о гомстедах. 1862 г. //Там же. С.203-205.

38. Поправка XIII. 1865 г. //Там же. С.206.

39. Поправка XIV. 1868 г. //Там же. С.207.

40. Поправка XV. 1870 г. //Там же. С.207.

41. Декларация прав человека и гражданина. 26 августа 1789 г. //Там же. С.207-210.

42. Декрет о подавлении беспорядков. 10 августа 1789 г. //Там же. 210.



43. Декрет об уничтожении феодальных прав и привилегий. 11 августа 1789 г. //Там же. С.212.

44. Закон относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии (Закон Ле-Шапелье) //Там же. С. 217.

45. Декрет Национального конвента, уничтожающий во Франции королевскую власть. 21-22 сентября 1792 г. //Там же. С.228.

46. Декрет Конвента об учреждении Комитета общественной безопасности. 2 октября 1792 г.//Там же. С.229.

47. Декрет Конвента об учреждении Комитета общественного спасения.6 апреля 1793 г. //Там же. С.229.

48. Декрет об уничтожении остатков феодального режима. 25 августа 1792 г. //Там же. С.231.

49. Декларация прав человека и гражданина 1793 г. //Там же. С.234-236.

50. Учредительный закон о революционном порядке управления. 4 декабря 1793 г. //Там же. С.237.

51. Декрет о подозрительных. 17 сентября 1793 г. //Там же. С.237.

52. Декрет Конвента о секвестре имущества врагов революции. 8 вантоза II года (26 февраля 1794 г.) //Там же. С.238.

53. Декрет об общинных землях. 13 сентября 1793 г. //Там же. С.242.

54. Декрет об установлении максимума на всей территории республики. 13 фримера II г. (1ноября 1793 г.) //Там же. С.244.

55. Конституция VIII года (13 декабря 1799 г.) //Там же. С.245.

56. Органический сенатус-консульт. 18 мая 1804 г. //Там же. С.247.

57. Конституция. 4 ноября 1848 г. //Там же. С.248.

58. Декрет об административном управлении округами Парижа. 30 марта 1871 г.

59. Декрет об упразднении старой армии и замене ее Национальной гвардией //Там же. С.259.

60. Декрет об образовании Комитета общественного спасения. 1 мая 1871 г. //Там же. 260.

61. Конституционный закон 1875 г. //Там же. С.266.

62. Конституционный закон об организации государственных властей. 25 февраля 1875 г. //Там же. С.266.

63. Закон об организации Сената. 24 февраля 1875 г. //Там же. С.267.

64. Закон об отношениях государственных властей. 16 июля 1875 г. //Там же. С.269.

65. Конституция Пруссии. 31 января 1871 г. //Там же. С.275.

66. Конституция японской империи. 11 февраля 1889 г. //Там же. С.276.

67. Гражданский кодекс (Кодекс Наполеона). 1804 г. //Там же. С.280-298.

68. Уголовный кодекс. 1810 г. //Там же. С.301.

69. Германское гражданское уложение. 18 августа 1896 г. //Там же. С.315-330.

70. Поправки к федеральной конституции: Поправка XIX. 1920 г.; Поправка XXII. 1951 г.; Поправка XXIV. 1964 г.; Поправка XXVI. 1971 г. //Там же. С.340-341.

71. Закон о восстановлении национальной экономики. 16 июля 1933 г. //Там же. С.342.

72. Закон об улучшении положения в сельском хозяйстве. 12 мая 1933 г. //Там же. С.343.

73. Кодекс о справедливой конкуренции для хлопчатобумажной текстильной промышленности. 17 июля 1933 г. //Там же. С.344-345.

74. Акт о народном представительстве. 1918 г. //Там же. С.345.

75. Акт о народном представительстве 1928 г. //Там же. С.346.

76. Акт о народном представительстве 1948 г. //Там же. С.346.

77. Акт о народном представительстве 1969 г. //Там же. С.346.

78. Закон о чрезвычайных полномочиях. Ноябрь 1920 г. //Там же. С.347.

79. Конституция Германской империи (Веймарская). 11 августа 1919 г. //Там же. С.350-364.

80. Закон о ликвидации рейхсрата. 14 февраля 1934 г. //Там же. С.366.

81. Закон о верховном главе Германской империи. 1 августа 1943 г. //Там же. 366.

82. Закон об обеспечении единства партии и государства. 1 декабря 1933 г. с изменениями по закону 8 июля 1933 г. //Там же. С.367.

83. Конституция Французской республики. 1946 г. //Там же. С.368-373.

84. Закон об избрании членов Национального собрания 9 мая 1951 г., изменяющий закон от 5 октября 1946 г. //Там же. С.374.

85. Закон Вагнера. 5 июля 1935 г. //Там же. С.379.

86. Закон Тафта-Хартли. 1947 г. //Там же. С.382.

87. Законодательство Народного фронта //Там же. С.392.

88. Закон, устанавливающий 40-часовую рабочую неделю в индустриальных и торговых предприятиях и определяющий продолжительность труда в подземных рудниках. 27 июня 1936 г. //Там же. С.393.

89. Закон Смита. 28 июня 1940 г. //Там же. С.394.

90. Закон о «внутренней безопасности» (Закон Маккарена). 23 сентября 1950 г. //Там же. С.394-397.

91. Закон о судах. 1971 г. //Там же. 404-408.

92. Конституция Чехословацкой Республики. 9 мая 1948 г. //Там же. С.410-414.

93. Конституция Германской Демократической Республики. 1949 г. //Там же. С.427.

94. Венгерский декрет о ликвидации системы крупного землевладения и наделении землей трудовых крестьян. 15 марта 1945 г. //Там же. С.438-443.

95. Румынский закон № 187 о проведении земельной реформы. 23 марта 1945 г. //Там же. С.443-446.

96. Польский закон о переходе в собственность государства основных отраслей народного хозяйства. 3 января 1946 г. //Там же. С.448.

97. Венгерский закон о национализации некоторых промышленных предприятий. 1948 г. //Там же. С.449-451.

98. Конституция Демократической Республики Вьетнам. 8 ноября 1946 г. //Там же. С.451.

99. Основной закон Кубинской Республики. 7 февраля 1959 г. //Там же. С.456-464.

б) материалы судебной практики

1. «Соединенные Штаты против Дебса» (Окружной суд Соединенных Штатов для округа Индиана). 1894 г. //Там же. С.336-338.

2. «Соединенные Штаты против «Стандарт ойл компании оф Нью-Джерси» (Окружной суд Соединенных Штатов для восточного юридического округа Миссури). 1909 г. //Там же.338-340.

в) основная литература:

1. История государства и права зарубежных стран : учеб. для бакалавров / М.Н. Прудников .— 6-е изд. доп. и перераб. — М. : Юрайт, 2013 .— 811 с.

2. История государства и права зарубежных стран = учеб. для бакалавров / М.А. Исаев .— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2013 .— 959 с.

3. История государства и права зарубежных стран : учебник для бакалавров / Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина; отв. ред. И. А. Исаев, Т. П. Филиппова .— Москва : Проспект, 2013 .— 560 с.

4. Михайлова Н. В. , Калина В. Ф. , Иванов А. А. , Колоколов Н. А. , Бабаев Г. К. История государства и права зарубежных стран: учебник. // М.: Юнити-Дана, 2015. - 559 с.

5. История государства и права зарубежных стран: в 2-х т.: учебник / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. — М.: Норма, 1996 - .Т. 1: Древний мир и Средние века .— 2010 . — 720 с.

6. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов в 2-х т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова .— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 1996 - . Т. 2: Современная эпоха .— 2010 . — 816 с.

7. Шелкопляс В. А., Данилов В. А. История государства и права зарубежных стран: учебник, Минск: ТетраСистемс, 2012, Объем (стр): 544, 2-е изд.http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=136385

г) дополнительная литература

1. Римское право : учебник для бакалавров / И. Б. Новицкий ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова .— Москва : Юрайт, 2013 .— 298 с.

2. Всеобщая история государства и права. Том 1. Древний мир и средние века [Электронный ресурс] : учебник для вузов в двух томах .— М. : Зерцало-М, 2013 .— 640 с. — Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему «Университетская библиотека online» .— ISBN 978-5-94373-226-3 .— .

3. Всеобщая история государства и права. . Том 2. Новое время. Новейшее время [Электронный ресурс] : учебник для вузов в двух томах .— М. : Зерцало-М, 2013 .— 640 с. — Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему «Университетская библиотека online» .— ISBN 978-5-94373-227-0 .— .

4. История европейского права : пер. со швед. / Э. Аннерс ; Шведская Королевская академия наук; Российская академия наук, Отделение общественных наук, Институт Европы .— М. : Наука, 1994 .— 394 С.

5. Сравнительное изучение цивилизаций : хрестоматия: учеб. / сост. Б.С. Ерасов . — М.: Аспект-Пресс, 2001 .— 556 с.

6. Тимонин, А. Н. (д-р юрид. наук, проф.). Англосаксонская модель государства: к дискуссии об идейно-теоретических основах // LEX RUSSICA. - 2015. - № 9 (Том CVI), (сентябрь). - С. 87 – 98.

7. Тимонин, А. Н. Происхождение государства как объект этагенетического анализа: очерки общей теории и методологии исследования: монография. 2-е изд., перераб и доп. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – 174 с.

8. Тимонин, А. Н. К дискуссии о «договорном» происхождении венецианского государства //Правовое государство: теория и практика. - 2015. - № 2 (40). - С.72 – 76.

9. Тимонин, А. Н. Англосаксонская государственность: ложные идеи, концепции и реальная история // Вестник ВЭГУ. - 2015. - № 2(76). - С. 65-76.

10. Давид, Рене. Основные правовые системы современности = Les grands systemes de droit contemporains / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. — М. : Международные отношения, 2003. — 400 с.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Сайт Юридической научной библиотеки издательства «Спарк» www.lawlibraru.ru

Сайт Университетской библиотеки http://biblioclub.ru/

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Начальные этапы высшего юридического образования по давно установившейся традиции связаны с изучением двух фундаментальных наук - теории и истории государства и права. По широте охвата, разнообразию историко-правового материала, глубине проникновения в суть различных государственно-правовых систем, история государства и права зарубежных стран не имеет себе равных среди историко-юридических дисциплин. Изучение истории государства и права зарубежных стран имеет важнейшее значение для подготовки юристов высшей квалификации. Оно организовано с учетом принципа преемственности исторических знаний. Поэтому студентам постоянно напоминается об изученных ими в школе исторических фактах, явлениях, процессах. Систематическая работа студентов над теми материалами, которые содержатся в лекционном курсе и учебной литературе, поможет им глубже осмыслить знания, приобретенные ими как в школе, так и в вузе. Хорошо известно, что многими студентами общетеоретические понятия воспринимаются как иноязычные термины. Поэтому они в буквальном смысле обречены на механическое запоминание и признаков и общего смысла данных понятий. Курс история государства и права зарубежных стран играет большую роль в конкретизации и углублении многих общеисторических и общетеоретических понятий. Он ориентирует студентов на логическое осмысление запоминаемого материала, на рассмотрение государственно-правовых явлений, а также соответствующих фактов не иначе как в связи и развитии. Сравнивая те или иные государственно-правовые системы, выявляя общее и особенное между ними, сопоставляя их с развитием нашей страны, студенты получают возможность яснее представить себе их общие черты и особенности эволюции, как нашей страны, так и других государств. Тем самым материалы, содержащиеся в данной учебной дисциплине, способствуют развитию у студентов историко-юридического мышления, которое наряду с умением интерпретировать факты, включает в себя и навыки их обобщения. При изучении курса история государства и права зарубежных стран студенты обязаны использовать не только различные памятники права, но и другие исторические источники, в которых отразились сведения о возникновении, развитии и функционировании государственно-правовых систем в той или иной стране. Определенную помощь при освоении студентами данного курса могут оказать соответствующие учебники.

Учебно-методический комплекс по истории государства и права зарубежных стран включает в себя: программу учебной дисциплины, рабочую программу по дисциплине, общие методические указания для изучения дисциплины, методические рекомендации, контрольные вопросы и тесты для самоподготовки студентов к каждой теме, задачи к отдельным темам, список использованных источников и литературы.

Модуль 1.

Тема 1. Предмет, методология, основная цель и задачи истории государства и права зарубежных стран, периодизация курса

Вопросы для самоподготовки:

1. Проанализируйте следующее высказывание: «установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии». Какое понятие раскрывается в данном определении?

2. Объясните, отличается ли периодизация истории государства и права зарубежных стран от периодизации истории общества?

3. Перечислите исторические разновидности стадиального подхода к периодизации истории общества и государства.

4. Еще в конце XVII в. немецкий ученый, исходя из единого принципа, разделил историю на три эпохи: древнюю, средневековую и новую. Верхней границей первой эпохи он избрал падение Рима в 476 году, а второй – падение Нового Рима – Константинополя в 1453 году, а третья, по его мнению, продолжается доныне. Установите имя данного ученого и тот принцип, который был положен в основу его периодизации всемирной истории.

5. Перечислите и охарактеризуйте основные виды формационного подхода к истории государства и права зарубежных стран.

6. Каковы основные недостатки т. н. «пятичленки»?

7. Каково соотношение между стадиальной схемой И. Келлера и «пятичленкой»? Найдите общее и особенное.

8. Объясните, что такое европоцентризм? Каковы его последствия для формационной характеристики Востока?

9. Перечислите исторические разновидности цивилизационного подхода к истории государства и права зарубежных стран?

10. Перечислите и раскройте достоинства и недостатки «теории локальных цивилизаций».

11. Дайте краткую характеристику новейшим цивилизационным схемам, предложенным отечественными учеными.

12. Дайте свой ответ на вопрос: возможен ли синтез формационного и цивилизационного подходов.

Задания:

1. Подготовка к тестированию Тест №1.

2. Подготовка к контрольной работе по теме «Основные разновидности формационного и цивилизационного подходов к периодизации истории государства и права зарубежных стран» (вариативная часть СМР, которая может быть использована преподавателем в случае технических неполадок в ЭВМ и других нестандартных ситуациях)

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

Тема 2. Общественный и государственный строй древневосточных цивилизаций

Вопросы для самоподготовки:

1. Какой из этапов социально-политической истории первобытного общества может быть отождествлен с началом эпохи государствообразования, а какой с ее завершением?

2. Что такое вождество? Почему именно вождество обычно рассматривается в качестве ключевого этапа государствообразования? Что общего между вождеством и ранним государством?

3. Осветите эволюцию взглядов Ф. Энгельса на причины образования древневосточного государства. Установите несовместимость причинной схемы, содержащейся в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», со схемой, изложенной Энгельсом в «Анти-Дюринге». Какая из трактовок, предложенных в разное время Энгельсом, ближе к истине?

4. Перечислите и раскройте глубинные причины государствообразования на Востоке. В чем заключается вклад Платона, Э. Сервиса, Л.С. Васильева и В.П. Илюшечкина в решение этой проблемы?

5. Чем условия государствообразования отличаются от его причин и факторов? Дайте краткую характеристику взглядам Р. Карнейро и Х. Классена на условия государствогенеза.

6. Перечислите и раскройте основные особенности восточного государствогенеза. Чем возникновение государства на Древнем Востоке отличается от аналогичного процесса на античном Западе?

7. Перечислите и раскройте основные пути возникновения государства на Древнем Востоке. Осветите соотношение первичных и вторичных государств.

8. Перечислите и раскройте основные признаки раннего государства. Чем ранние государства Востока отличались от вождеств? Каково соотношение ранних и зрелых государств на Древнем Востоке?

9. Объясните, кто на Древнем Востоке с полным правом мог сказать: «государство – это мы»? Какой смысл вкладывается в слова: государственность Востока – профессиональная государственность? О каких профессионалах в данном случае идет речь?

10. Перечислите признаки империи. Чем имперские государства отличались от государств-гегемоний и ранних государств? Все ли восточные империи характеризуются централизованным военно-бюрократическим аппаратом? Почему империи порой определяются в качестве суперсложных государств?

11. Кем и когда был сформулирован «идеальный тип» деспотизма? Какое отношение к нему имеют государственно-правовые порядки, сложившиеся во Франции в XVIII в.?

12. Перечислите признаки восточной деспотии. Какой из них может быть охарактеризован в качестве синонима данной политической формы?

13. Существовали ли на Востоке свои собственные «сдержки и противовесы», которые ограничивали произвол чиновников и самого правителя?

15. Объясните, почему в нашей стране состоялись три дискуссии об «АСП» - «азиатском способе производства»?

16. Перечислите основные признаки «АСП». Объясните, чем «АСП» отличается от «ГСП» - «государственного способа производства» и «НСП» - «неартикулированного способа производства»?

17. Какая из трех формационных конструкций наиболее адекватно отражает параметры восточной государственности? Назовите их общие недостатки.

18. Как вы понимаете высказывание: «За исключением евро-атлантических государств весь остальной мир был идеакратичным»?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №2).

2. Подготовка к контрольной работе по теме «Основные этапы развития государства на Древнем Востоке», либо по теме «Основные этапы возникновения древневосточной государственности» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

Тема 3. Историческое развитие права на Древнем Востоке

Вопросы для самоподготовки:

1. Каковы основные особенности права на Древнем Востоке, отразившие его возникновение и развитие?

2. Какова структура Законов царя Хаммурапи?

3. Назовите основные источники права, которые были использованы при составлении сборника законов?

4. Назовите виды земельной собственности, существовавшие в Вавилоне?

5. Перечислите и охарактеризуйте социально-правовые слои вавилонского общества?

6. Существовало ли в древней Вавилонии общее понятие преступления?

7. Какие виды преступлений можно выделить из содержания сборника Законов?

8. Назовите основные виды наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи?

9. Какой характер носил судебный процесс по Законам Хаммурапи?

10. Как соотносятся между собой Законы Ману и дхармашастры?

11. Назовите способы возникновения права собственности, существовавшие в соответствии с Законами Ману?

12. Какие уголовно-правовые понятия были известны законам Ману?

13. Перечислите виды наказаний, предусмотренные Законами Ману?

14. Какой характер носил судебный процесс по Законам Ману?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №3).

2. Подготовка к контрольной работе по теме «Сравнительная характеристика законов Хаммурапи и законов Ману» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Тема 4. Генезис античного государства

Вопросы для самоподготовки:

1. В переводе с греческого «талассократия» буквально означает «морская власть». Какой державе вплоть до XVI в. до н. э. принадлежало господство на морях? Почему ей же подчинялись Балканы?

2. В расшифрованных табличках крито-микенского периода упоминаются множество работников-профессионалов. Среди них фигурируют: земледельцы, скотоводы, воины, гребцы, гончары, плотники, кузнецы, оружейники, золотых дел мастера, каменщики, письмоносцы. Объясните, какой типологический признак сближает крито-микенские государства с государствами Востока? Кто на Востоке мог сказать, что «государство – это мы!».

3. Почему политическим символами и административными центрами как островной, так и континентальной государственности Эгеиды служили дворцы? Объясните, почему дворцы Алкиноя и Одиссея не могли стать предметом внимания и признания со стороны традиционной государственности Востока? Когда и почему отпала былая зависимость сельских общин от дворцов? Какую роль в этом процессе сыграло дорийское нашествие?

4. Перечислите и раскройте основные причины крушения крито-микенской цивилизации и формирования на её обломках государств нового исторического типа. Объясните, почему процесс возникновения античных государств нередко отождествляется с мутацией? Почему в Греции в отличие от Востока вновь не возродилась профессиональная (бюрократическая) государственность?

5. Какую роль в процессе перехода от варваризованного общества к цивилизации нового типа (античной цивилизации) сыграло пиратство? Почему на территории Эгеиды угроза пиратских набегов становится постоянной? Порождала ли она потребность в интеграции побережья по общности интереса? Почему интеграция по общности интереса в защите и нападении представляла собой интеграцию нового «гражданского» типа?

6. Общеизвестно, что Аристотель определял современных ему греков в качестве существ политических. Какое отношение это определение имеет к феномену гражданской государственности?

7. Перечислите и раскройте основные пути государствообразования в постмикенский период. Каковы основные результаты ионийского движения на Восток? Каким образом ионийцам удалось разрешить главное внутреннее противоречие и обеспечить себе возможность ускоренного социально-политического развития?

8. Где сложились знаменитые политико-правовые принципы: исономия и исэгория? Перечислите и раскройте достоинства и недостатки ионийских полисов. Примыкали ли к ним древнейшие Афины? Где впервые стали применять классическую форму рабства?

9. Какая форма собственности стала доминировать в античном мире? На какой основе она была сформирована?

10. Установите, какие государства существовали дольше: античные республики или древневосточные монархии? К каким выводам подводит сравнительная недолговечность существования государств того или иного типа и неспособность ни Афин, ни Спарты, ни Фив политически объединить Элладу в границах общего для всех греков имперского государства?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №4).

2. Подготовка к контрольной работе по теме «Основные пути возникновения античных государств» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

4. Подготовка к обсуждению эссе«Пути и формы возникновения государства в античном мире»

Тема 5. Историческое развитие афинской республики

Вопросы для самоподготовки:

1. Когда и почему на территории Аттики появляется первоначальное государство? Почему реформы, приписываемые афинскому басилею Тесею, Энгельсом были охарактеризованы как «первая попытка образования государства»? Имело ли место вмешательство извне в процесс государствообразования в Афинах?

2. Освещая обстановку в Аттике VIII – VII вв. до н. э., Аристотель отмечал: «вообще земля была в руках немногих». Объясните, как аттическое крестьянство отреагировало на рост безземелья, нищеты и порабощения? Почему аттическая аристократия была вынуждена уступить демосу и согласиться на избрание судьи-устроителя?

3. Кто и когда отменил в Афинах долговое рабство? Какими полномочиями обладал «эйсимнет».

4. Как можно объяснить высказывание Солона: «Мне равно не по душе – силой править тирании, или в пажитях родных дать худым и благородным долю равную иметь»?

5. Сколько реформ удалось осуществить Солону? Каким образом древние греки оценили его реформаторскую деятельность? Что они считали наиболее важным делом Солона?

6. Прав ли был Энгельс, отождествляя два процесса: возникновение государства и победу демократического строя в Афинах? Почему и то, и другое он относил к началу VI в. до н. э.?

7. Какие факты и аргументы свидетельствуют о несостоятельности учения Энгельса о «классической форме» возникновения государства? Когда на самом деле Афины становятся «школой Греции»?

8. Перечислите и раскройте основные реформы Клисфена. Почему древние греки, определяя характер власти Клисфена, называли его не тираном, а «простатом», т. е. «впередистоящим» вождем народа?

9. Чужеземный мудрец, побывавший в Афинах, так отозвался о Народном собрании. «Удивительно, сказал он, - у эллинов говорят умные люди, а решают государственные дела дураки». Что имел в виду чужеземец? Был ли он прав?

10. Кто в Афинах заложил основы демократии, а при ком афинский демос добивается окончательной победы? Была ли афинская демократия уникальной или же ей можно подыскать в истории соответствующие аналоги?

11. В 403 г. до н. э., после свержения «тридцати тиранов», в Афинах появляется постановление: «Народ решил, Тисамен внес предложение: афинянам иметь государственный строй согласно установлениям отцов; законами пользоваться Солоновыми, и его же мерами и весами…». Что нового вы узнали из фрагмента этого постановления?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №5).

2. Подготовка к контрольной работе по теме «Сравнительная характеристика государственного строя Афин и Спарты» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

4. Подготовка к обсуждению эссе«Проблемы развития демократии в Афинах».

Тема 6. Историческое развитие римской республики

Вопросы для самоподготовки:

1. Перечислите и раскройте основные причины образования государства в Риме.

2. Назовите основные факторы государствогенеза. Какой из них сыграл наибольшую роль в ранней римской истории? Можно ли его рассматривать в качестве одной из причин образования государства в Риме?

3. За что плебеи боролись с патрициями? Почему плебеи постепенно добились своих целей? Что сделал для плебеев Сервий Туллий?

4. Кто в Риме мог стать членом сената? Каковы были обязанности и права сенаторов?

5. Кто участвовал в народном собрании Рима? Какие вопросы там решались?

6. Кто и как выбирал в Риме консулов и преторов? Кто мог быть избран на эти две разные должности?

7. Каковы были обязанности и права преторов и консулов Рима? Почему нужны были эти две разные должности?

8. Кто и как выбирал в Риме народных трибунов? Каковы были их права и обязанности?

9. Для чего нужна была в Риме должность цензора? Чем отличались его обязанности от задач современного цензора?

10. Что означает слово «республика»? Какой была Римская республика в 500 году до н. э. – демократической или аристократической? Изменилось ли это состояние государственного строя к 200 году до н. э.?

11. Каков смысл слов «народный трибун»? Какие еще были трибуны и чем о них отличались народные трибуны? Кто исполнял отдельные обязанности народных трибунов до того, как появилась эта должность?

12. Какие из сословий и учреждений римской республики Аристотель отнес бы к аристократии, какие – к демократии, какие – к монархии?

Задания: 1. Подготовка к тестированию (Тест №6).

2. Подготовка к контрольной работе по теме «Сравнительная характеристика государственного строя республиканского Рима и Афин» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

4. Подготовка к экспресс-игре №1 «Сравнительная характеристика государственного строя республиканского Рима и Афин».

Модуль 2.

Тема 7. Возникновение и развитие государства средневековой европейской цивилизации

Вопросы для самоподготовки:

1. Какова роль внешних факторов, например, завоевания германцами провинций Западной Римской империи в процессе германского государствогенеза? Что нового вы узнали о причинах возникновения ранних германских королевств?

2. Сопоставьте процессы возникновения государства в сфере романо-германского синтеза и вне ее. Установите общее и особенное.

3. Что нового вы узнали о германских элементах синтеза? Какие римские элементы принимали участие в синтезе?

4. Что нового вы узнали о задачах государства средневековой европейской цивилизации?

5. Почему государства, основанные германцами, в советской литературе нередко назывались раннефеодальными? Почему только отдельными отечественными учеными они именовались «варварскими»?

6. Что нового вы узнали о политическом (государственном) режиме, господствовавшем в ранних германских королевствах? Как оценивался данный режим их современником святым католической церкви Аврелием Августином? Насколько близка его точка зрения воззрениям профессора Феду?

7. Какие модели государства использовались германцами в процессе государственного строительства? Какая из них была главной?

8. Что такое «доместикация» государственной службы у германцев? Наблюдались ли сходные процессы у восточных славян?

9. Что произошло с понятием государства как «общего дела»? Почему понятия государственной границы и столицы государства становятся неопределенными?

10. Какой смысл вкладывался в понятие «res privata»? Каким было соотношение между частным и публичным правом?

11. Как соотносятся между собой две идеи: имитации империи и трансляции империи?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №7).

2. Подготовка к контрольной работе по теме «Особенности возникновения ранних германских королевств» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

4. Подготовка к экспресс-игре №2«Историческое соотношение раннего германского королевства и римской империи»

Тема 8. Историческое развитие средневекового европейского права

Вопросы для самоподготовки:

1. Известно, что средневековое европейское право было сложным по своей структуре. Известно и то, что оно структурировалось в соответствии с одним из фундаментальных средневековых принципов. Назовите данный принцип и установите, соответствует ли данному принципу привычная отраслевая структура права, предусматривающая выделение права уголовного, гражданского, административного, финансового и т. п.?

2. Известно, что система источников средневекового европейского права была многообразной. Известно и то, что роль различных источников права на разных этапах средневековья была неодинаковой. Установите, какие из источников права доминировали в период раннего средневековья, какие на этапе зрелого средневековья, а какие в период высокого средневековья?

3. Объясните, почему первый период в развитии средневекового европейского права получил название «периода господства обычного права»?

4. Назовите основные признаки обычного права. Установите, какой из них наиболее очевиден и доступен обыденному сознанию?

5. Найдите буквальный перевод одного из памятников средневекового германского права «Pacta leqis Salicae». Объясните, почему он не совпадает с привычным названием «Салическая Правда»?

6. Установите, какие правовые преграды возникали на пути распространения римского права во Франции и в Германии?

7. Объясните, почему М. Блок уподобил процесс распространения римского права во Франции «эффекту масляного пятна»? Подумайте над тем, какое отношение к данному вопросу имеет гегелевская триада: тезис, антитезис и синтез?

8. Какая римская идея лежит в основе средневекового высказывания: «страна на праве строится»? Почему данная идея на европейском континенте возрождается только в XIII столетии?

9. Объясните, почему королевское законодательство становится одним из ведущих источников права сравнительно поздно – на этапе высокого средневековья? Какой социально-политической группе Западная Европа обязана растущим авторитетом королевского законодательства?

10. Перечислите и раскройте основные достижения глоссаторов, постглоссаторов, легистов и гуманистов. Объясните, чем данные правовые школы отличались друг от друга?

11. В какой из стран Западной Европы римское право заменяет собой право национальное?

12. Объясните, почему в университетах средневековой Европы не изучали национальное право? Какое право было положено в основу университетского образования?

Задания:

1. Подготовка к тестированию (Тест №8).

2.Подготовка к контрольной работе по теме «Роль университетов в развитии средневекового европейского права» (Вариативная часть СМР).

3. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя

4. Подготовка к экспресс-игре №3 «Историческое соотношение обычного права и возрожденного римского права».

5. Подготовка к обсуждению эссе«Проблемы возрождения римского права в средневековой Европе».

Тема 9. Становление и развитие Византийской империи

Вопросы для самоподготовки:

1. Каким было соотношение Pax romana и Pax Christiana в Византии? В чем заключаются специфические черты византийского варианта общественно-политического развития?

2. Сколько этапов в своем развитии прошло византийское государство?

3. Каково содержание первого этапа византийского государства?

4. Каково содержание второго этапа византийского государства?

5. Каково содержание третьего этапа византийского государства?

6. Как изменилась атрибутика импе




411554824.html
412554824.html
413554824.html
414554824.html
41554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™