А. Первые годы правления Петра 1 (1689—1695)

1. Время правления Петра Великого (1689—1725), или время петровских реформ, — это переломная эпоха в истории России. Реформы начались еще при царях Михаиле и Алексее. Но Петр I пошел гораздо дальше их, проводил реформы с огромным размахом, энергией, смелостью, ломая старые учреждения, решительно отказываясь от вековых привычек и предрассудков. Свои преобразования Петр замыслил и начал проводить в конце 90-х годов XVII в.

2. В первые годы своего правления Петр не проявлял интереса к государственным делам. У него сложилась своя «кумпания», в которую входили шотландец Патрик Гордон, швейцарец Франц Лефорт, будущий адмирал Федор Матвеевич Апраксин, князь Федор Юрьевич Ромодановский, будущий канцлер Гавриил Иванович Головкин. Самым близким Петру человеком стал Александр Данилович Меншиков. Сын дворового конюха, в юности торговавший пирогами, он был абсолютно неграмотен, но ловок и услужлив. Потом он станет светлейшим князем, очень богатым вельможей, «полудержавным властелином» (А. С. Пушкин), будет избран членом Британского королевского общества. Вся эта компания во главе с царем устраивала развлечения, шумные пирушки. Но в это же время Петр много читает, учится у инженеров, математиков, плотников, в Немецкой слободе у иноземных офицеров получает знания по военному искусству.

3. Царь устраивает со своими бывшими «потешными» войсками показательные сражения на суше и на воде. Зимой 1692 г. в Переяславле строятся фрегаты, яхты, гребные суда, первый русский корабль. Но акватория Переяславского озера ограничивала маневрирование кораблей. И Петр в сопровождении большой свиты едет в Архангельск, единственный морской порт, которым в то время располагала Россия. Здесь он впервые увидел настоящее море, иностранные корабли, совершил непродолжительное морское путешествие на небольшой яхте и заложил корабль, наблюдать за достройкой которого поручил Ф. М. Апраксину. На следующий год Петр снова едет в Архангельск и к поездке готовится более тщательно. На построенном корабле он совершил в июле 1694 г. плавание, которое едва не стоило ему жизни — в море их застала буря. Царь возвратился в Москву и стал готовиться к игре на суше. В окрестностях подмосковной деревни Кожухово была сооружена крепость с земляным валом, глубоким рвом и бойницами. В «баталии» участвовали две армии под командованием Бутурлина и Ромодановского численностью 15 тысяч человек. Кожуховские маневры напоминали настоящее сражение, имелись убитые и раненые. Петр счел армию достаточно подготовленной для настоящей войны.

Б. Азовские походы (1695,1696)

1. В 1694 г. Австрия и Польша — союзники России по антитурецкой коалиции — потребовали от Петра начать активные действия против Турции. Решено было, в отличие от предшествующих крымских походов князя Голицына, нанести удар не по вассалам Османской империи — крымским татарам, а непосредственно по самим туркам, по их крепости Азов. Избран был и другой путь следования: не через пустынные степи, а по обжитым районам Волги и Дона, по которым можно было доставлять войско и припасы.



2. Весной 1695 г. армия тремя группами под командованием Головина, Гордона и Лефорта двинулась на юг. Петр во время похода совмещал

обязанности первого бомбардира и фактического руководителя всей кампании. В конце июня войска достигли Азова и приступили к осадным работам. Азов был мощной, хорошо укрепленной крепостью, его осада длилась 3 месяца. Русские войска понесли тяжелые потери, и в октябре 1695 г. осада Азова была снята, Петр отдал приказ об отступлении.

3. Петр понимал, что главными причинами поражения являются плохая обученность войск, слабая инженерная подготовка и отсутствие флота, который бы мог изолировать Азов с моря и препятствовать доставке осажденным подкрепления и продовольствия. В январе 1696 г. на верфях Воронежа развернулось строительство кораблей. Сюда было согнано 20 000 плотников из ближайшей округи, которые к началу навигации должны были соорудить 1300 стругов. В Преображенском строились 23 галеры, которые в разобранном виде должны были доставляться в Воронеж. Сам царь с топором в руке работал на сооружении стругов. Одновременно шло формирование сухопутной армии. Был издан высочайший указ, по которому холопы, вступавшие в войско, получали свободу. В Воронеж стекались полки, отправлявшиеся в поход. Их численность достигала 46 000 человек, к ним должны были присоединиться украинские и донские казаки, калмыцкая конница. Таким образом, намечалось собрать под Азовом около 70 000 человек.

4. В мае 1696 г. начался второй Азовский поход. Сухопутными войсками командовал А. С. Шеин, морскими — Ф. Лефорт. 28 мая началась вторая осада Азова. Русская флотилия вошла в Азовское море и отрезала его от связи с внешним миром. Город был окружен со всех сторон — и с суши, и с моря. 19 июля после двухмесячной осады Азов был взят, здесь был оставлен русский гарнизон. Началось сооружение крепости и гавани для будущего морского флота. Для этого был выбран Таганрог. Россия закрепилась на азовских берегах.

5. После Азовских походов Петра не покидает мысль о том, чтобы превратить Россию в морскую державу. Для того чтобы осуществить это, требовались военно-морской флот и специалисты, которые могли строить корабли и управлять ими в сражениях. Реализация этого плана вылилась в отправку молодых людей за границу для обучения морскому делу и кораблестроению и организацию «великого посольства».

В. «Великое посольство» (1697—1698)

1. Для поисков союзников в войне против Турции, которая мешала выходу России к Черному морю, было организовано «великое посольство» из 250 человек во главе с Лефортом, главой Посольского приказа Головиным и думным дьяком Прокофием Возницыным. Под именем «урядника» Преображенского полка Петра Михайлова ехал и сам царь. В посольство были включены 61 стольник, которым предстояло учиться за границей; 23 из них носили княжеские титулы. Помимо дипломатических, перед посольством стояли практические задачи: наем на русскую службу матросов, капитанов кораблей, кораблестроителей, покупка оружия, инструментов. Посольству предстояло посетить Голландию, Англию, Австрию, Саксонию, Венецию. В марте 1697 г. посольство тронулось в путь.

2. Царь и посольство побывали во всех намеченных странах (кроме Венеции), знакомились с европейской промышленностью, кораблестроением, фортификацией и литейным делом, музеями, театрами, обсерваториями, монетными дворами. В Голландии Петр и волонтеры трудились над сооружением фрегата, за что по окончании работы получили свидетельства об овладении мастерством. Царь посетил заседание английского парламента, был удивлен тем, что члены парламента свободно высказывают свое мнение в присутствии короля. Позднее в Сенате Петр пытался ввести подобные демократические порядки, требовал, чтобы члены Сената открыто обсуждали все вопросы. Но все это было далеко от подлинной демократии.

3. Петру не удалось найти союзников в войне с Турцией. В этом ему под разными предлогами отказала Голландия; в Вене царь убедился, что Австрия и Венеция, союзники России по антитурецкой коалиции, не намерены оказывать России помощь в войне с Турцией и ведут тайные переговоры с султаном о заключении мира. Но зато нашлись союзники в борьбе со Швецией. Это были Дания, Речь Посполитая и Саксония. В 1699—1700 гг. был заключен Северный союз, направленный против Швеции. Вместо овладения южными морями, решено было добиваться закрепления на побережье Балтийского моря.

4. Знакомство с законами, наукой, техникой и политическим устройством европейских стран усилило у Петра жажду перемен в России, утвердило его в мысли о необходимости «капитального ремонта» России, иными словами, преобразования всех сфер русской жизни по европейским образцам.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:




492554824.html
49554824.html
50554824.html
51554824.html
52554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™