A. Предварительные замечания: трудности в изучении.  

A. Предварительные замечания: трудности в изучении.

СОТЕРИОЛОГИЯ

(учение Библии о спасении)

Введение

A. Предварительные замечания: трудности в изучении.

Внимание!!! Взрыв мозга!!!

· Существует огромное количество различных точек зрения на спасение.

· Веками ведутся Богословские споры о природе, инструментах и свойствах спасения.

· В Библейском учении о спасении есть множество парадоксов - кажущихся противоречий, которые не вписываются в человеческую логику.

Мнение: Если уж богословы с мировым именем не могут разобраться в этом вопросе и прийти к единому мнению, то куда уж мне, простому рядовому члену церкви! Раз все так сложно, то пусть богословы и спорят об этом.

Ответ: Втор.29:29 - Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего.

Некоторые причины сложности этого учения:

a. Грех –серьезнейшее нарушение Божьего мироустройства, поэтому решение не может быть простым!

b. Грешниксклонен искать «свой путь» в спасении, и поэтому часто привносит свои «пять копеек» в Божий замысел.

c. Ограниченность– мы не можем всего знать и понимать в совершенстве.

B. Предмет изучения

Сотериология (от греч.: сотерия) – учение Библии о спасении.

В каком ключе и с каких богословских позиций нужно преподавать учение о спасении? Об этом учении много спорят потому, что изучая или перенимая богословские варианты учения о спасении, выбирают тот, который больше импонирует. Но надо помнить, что человеку, даже верующему, часто импонирует то, что ублажает его плоть, поднимает его в его же собственных глазах (например, похвала, лесть, почтение и т.д.).

Спасение в Писании описано применительно к различным сферам бытия и обстоятельствам.

· спасение от врагов (Чис.10:9)

· от опасностей (Пс.33:5)

5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.

· от неблагоприятных факторов (Пс.32:18-19)

18 Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, 19 что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.

· от физической смерти (Пс.32:19),

· от грехов (Мф.1:21)

21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

· от искушений (2 Пет.2:9)

4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; 5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; 6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, 7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил 8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) - 9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, 10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, 11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.



· от вечной погибели (Фил.1:27-28 – противопоставление погибели и спасения)

27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, 28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения.

Предметом нашего изучения является спасение, ведущее к вечной жизни, поэтому мы не будем уделять много внимания спасению человека от опасностей, касающихся только земной жизни.

C. Важность предмета

А). Учение о спасении важно для каждого человека, так как оно раскрывает вечную участь всех без исключения людей – спасенных и неспасенных

Отк. 20:15

15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Отк.21:3

3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.

Ин.3:18

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

Б). Учение о спасении важно, так как оно открывает и объясняет единственный путь спасения людей

Деян.4:12

11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, 12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

В). Учение о спасении в полноте раскрывает любящий и милосердный характер Бога

Пс.85:5

4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою, 5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.

1 Ин.4:9

9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

Термины, относящиеся к спасению

Спасение является делом Божьим, описание которого в достаточно полном объеме возможно только через освещение составных частей Его труда, а именно: искупление, предузнание, избрание, призвание, покаяние, вера, возрождение, обращение, оправдание, усыновление, освящение, прославление.

Но так как время для изучения ограниченно, мы рассмотрим лишь некоторые аспекты спасения:

1. Спасение

Благодать

Избрание (предопределение)

Ограниченное/неограниченное искупление

5. Призвание

6. Покаяние, вера, возрождение (ordo salutis)

7. Освящение

Спасение

A. Термин «спасение» в Ветхом Завете

А). В большинстве ветхозаветных текстов спасение показано делом суверенного Бога

(Ис.43:11 11 Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня.).

Именно Он спасает Свой народ из египетского и вавилонского плена и избавляет от опасности

Пс.105:7-10 7 Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря. 8 Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое. 9 Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше; 10 и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага.

Иер.30:10 10 И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь, и не страшись, Израиль; ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и племя твое из земли пленения их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его.

Б). Спасение избавляет от греха (греховности) вообще и от всех грехов в частности

Пс.102:12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;;

Ис.53:4-6 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. 5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. 6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.).

В). Спасение совершается на исторической арене.

Впервые слово «яша» встречается в Исх.14:30, где рассказывается об избавлении Израиля из египетского рабства. Избавление израильтян из Египта – высшее знамение спасительной благодати Господа в Ветхом Завете.

Г). Спасение – это избавление от врагов.

Среди врагов значатся, помимо прочих, смерть и грех

Пс.6:3-6 3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; 4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? 5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, 6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?

Пс.129:7-8 7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, 8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.; Иез.36:29).

Д). Спасенный переходит во власть Господа.

Спасая, Он не только выводит человека из опасной ситуации, но и приводит к определенной цели, а именно, поклоняться, служить, прославлять Его всей своей жизнью и всегда повиноваться Ему.

Пар.16:23 23 Пойте Господу, вся земля, благовествуйте изо дня в день спасение Его.

Ис.43:11-12 11 Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. 12 Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог.

Е). Спасение являлось условием, а не следствием послушания

Пс.118:146 146 Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить откровения Твои.).

Ж). Спасение обреталось исключительно верой в Бога, независимо от заслуг или усилий человеческих, то есть по Его милости.

Это верно в отношении как личного, так и национального спасения

Быт.15:6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

Пс.54:17 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.;

З). Ветхий Завет содержит указание на спасение от грехов благодаря смерти Божьего Раба (Ис.53).

D. Теории спасения

Причины появления различных теорий спасения

В процессе рассмотрения можно в очередной раз убедиться в том, что небиблейские взгляды на спасение человека проистекают из небиблейских предпосылок. Подавление истин, открытых в Писании, приводит к заблуждениям в различных направлениях человеческого знания и последующей деградации людей (Рим.1:18-32).

a. «Богословие освобождения»

Данная теория спасения распространяется на земные стороны жизни человека. Спасаться нужно от угнетения, дискриминации и бедности. Путь спасения видится в социальных реформах и изменении отношения людей друг к другу.

Хотя Писание и обращает внимание на равенство всех людей перед Богом, а также призывает их к заботе друг о друге, земная сфера бытия человека в вопросе спасения не является главной (1 Кор.15:19).

b. Экзистенциальное богословие

Человек находится во власти эгоистичного рационализма и своего прошлого негативного опыта. Спасение заключается в фундаментальном изменении отношения к жизни и самого поведения. Необходимо стать самим собой и обрести свою истинную судьбу. Для этого надо отказаться от эгоистических устремлений и поиска безопасности вне общения с Богом, положиться на Бога и смотреть в будущее без опаски. Вера есть освобождение от стремления к материальному и преходящему.

c. Евангельское богословие

Человек испорчен по природе и склонен к злу. Вследствие греховности отношения человека с Богом разорваны. Спасение заключается в изменении статуса человека пред Богом. Виновный объявляется невиновным. Путь к спасению – оправдание через веру в совершенный подвиг Христов, принятие Духа Святого, который возрождает человека, поселяется в нем и запечатлевает его на день искупления.

Благодать –причина спасения

A. Наблюдения и обобщение

А). Благодать – это незаслуженное благоволение Господа к виновным грешникам, заслуживающим лишь осуждения. Это любовь Божья к тем, кто любви не достоин.

Неточно называть Божью любовь или, как говорилось выше, благодать, «безусловной». В современном языке этот термин прочно ассоциируется с психологией. «Безусловная» стало подразумевать, что дающая сторона не требует абсолютно никаких перемен со стороны получателя. Однако Бог требует от нас перемен; Он Сам производит в нас перемены и хочет, чтобы они продолжались непрерывно. Лучше говорить, что Божья благодать незаслуженна.

Б). Благодать Божья основывается не на людских заслугах, а на Его суверенном решении явить милость (Исх.33:19; 34:6-7). Благодать заработать невозможно:

Рим.3:24 - 24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе.

· Все аспекты спасения основываются на благодати - 2 Кор. 6:1.

· Ей обладает каждый христианин - 1 Кор. 1:4.

· Воплощенная во Христе благодать – это sola gratia, которой мы спасаемся (Рим. 4:4) посредством sola fide (Рим. 3:24 и дал.; 4:16)

· Великое спасение проистекает из неисчерпаемого источника Божьей благости и любви.

Причина благодати кроется в самой природе и свойствах Бога.

По своему первоначальному естеству и поступкам люди заслуживают лишь гнев Божий, потому что Он ненавидит грех. Но осужденные обретают прощение, ибо Бог есть Бог милости.

B. Категории благодати

Различается ли благодать Божья по объему, характеру, глубине? Если благодать присуща Господу, то только ли верующие незаслуженно испытывают на себе Божьи благодеяния?

Изучение библейских свидетельств показывает, что Божья благодать действительно различна. Однако Слово Божье не дает четких определений, которыми мы могли бы оперировать сразу и напрямую. Поэтому для облегчения определения различий в Божьих благодеяниях обратим внимание на Его отношение к различным группам людей (а именно в этом просматривается принципиальное различие).

А). Общая благодать (то есть благодать, общая для всех людей) – незаслуженное благоволение Господа ко всем людям, проявленное в заботе о них

Пс.144:8-9 - 8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. 9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.

Пс. 15-16 - 15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; 16 открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.

Мф.5:45 - 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Если говорить более конкретно, общая благодать

· обеспечивает соблюдение природных законов и поддерживает естественное течение природных процессов: сияние солнечного света, дождь, плодородие почвы (Иов. 37:13; Пс. 67:10a; Матф. 5:45; Деян. 14:17a).

· Своей общей благодатью Господь сохраняет жизнь человека и низших существ (Пс. 35:7б; Ис. 42:5б; Деян. 17:28a).

· Благодаря общей благодати Господь дает все необходимое для поддержания земной жизни: пищу, воду и кров (Быт. 27:28; Пс. 64:10б; 103:14).

· общая благодать укрощает грех (Быт.6:3; Рим.13:1-4; 2 Фес. 2:6-7), сдерживает нечестие и не дает ему проявиться в полную силу как в отдельном человеке, так и в обществе.

· Благодаря общей благодати откладывается суд над человечеством

Быт.8:21-22 - 21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: 22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

Рим.2:4-5 - 4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога.

Обеспечивает ли общая благодать спасение грешника? – Нет, иначе спаслись бы все люди, но этого не будет (Отк.20:11-15).

Б). Особая благодать.

Есть благодать, которую Бог обращает к избранным к спасению людям, совершая в них особое действие.

Еф.2:4-5, 8-9 - 4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - 8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился.

Деян.16:14 - 14 И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел.;

Такую благодать часто называют действенной. Это действие Святого Духа в человеке, эффективно приводящее его к вере во Христа (Рим.2:4).

Господь просвещает разум непокорных грешников, пробуждает их волю и направляет их стези к Себе. Обновленные Духом Святым благодаря действию благодати сознательно и добровольно верят в Евангелие, раскаиваются в грехах и уповают на Христа.

В). Преображающая благодать — особое действие Божье, дающее уверовавшему человеку способность жить по-христиански и служить Богу

1 Кор.15:10 - 10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

Основание для обособления такого вида благодати –

Рим.5:1-2 - 1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

Доступ к благодати такого вида получают лишь те, кто уже оправдан Богом и имеет мир с Ним.

Г). Предваряющая благодать (это понятие было разработано последователями Дж. Уэсли)—подготовительная благодать Божья (Ин. 1:9), дарованная всем людям, которая позволяет человеку добровольно откликнуться на евангельский призыв.

Однако, в Библии нет достаточного подтверждения этого учения и все доводы зачастую носят лишь умозрительный характер.

Однако, Библия утверждает духовную и нравственную испорченность невозрожденного человека в том числе и после крестного подвига Иисуса Христа (Павел писал свои послания после этого подвига). Неверующий человек слеп перед лицом божественной истины

1 Кор. 2:14 - 14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.

2 Кор. 4:3-4 - 3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

Еф. 4:17-18 - 17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.

Писание, как мы видим, вовсе не говорит о том, что неспасенные люди освобождены от ослепления и прочих последствий первородного греха. По-видимому, такое понимание предваряющей благодати появилось в связи с необходимостью логически доказать универсальность спасительного служения Христова и свободу воли грешного человека.

Вывод: Все, что делает возможным спасение, от начала и до конца, - великая благодать Божья (обратите внимание, что даже сама жизнь человека – необходимое условие для спасения).

Пророк Михей закончил свою книгу величественным гимном в честь суверенной благодати

Мих.7:18-20 - 18 Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. 19 Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. 20 Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых.).

E. Неизъяснимость благодати

Вопрос: Можно ли до конца объяснить благодать, если признавать справедливость Бога?

Ответ: Нет!

В конечном итоге, приходится признать, что

Божья благодать, любовь и милость к недостойному творению, раскрытые в Священном Писании, выходят за рамки всякого понимания и недоступны обычному человеческому рассудку.

Сам факт такого отношения Бога к человеку не вызывает сомнений, но объяснить, почему Он так поступает, не представляется возможным.


Божье избрание

A. Предварительные рассуждения

Библия говорит: «у Господа спасение!» (Ион. 2:10), но Господь не спасает всех. Почему? Он спасает некоторых, но если Он спасает одних, то почему не спасает других?

Никакое действие Бога по отношению к грешному человеку не может быть несправедливым! С другой стороны, нет ничего, что грешный человек мог бы сделать для своего оправдания перед Богом.

На протяжении веков праведные ученые мужи молились, занимались и силились объяснить эту доктрину. И, несмотря на то, что они порой приходили к разительно отличающимся выводам, их рвение и усердие должно быть должным образом оценено. Как в те времена, так и в наши дни Библия задает задачу, которую не так-то просто решить даже самым светлым умам.

Сначала нужно найти и принять все библейские факты, а затем уже синтезировать и объяснять их, а не наоборот.

Вопросы: “Какой в этом смысл? Справедливо ли это?” – представляются нам в корне неверным. Формулировка должна быть следующей: “Какое представление наилучшим образом отражает библейские данные?”Сегодня мы подробно поговорим об этих вопросах, но сначала давайте сделаем несколько важных замечаний:

a. Учение об избрании противно не возрожденному человеку.

ü Оно оскорбляет его гордость.

ü Оно оскорбляет его чувство справедливости.

b. Учение об избрании непостижимо для разума.

c. Учение об избрании требует осторожности.

B. Три вида избрания

Сегодня многие церкви в своих попытках сделать Бога более гуманным, говорят, что Библия не учит избранию к спасению. Все термины, относящиеся к избранию, следует понимать, как избрание к служению. На самом деле, вся путаница возникает от того, что люди не учитывают того, что Библия говорит нам о трех видах избрания.

1. Корпоративное избрание

Это избрание Израиля как народа. Оно несет с собой Божьи благословения, например, все израильтяне вышли из Египта, все ели манну.

C. Избрание к спасению

Б. Оно превозносит Бога

В. Оно приносит радость
Учение об избрании никогда не предстаёт в Библии в виде тёмной тучи, угрожающе нависшей над горизонтом, не дающей душам покоя и повергающей в оцепенение. Напротив, оно побуждает нас прославлять Господа (Рим. 11:33-36).

Е. Оно придает уверенности

Как мне с этим жить?

Мы должны помнить, что исследование вопроса о предопределении не является чисто академическим занятием, но имеет и практическое значение.

Из учения о предопределении, при правильном его понимании, следует ряд существенных выводов:

1. Возрастайте в уверенности своего избрания. Петр говорит нам, что мы обязаны стараться «делать твердым [наше] звание и избрание» (2 Пет. 1:10) - то есть несомненным для самих себя.

Оградите свое сердце от влияния мира, много размышляйте о предмете своей веры, постоянно взирайте на Иисуса Христа, трепетно относитесь к исполнению Божьих заповедей! И вы увидите, как с каждым добрым делом, с каждым словом «нет», с каждым «да будет воля Твоя» кирпичик за кирпичиком ваша стена уверенности в собственном избрании будет расти все выше и выше – и так, пока не достигнет небес!

2. Будьте уверены в том, что Божьи решения осуществятся. Его замысел будет выполнен, и избранные уверуют. Более того, они не потеряются, они не дезертируют, они не перейдут в стан врага, но по благодати достигнут славы!

3. Не осуждайте себя, когда кто-то отвергает Христа. Сам Иисус не обращал к Богу всех, кто Его слушал. Он понимал, что все, кого дает Ему Отец, придут к Нему (Ин. 6:37) и что придут только они (Ин. 6:44). Сделав все, что в наших силах, мы можем предоставить решение этой проблемы Господу.

4. Благовествуйте, помня, что:

a. Евангелие обращено ко всем людям.

b. Человек не может оправдывать свое неверие словами «я не избран».

B. Вопросы

c. Противоречит ли призыв принять искупление Христово, обращенный к каждому человеку, действительному принятию этого призыва ограниченным числом людей?

d. Для чего была принесена жертва Христова: чтобы дать каждому человеку потенциальную возможность спасения или для того только, чтобы спасти избранных?

C. Тактические ошибки

e. Отвержение парадоксов

1) Парадокс молитвы – зачем молиться, если Господь заранее предопределил исход всех вещей (cр. Лук. 18:1 с Ис. 46:10)?

2) Парадокс смерти Христовой – кто убил Христа: Бог (Деян. 2:23), иудеи (Деян. 2:23), римляне (Деян. 2:23) или все человечество в силу своей греховности и нужды в Спасителе (Иоан. 3:16; 1 Тим. 4:10; 1 Иоан. 2:2)?

3) Парадокс христианской жизни – кто живет во мне: я или Христос (Гал. 2:20)?

4) Парадокс Писания – кто написал Библию: Бог (2 Тим. 3:16), земные авторы (Рим. 16:22) или Дух Святой (2 Пет. 1:21)?

5) Парадокс благовестия – все ли могут придти ко Христу (Матф. 11:28) или только избранные Сыном (Матф. 11:27)?

6) Парадокс спасения – спасен ли я (Рим. 10:13), спасаюсь (1 Кор. 1:18) или только приближаюсь к дню спасения (Рим. 13:11)?

f. Терминологические:

“Ограниченное”/“неограниченное” или “всеобщее искупление”/“искупление избранных”: вопрос должен решаться не путем принятия одних терминов и отвержения других, а путем сближения этих позиций при наличии в Библии и тех, и других свидетельств.

g. Методологические

Для подтверждения своей точки зрения на искупление многие ссылаются на логический порядок Божьих решений.

a) Супралапсарианство (ограниченное искупление)

b) Инфралапсарианство (ограниченное искупление)

c) Амиральдианство[7] (неограниченное искупление)

d) Лютеранство

e) Веслианство[8]

f) Универсализм

g) Англиканство

h) Католицизм

i) Православие (Греческая православная церковь)

j) Ремонстрантство

k) Пелагианство

h. В наложении ограничений на искупительный промысел Божий

Призвание

29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. 30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. (Рим.8:29,30)

Вопросы, связанные с призванием:

1. Обращено ли призвание ко всем людям во все времена?

2. Может ли быть человек призванным, но не оправданным?

3.

A. Библия о призвании

Основные используемые глаголы (еврейский и греческий) имеют значения «звать, называть, нарекать, призывать, позвать».

1) Примеры наречения имени:

Сифу - Быт.5:3

Иисусу - Мф.1:21; Лк.1:32

Иоанну Крестителю - Лк.1:13

Кифе-Петру - Ин.1:42

Когда Бог даёт людям имена с особым значением, это может выражать Его полный контроль или господство над их жизнью (Ин.1:42 сравните с Мф.16:18-19).

Ин. 1:42 «и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)»

Мф.16:18-19 «и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

2) Примеры поручений или жизненных призваний

Иаков и Иоанн – к следованию за Христом (Мк.1:20)

Апостолов – к служению (Мк.3:13)

Павла – к апостольству (Рим.1:1; 1 Кор.1:1)

Служителей – к миссионерскому труду (Деян.13:2; 16:10)

3) Примеры призвания к спасению, которое может быть отвергнуто грешником («призвание» в широком смысле слова).

«Призванные» в широком смысле может относиться ко всем приглашённым к спасению, независимо от их ответа на это приглашение.

Ис.50:2 - Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать?

Мф.9:13 - Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Мф.22:3-6, 8, 14 - 2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. 4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. 5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их]. … 8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; … 14 ибо много званых, а мало избранных.

4) Примеры призвания как Божьего пробуждающего действия и вступления в спасительные отношения с грешником (действенное призвание).

Рим.8:30 - 30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.


Рим.9:11-12 - 11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило 12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,

1Кор.1:9, 26 - 9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего … 26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;

Гал.1:6, 15 - 6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, … 15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,

2 Фес.2:13-14 - 13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, 14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

1Тим.6:12 - 12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.

Каждый из приведённых текстов утверждает, что все, кого Бог действенно призвал, пришли к вере и спасению. В этом значении (более узком) «призванные» – это спасённые, которых Бог целенаправленно привёл к Себе, чтобы дать им новую жизнь посредством силы Святого Духа

Рим.1:6-8 - 6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, - 7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа.


Рим.8:28 - 28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.

Отличительные особенности призыва в узком значении:

Этот призыв отличен от того библейского призыва, который справедливо назван «общим», и которому человек может противиться. Этот призыв – действенен (эффективен, всегда достигает своей цели) и может быть определён как фактическое привлечение людей к Христу.

Если не проводить разницы между общим призванием и действенным призванием, то в Писании будет противоречие, то есть не будет разницы между «призванными» неверующими и «призванными» святыми.

В Мф.22:14 ясно утверждается: «Ибо много званных, но мало избранных». Из этого ясно, что «званные» – это «и злые, и добрые» (ст.10). Таким образом, «званные» (или «призванные») представляют группу гораздо большую, чем «избранные». Из этого следует, что «званный» может оказаться «не избранным».

С другой стороны, Рим.8:30 утверждает: «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал…». Здесь «призванные» означает «спасённые» (т.е. оправданные) и «предопределённые». В этом стихе термины «предопределение» и «призвание» относятся к одним и тем же людям. Логически следует вывод, что «призванные» и «избранные» - те же самые лица. Здесь Павел доказывает, что призвание основано на избрании (т.е. предопределении).

B. Обобщение

Таким образом, действенное призвание представлено в Писании как проявление суверенного управления событиями и судьбами (провидение), посредством которого Бог достигает Своих целей. Действенное Божье призвание – это осуществление во времени вечного спасительного замысла.

i) Акцент на Божьей инициативе

(a) “Павел использует слова kaleō (29 раз), klēsis (8 раз) и klētos (7 раз) почти всегда в смысле божественного призвания. …Павел понимает призвание как процесс, посредством которого Бог призывает избранных и предопределенных из рабства мира сего, чтобы оправдать, освятить (Рим. 8:29 и сл.) и привлечь их к служению. …Когда Павел говорит, что Божье решение зависит не от дел, но только от Призывающего (Рим. 9:11-12), то подчеркивает непоколебимый Божий выбор, на который не влияют человеческие предпосылки. Только он приводит людей к вере и может сохранить их в ней. Язык Павла подчеркивает божественную инициативу причастными оборотами (см. 1 Фес. 2:12 kalountos, ‘призывающего’; Гал. 1:6 kalesantos, ‘призвавшего’; см. также 1 Пет 1:15 ton kalesanta, ‘призвавшего’). …Божье призвание опосредованно евангельской вестью (2 Фес. 2:14), которая приходит через свидетельство людей. …Павел обращается к членам церкви как к klētoi, призванным…” (NIDNTT, s.v. “καλέω,” by Coenen, 1:275).

(b) Другие концепции и контексты, подчеркивающие Божью инициативу в призвании и приоритет Его воздействия на человека (особ. посредничество Святого Духа); напр.:

(i) Лук. 8:10

(ii) Иоан. 6:65

(iii) Деян. 16:14

(iv) 1 Фес. 1:5

(c) Что касается начала спасения, действенное призвание достигает своей кульминации в возрождении и сопутствующей этому событию вере: «То, что возрождение – это следствие, или результат, действенного призвания – учение вполне доступное для понимания, но если поставить знак равенства между действенным призванием и возрождением, то это приведет к большой неразберихе» (Buswell, Systematic Theology of the Christian Religion, 2:167).

8. Порядок спасения: ORDO SALUTIS

Под ordo salutis обычно понимают исторический и логический порядок осуществления Божьего спасительного замысла в человеческой жизни (~ ступени спасения).

A. Библейское основание:

Римлянам 8:28-30 - показаны основные «ступени» спасения.

a. Рим. 8:28 – общая картина спасения с точки зрения Бога.

b. Римлянам 8:29-30 иллюстрирует неразрывную цепочку (т.e. библейский ordo salutis) бл




152554824.html
153554824.html
154554824.html
1554824.html
15554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™