а – схематический вид антенны; б – вид сверху на антенну, установленную в кустах; в – части мачты антенны с укреплёнными на них помощи колец пучками мочала  

а – схематический вид антенны; б – вид сверху на антенну, установленную в кустах; в – части мачты антенны с укреплёнными на них помощи колец пучками мочала

Изломать падающую от мачты тень можно также путем установки у подошвы ее заранее приготовленных из фанеры макетов, имеющих фигурные поверхности. Окраску наружной поверхности макетов следует менять в зависимости от времени года и преобладающих на данном участке фонов.

Мачты радиостанций средней и большой мощности, имеющие значительную высоту, делают похожими на отдельно стоящие деревья, для этого по всей высоте мачты привязывают бечевкой ветви ели или других (лучше хвойных) деревьев. Такую маскировку нужно периодически освежать.

Переносные радиостанции и телефонные аппараты, установленные в открытых окопах, маскируют сетями для стрелка и подручными материалами. Особенно тщательно надо маскировать штыревые антенны переносных радиостанций, применяя для этого срезанную растительность или устанавливая впереди небольшую вертикальную маску из подручных материалов. На рис. 2.8 показана маскировка окопа для переносной радиостанции со штыревой антенной.

Переносные радиостанции и телефонные аппараты, установленные в приспособленных к бою воронках от снарядов, у полуразрушенных стен зданий и т. п., маскируют под фон окружающей местности подручными материалами (травой, ветвями, соломой, сеном, обломками строительных материалов и др.).

При передвижениях и при расположении в непосредственной близости от противника на аппаратуру набрасывают окрашенные в зависимости от времени года маскировочные сети.


Рис. Маскировка окопа для переносной радиостанции со штыревой

Антенной.

Маскировка узлов связи. Демаскирующими признаками расположения узлов связи являются сходящиеся к ним с различных направлений воздушные линии связи, дороги, тропы (лыжни). Маскируются эти подходы к узлам связи следующим образом.

Воздушные линии связи ведут в ложных направлениях за территорию узла связи; провода всех воздушных линий связи на расстоянии 0,5 - 1,0 км от узла связи подводят тщательно замаскированным кабелем.

Кабельные линии подводят к станции, прокладывая их в траншеях и ходах сообщения или в специально отрываемых ровиках.

При устройстве кабельных вводов особое внимание необходимо обращать на маскировку линейных щитков, укрепляемых на вводных столбах. Для этой цели у основания вводного столба отрывается и тщательно маскируется щель, в которой и устанавливается линейный щиток.

Дороги и подъездные пути, ведущие в лес (кустарник) с размещенным в нем узлом связи, должны выходить из него с противоположной стороны и быть одинаково наезженными.

Сеть дорог и путей подхода в районе размещения узла связи требует постоянного внимания. Нельзя допускать беспорядочной езды или хождения по этим дорогам и тропам (лыжням) в районах узлов, особенно в районах пунктов сбора донесений и пунктов сосредоточения подвижных средств.



При расположении узлов связи в населенных пунктах запрещается, хотя бы на самое короткое время, стоянка машин, на улицах и на дорогах в районе расположения узла связи.

Земляные работы по оборудованию узлов связи маскируют от воздушного наблюдения, набрасывая и укрепляя заранее подготовленные для этой цели маскировочные сети. При работах в лесу на больших прогалинах такие же сети натягивают и крепят к деревьям над местом работ.

Все возвышающиеся над уровнем земли покрытия сооружений узла связи должны иметь откосы, постепенно сходящие на нет, т. е. насыпь не должна давать тень.

Маскировка линейных работ. При подвеске кабеля используются неошкуренные жерди. Жерди надо устанавливать так, чтобы тени от них падали на кустарник, деревья, местные предметы с тем, чтобы получилась некоторая деформация или излом прямолинейной, падающей от жерди тени. Зимой кабель обычно маскируют сухим снегом.

Работы по постройке линий связи производят, ведя наблюдение за воздухом и принимая меры рассредоточения и сокрытия транспорта при появлении самолетов противника. В целях лучшей маскировки работы следует выполнять в сумерки и в ночное время с учетом рельефа местности и соблюдением маскировочной дисциплины.

При постройке линий связи необходимо наблюдать за тем, чтобы внешний вид места строительства по возможности не изменялся; для этого в районе постройки следует избегать протаптывать лишние тропинки и мять траву.

Если линейные работы производят зимой, то землю после установки столбов и шестов и утоптанный снег вокруг них засыпают разрыхленным снегом; тропы и лыжни, образовавшиеся при этих работах, также заметают рыхлым снегом.

Для маскировки людей применяют маскировочные костюмы различной расцветки (в зависимости от местности и времени года).

Устройство ложных узлов связи. Для имитации узлов связи устраивают холмики и насыпи с ложными входами и тропинками, подобно тому, как это делается с покрытиями и входами действительных убежищ. К этим ложным сооружениям подводят ложные дороги и тропы, а также ложные воздушные линии связи (как продолжение действительных) и делают ложные вводы в сооружения.

Одновременно с этим необходимо, чтобы устраиваемые таким образом ложные узлы связи были приняты противником за действительные, т. е. чтобы на них были заметны признаки деятельности. Для этой цели в отдельных местах расположения ложных сооружений должны работать специально выделенные для целей имитации узла аппаратура связи (радиостанции и др.) и люди; здесь также желательны имитация выполнения линейных работ, периодическое появление отдельных людей, автомобилей.

Следует иметь в виду, что местность в большинстве своем обладает хорошими маскирующими возможностями, которые необходимо лишь несколько дополнять искусственными масками, применяемыми, в основном, в сочетании с естественными масками.

Поэтому маскировочные комплекты – это всего лишь вспомогательные средства, которые призваны облегчить маскировку боевой техники и военных объектов в любой местности.

Табельный маскировочный комплект "МКТ" предназначен для маскировки боевой и специальной техники от воздушной и наземной визуально-оптической и фотографической разведки противника.

При фотографировании местности на цветную спектрозональную пленку, на снимках объекты замаскированные комплектом МКТ выделяются сине-зелеными пятнами на буро-красном цвете естественной зелени или обнаженного грунта. Этот же эффект возникает при осмотре местности через прибор ПДФ. Такое выделение возникает потому, что естественные объекты того же цвета, что и искусственные имеют все же другую длину волны, чем искусственные. Глаз не в состоянии уловить разницу, а спектрозональная пленка эту разницу подмечает. Это должен знать тот, кто выполняет маскировочные работы.

Однако это все не означает, что комплект МКТ следует снять с вооружения . Во-первых, далеко не всегда и не всякий противник может располагать средствами обнаружения. Во-вторых, если противник знает, что на местности есть объекты противоборствующей стороны, он рано или поздно все равно их отыщет при любой маскировке. Его можно ввести в заблуждение с помощью ложных объектов, которые могут представлять собой одни только маски, установленные в большом количестве. Вот распознать что скрыто под масксетью - реальный объект или пустота подчас просто невозможно.

Полотнища масксетей (правильное название - "маскировочное покрытие") изготавливаются из специальной хлопчатобумажной ткани МПТ-4 различной окраски. На снимке представлен образец ткани МПТ-4 белого цвета в натуральную величину.

Маскировочное покрытие одного комплекта имеет общий размер 12х18 метров и состоит из 12 прямоугольных фрагментов размером 3х6 метров каждый . Фрагменты соединены между собой сшивным шнурами. При необходимости швы можно распускать, что позволяет разъединять фрагменты и использовать каждый в отдельности, или же из фрагментов можно собирать покрытия различных размеров и конфигурации. Размер комплекта 12х18 выбран из расчета, что из одного комплекта можно создать выпуклую маску для одного танка.

Для удобства применения комплекта в его целом виде центральный продольный сшивной шнур сшивает половинки сети так, что если потянуть за его конец, то половины сети легко разъединяются (так называемый "быстрораспускающийся шов"). Кроме покрытия в комплект входят 24 металлических приколыша для закрепления краев покрытия на земле, 3 запасных сшивных шнура и упаковочный чехол. Запасные шнуры позволяют соединять в одно целое два и более комплектов. Это бывает необходимо для укрытия ракетных систем, зданий и т.п. крупных объектов.

Промышленностью выпускаются следующие варианты масккомплекта МКТ:
1. МКТ-Л. Окраска с одной стороны пятнистая зеленого цвета различных оттенков, с другой коричневато-землистая пятнами различных оттенков. Предназначен комплект для маскировки на растительных фонах или обнаженном грунте. Вес комплекта 62-70кг.
2.МКТ-C.Окраска белая. Для маскировки на снежных фонах или для окрашивания в нужные цвета и последующего применения на определенных фонах. Вес комплекта 62-70кг.
3. МКТ-П.Окраска с одной стороны пятнами коричневато-желтого тусклого цвета, с другой стороны серого пятнами различных оттенков. Для маскировки на горно-пустынных фонах. . Вес комплекта 62-70кг.
4. МКТ-Т.Покрытие изготавливается из сети с размерами ячеек 5х5см. В сеть вплетены ленты и куски материи зеленых оттенков с общим заполнением 50%. Заполнение можно усилить или изменить цветность покрытия вплетением в него дополнительных кусков ткани, лент и т.п. Предназначен для маскировки танковой техники на различных фонах. По сравнению с остальными комплектами вес комплекта МКТ-Т 38-45 кг., что позволяет пользоваться им экипажу танка без привлечения дополнительных сил.
5. ТС-75.Аналогичен МКТ-Т, но сеть и элементы вплетения изготовлены из синтетики, что повышает огнестойкость комплекта и срок его службы. Кроме того, заполнение сети составляет 75-80% по сравнению 50% МК-Т.

Комплект МКТ обладал одним скверным свойством -гнить. Не помогала никакая защитная пропитка. Штатное место комплекта - сзади башни танка на специальных ремнях. Достаточно было комплекту один раз побывать под дождем или один раз использоваться для маскировки танка при влажной погоде, как он начинал неотвратимо гнить. Положение не спасала никакая просушка. За одну зиму комплект сгнивал начисто и по весне ткань просто ползла под руками. От отчаяния пытались спастись пропитыванием нового комплекта смесью солярки с маслом. Бесполезно! А срок службы комплекта был установлен 8 лет (позднее "на основе изучения опыта примене ния в войсках" срок службы был увеличен до 12 лет). А кроме того, ткань МПТ-4 идеально подходила в качестве ветоши для ремонтных работ и мытья полов, сбора масла и солярки на днище танка. В общем, эти комплекты всегда были головной болью для полковых инженеров.

Для создания выпуклых масок в безлесной местности, где невозможно изготовить стойки из подручных материалов дополнительно в состав комплекта МКТ выдавался комплект стоек металлических КДМ-А. В комплект входили 6 металлических стоек регулируемой высоты от 1.5 до 2.5 метров, 16 металлических анкеров, 10 веревочных растяжек и чехол.

Маскируемую технику следует устанавливать так, чтобы она не проектировалась на фоне неба. Наилучшими местами расположения техники считаются различные местные предметы (здания, холмы и бугры, кустарник, группы деревьев и т.п.). Предпочтительнее технику располагать так, чтобы большую часть светового дня она находилась в тени местных предметов, т.к. в таких случаях разница в цвете маски и местности (практически всегда неизбежная) становится наименьшей. Разницу в цветности маски и местности можно уменьшить за счет вплетения в ткань маски естественной зелени(учитывать при этом срок увядания зелени и своевременно заменять ее), местных предметов (сучья, сухие ветки и т.п.), опылением маски местной пылью (ткань целесообразно как минимум перед опылением смочить с тем, чтобы пыль держалась на ней). Особенно тщательно следует выполнять уменьшение разности цветности по краям маски, чтобы сделать переход цвета от местного к цвету маски более плавным, размытым.

Маска, особенно выпуклая не выполнит своей задачи, если под ней можно угадать контур машины ( покрытие просто наброшено на машину). Контуры маски следует деформировать установкой дополнительных стоек, причем верхняя часть стойки не должна быть острой, а должна иметь оголовье грибообразной формы.

Из комплекта МКТ изготавливаются маски различного типа - плоские, выпуклые, вертикальные, наклонные, маски-макеты, маски-навесы. На рисунке пример плоской маски бронетранспортера в укрытии. Здесь дополнительные стойки можно не применять, плоскость маски создается ее растяжением и закреплением краев приколышами.

Пример маскировки танка выпуклой маской. Здесь из срубленных деревьев устроены дополнительные стойки, чтобы не выделалась пушка и корма танка.

Пример применения комплекта МКТ для изготовления маски-макета. Техника укрыта маской, имитирующей сарай. Такие маски целесообразно, в частности, применять на местности, имеющей мало кустарника, безлесной, степной, но имеющей постройки. Например, в волжских степях.

Примеры вертикальной и наддорожной масок. Маскируемым объектом здесь является дорога. Не всегда такими масками можно скрыть саму дорогу, но движение техники по ней маскируется вполне приемлемо. Особенно хорошо применение таких масок в холмистой и горной местности. Противник лишается возможности наблюдать за передвижением техники, что не дает ему возможности вычислить наличие сил и средств, замыслы и возможности противоборствующей стороны

Расход комплектов МКТ для маскировки объектов и нормативы на установку масок:

1.Пулемет. 2 фрагмента 3х6 м. 4 чел/мин.
2. Миномет. 4 фрагмента 3х6м. 8 чел/мин.
3.Пушка в окопе. 1 комплект. 30 чел/мин.
4. Танк. 1 комплект. 45 чел/мин.
5.Самолет типа Ил-76. 20 комплектов.20 чел/час.
6.Вертолет Ми-8. 1 комплект. 2 чел/час

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Сегодня на практическом занятии по тактической подготовке вы со мной рассмотрели, и практически отработали вопросы по маскировке с помощью средств маскировки промышленного производства.

ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ:

Упражнение №1. Отработать выполнение норматива № 30 по инженерной подготовке.

Упражнение №2. Маскировка укрытия для личного состава с помощью комплектов МКТ.


ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР

Отдел общевоенной и тактической подготовки

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

ВУС - 063300, 445000.

По дисциплине "Общая тактика"
Тема №7: "Инженерное обеспечение боевых действий подразделений и частей".
Занятие №15 "Инженерное обеспечение боевых действий подразделений и частей".

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Закрепить знания по вопросу «Требования, предъявляемые к инженерному обеспечению боя».

2. Углубить знания по задачам инженерного обеспечения боевых действий.

4. Воспитывать настойчивость в овладении военными знаниями.

5. Прививать личному составу чувство профессиональной гордости за выбранную специальность офицера, ненависть и уважение к потенциальному противнику.

II. Расчёт учебного времени:

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Основные задачи инженерного обеспечения боевых действий.
2. Требования, предъявляемые к инженерному обеспечению боя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материальное обеспечение:

1. Методическая разработка.

2. Компьютерное и мультимедийное оборудование аудитории.

3. Презентация Microsoft Office PowerPoint по теме "Инженерное обеспечение боевых действий подразделений и частей".

4. Тетради, канцелярские принадлежности.

5. Журнал учета занятий по военной подготовке.

Литература для подготовки к семинару:

а) основная

1. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть III (БУСВ) М.: Воениздат, 2004.

2. Инженерное обеспечение боя. М.: Воениздат, 1988.

3. Фортификация: прошлое и современность. М.: Воениздат, 1987.

б) дополнительно

1. Словарь военных терминов сост. А.М. Плеханов. – М.: Воениздат, 1988.

в) нормативная

1. Устав внутренней службы ВС РФ, Утвержден указом Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495, М., 2008.

2. Строевой устав ВС РФ, Введен в действие приказом Министра обороны РФ от 11.03.2006 г. № 111, М., 2008.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАНЯТИЯ:

Для того, чтобы в ходе самостоятельной работы студенты эффективно использовали отведенное на нее время, преподаватель должен:

– создать организационно-материальные условия для самостоятельной работы, обеспечить студентов необходимой литературой, дидактическим материалом.

В этих целях при проведении самостоятельной работы необходимо распределить основную и дополнительную учебную литературу (из расчета 1 книга и 1 учебное пособие на 2 студентов).

В качестве учебных задач студентам следует определить:

1. Закрепить знания по вопросу «Требования, предъявляемые к инженерному обеспечению боя».

2. Углубить знания по задачам инженерного обеспечения боевых действий.

Время на самостоятельную работу по теме рекомендуется распределить следующим образом:

- самостоятельная работа с рекомендованной литературой и конспектами лекций – 25 минут;

- ответы на вопросы студентов по изученному материалу – 10 минут.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Принять доклад дежурного о готовности учебного взвода к занятию.

1. Вступительная часть – 5 мин.

– объявить тему и цель занятия, порядок его проведения;

– поставить учебные задачи на самостоятельную работу;

– распределить основную и дополнительную литературу, дидактический материал по изучаемой теме;

– организовать взаимопомощь в работе.

2. Основная часть – 35 мин.

а) изучение литературы по теме.

При этом преподаватель:

– осуществляет контроль занятия;

– разъясняет студентам непонятные вопросы и термины, встретившиеся при чтении рекомендованной литературы, при необходимости обращаясь ко всей аудитории;

– индивидуально работает со студентами, не присутствовавшими на лекции;

– обучает студентов методически грамотно работать с учебной литературой и дидактическим материалом, самостоятельно дополнять законспектированный в ходе лекции материал.

б) ответы на вопросы студентов по теме занятия.

3. Заключительная часть – 5 мин.

- отметить положительное в самостоятельной работе и указать недостатки;

- напомнить дату проведения практического занятия по теме;

- ответить на вопросы студентов;

- объявить оценки за самостоятельную работу.


ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР

Отдел общевоенной и тактической подготовки

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

ВУС- 063300, 445000.

По дисциплине "Тактическая подготовка"
Тема №7: "Инженерное обеспечение общевойскового боя".
Занятие №7 : " Виды и назначения укрытий".

I.Учебные и воспитательные цели:

1. Закрепить знания по основным задачам инженерного обеспечения боя.

2. Углубить знания по вопросу маскировки огневых позиций из стрелкового оружия.

3. Повторить и закрепить знания по выбору места, а также видам и назначениям укрытий.

4. Воспитывать настойчивость в овладении военными знаниями.

5. Прививать личному составу чувство профессиональной гордости за выбранную специальность офицера, ненависть и уважение к потенциальному противнику.

II. Расчёт учебного времени:

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Основные задачи инженерного обеспечения боевых действий.
2. Требования, предъявляемые к инженерному обеспечению боя.
3. Виды и назначение укрытий. Выбор места расположения укрытий на местности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

III. Материальное обеспечение:

1. Методическая разработка.

2. Тетради, канцелярские принадлежности.

3. Журнал учета занятий по военной подготовке.

IV. Литературадля подготовки к практическому занятию:

1. Фортификация: прошлое и современность. Левыкин В.И. Воениздат 1987г.

2. Учебное пособие: Инженерное обеспечение подразделений связи в основных видах боя. НВВКУ Новочеркасск 2010г.

3. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть III (БУСВ) М.: Воениздат, 2004г.

4. Инженерное обеспечение боя. М.: Воениздат, 1988г.

5. Наставление по военно-инженерному делу для Советской армии. Воениздат, 1984г.

6. Учебное пособие «Подготовка офицеров запаса Сухопутных войск». М.: Воениздат, 1989г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАНЯТИЯ:

Для того, чтобы в ходе самостоятельной работы студенты эффективно использовали отведенное на нее время, преподаватель должен:

– создать организационно-материальные условия для самостоятельной работы, обеспечить студентов необходимой литературой, дидактическим материалом.

В этих целях при проведении самостоятельной работы необходимо распределить основную и дополнительную учебную литературу (из расчета 1 книга и 1 учебное пособие на 2 студентов).

В качестве учебных задач студентам следует определить:

1. Закрепить знания по вопросу «Основные задачи инженерного обеспечения боевых действий, выбору места расположения укрытий на местности и их назначение».

2. Углубить знания по требованиям, предъявляемым к инженерному обеспечению боя.

Время на самостоятельную работу по теме рекомендуется распределить следующим образом:

- самостоятельная работа с рекомендованной литературой и конспектами лекций – 20 минут;

- ответы на вопросы студентов по изученному материалу – 10 минут.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Принять доклад дежурного о готовности учебного взвода к занятию.

1. Вступительная часть – 5 мин.

– объявить тему и цель занятия, порядок его проведения;

– поставить учебные задачи на самостоятельную работу;

– распределить основную и дополнительную литературу, дидактический материал по изучаемой теме;

– организовать взаимопомощь в работе.

2. Основная часть – 35 мин.

а) изучение литературы по теме.

При этом преподаватель:

– осуществляет контроль занятия;

– разъясняет студентам непонятные вопросы и термины, встретившиеся при чтении рекомендованной литературы, при необходимости обращаясь ко всей аудитории;

– индивидуально работает со студентами, не присутствовавшими на лекции;

– обучает студентов методически грамотно работать с учебной литературой и дидактическим материалом, самостоятельно дополнять законспектированный в ходе лекции материал.

б) ответы на вопросы студентов по теме занятия.

3. Заключительная часть – 5 мин.

- отметить положительное в самостоятельной работе и указать недостатки;

- напомнить дату проведения практического занятия по теме;

- ответить на вопросы студентов;

- объявить оценки за самостоятельную работу.


ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР

Отдел общевоенной и тактической подготовки

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

ВУС- 063300, 445000.

По дисциплине "Тактическая подготовка"
Тема №7: "Инженерное обеспечение общевойскового боя".
Занятие №2 : " Назначение, классификация инженерных боеприпасов".

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Закрепить знания по видам и назначениям укрытий.

2. Углубить знания по вопросу выбора места расположения укрытий на местности.

3. Воспитывать готовность к решительным действиям при выполнении заданий по тактической подготовке.

4. Прививать личному составу чувство профессиональной гордости за выбранную специальность офицера, ненависть и уважение к потенциальному противнику.

II. Расчёт учебного времени:

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Виды и назначение укрытий.
2.Выбор места расположения укрытий на местности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

III. Материальное обеспечение:

1. Методическая разработка по теме №7.

2. Тетради, канцелярские принадлежности.

3. Журнал учета занятий по военной подготовке.

IV. Литературадля подготовки к практическому занятию:

1. Фортификация: прошлое и современность. Левыкин В.И. Воениздат 1987г.

2. Учебное пособие: Инженерное обеспечение подразделений связи в основных видах боя. НВВКУ Новочеркасск 2010г.

3. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть III (БУСВ) М.: Воениздат, 2004г.

4. Инженерное обеспечение боя. М.: Воениздат, 1988г.

5. Наставление по военно-инженерному делу для Советской армии. Воениздат, 1984г.

6. Учебное пособие «Подготовка офицеров запаса Сухопутных войск». М.: Воениздат, 1989г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАНЯТИЯ:

Для того, чтобы в ходе самостоятельной работы студенты эффективно использовали отведенное на нее время, преподаватель должен:

– создать организационно-материальные условия для самостоятельной работы, обеспечить студентов необходимой литературой, дидактическим материалом.

В этих целях при проведении самостоятельной работы необходимо распределить основную и дополнительную учебную литературу (из расчета 1 книга и 1 учебное пособие на 2 студентов).

В качестве учебных задач студентам следует определить:

1. Закрепить знания по вопросу «Виды и назначение укрытий».

2. Углубить знания по требованиям, предъявляемым к выбору места укрытий на местности.

Время на самостоятельную работу по теме рекомендуется распределить следующим образом:

- самостоятельная работа с рекомендованной литературой и конспектами лекций – 20 минут;

- ответы на вопросы студентов по изученному материалу – 10 минут.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Принять доклад дежурного о готовности учебного взвода к занятию.

1. Вступительная часть – 5 мин.

– объявить тему и цель занятия, порядок его проведения;

– поставить учебные задачи на самостоятельную работу;

– распределить основную и дополнительную литературу, дидактический материал по изучаемой теме;

– организовать взаимопомощь в работе.

2. Основная часть – 35 мин.

а) изучение литературы по теме.

При этом преподаватель:

– осуществляет контроль занятия;

– разъясняет студентам непонятные вопросы и термины, встретившиеся при чтении рекомендованной литературы, при необходимости обращаясь ко всей аудитории;

– индивидуально работает со студентами, не присутствовавшими на лекции;

– обучает студентов методически грамотно работать с учебной литературой и дидактическим материалом, самостоятельно дополнять законспектированный в ходе лекции материал.

б) ответы на вопросы студентов по теме занятия.

3. Заключительная часть – 5 мин.

- отметить положительное в самостоятельной работе и указать недостатки;

- напомнить дату проведения практического занятия по теме;

- ответить на вопросы студентов;

- объявить оценки за самостоятельную работу.


ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР

Отдел общевоенной и тактической подготовки

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

ВУС- 063300, 445000.

По дисциплине "Тактическая подготовка"
Тема №7: "Инженерное обеспечение общевойскового боя".
Занятие №16: " Назначение, классификация инженерных заграждений и их характеристики".

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Закрепить знания по назначениям, классификации инженерных заграждений и их характеристики.

2. Углубить знания по вопросу классификации инженерных боеприпасов, правил обращения с взрывчатыми веществами.

3. Воспитывать готовность к решительным действиям при выполнении заданий по тактической подготовке.

4. Прививать личному составу чувство профессиональной гордости за выбранную специальность офицера, ненависть и уважение к потенциальному противнику.

II. Расчёт учебного времени:

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Назначения, классификация инженерных заграждений и их характеристики.
2.Назначение, классификация инженерных боеприпасов.
3. Правила обращения с взрывчатыми веществами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

III. Материальное обеспечение:

1. Методическая разработка по теме №7.

2. Тетради, канцелярские принадлежности.

3. Журнал учета занятий по военной подготовке.

IV. Литературадля подготовки к практическому занятию:

1. Учебное пособие: Инженерное обеспечение подразделений связи в основных видах боя. НВВКУ Новочеркасск 2010г.

2. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть III (БУСВ) М.: Воениздат, 2004г.

3. Инженерное обеспечение боя. М.: Воениздат, 1988г.

4. Наставление по военно-инженерному делу для Советской армии. Воениздат, 1984г.

5. Учебное пособие «Подготовка офицеров запаса Сухопутных войск». М.: Воениздат, 1989г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАНЯТИЯ:

Для того, чтобы в ходе самостоятельной работы студенты эффективно использовали отведенное на нее время, преподаватель должен:

– создать организационно-материальные условия для самостоятельной работы, обеспечить студентов необходимой литературой, дидактическим материалом.

В этих целях при проведении самостоятельной работы необходимо распределить основную и дополнительную учебную литературу (из расчета 1 книга и 1 учебное пособие на 2 студентов).

В качестве учебных задач студентам следует определить:

1. Закрепить знания по вопросу «Классификация инженерных заграждений и их характеристики».

2. Назначение, классификация инженерных боеприпасов, порядок обращения с взрывчатыми веществами.

Время на самостоятельную работу по теме рекомендуется распределить следующим образом:

- самостоятельная работа с рекомендованной литературой и конспектами лекций – 20 минут;

- ответы на вопросы студентов по изученному материалу – 10 минут.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Принять доклад дежурного о готовности учебного взвода к занятию.

1. Вступительная часть – 5 мин.

– объявить тему и цель занятия, порядок его проведения;

– поставить учебные задачи на самостоятельную работу;

– распределить основную и дополнительную литературу, дидактический материал по изучаемой теме;

– организовать взаимопомощь в работе.

2. Основная часть – 35 мин.

а) изучение литературы по теме.

При этом преподаватель:

– осуществляет контроль занятия;

– разъясняет студентам непонятные вопросы и термины, встретившиеся при чтении рекомендованной литературы, при необходимости обращаясь ко всей аудитории;

– индивидуально работает со студентами, не присутствовавшими на лекции;

– обучает студентов методически грамотно работать с учебной литературой и дидактическим материалом, самостоятельно дополнять законспектированный в ходе лекции материал.

б) ответы на вопросы студентов по теме занятия.

\


3. Заключительная часть – 5 мин.

- отметить положительное в самостоятельной работе и указать недостатки;

- напомнить дату проведения практического занятия по теме;

- ответить на вопросы студентов;

- объявить оценки за самостоятельную работу.


ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР

Отдел общевоенной и тактической подготовки

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

ВУС- 063300, 445000.

По дисциплине "Тактическая подготовка"
Тема №7: "Инженерное обеспечение общевойскового боя".
Занятие № 17 : "Назначение, классификация инженерных заграждений и их характеристики".

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Закрепить знания по задачам инженерного обеспечения, а также инженерным мероприятиям по защите личного состава и объектов.

2. Углубить знания по вопросу назначения и порядка использования средств маскировки.

3. Воспитывать готовность к решительным действиям при выполнении заданий по тактической подготовке.

4. Прививать личному составу чувство профессиональной гордости за выбранную специальность офицера, ненависть и уважение к потенциальному противнику.

II. Расчёт учебного времени:




323554824.html
324554824.html
32554824.html
325554824.html
326554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™