А. Социально-сословный и национальный состав населения России

1. К началу XIX в. Российская империя была крупнейшей по территории державой мира: от Балтийского моря до Тихого океана, от Арктики до Кавказа и Черного моря. Сведения, посылаемые из Петербурга, достигали Камчатки лишь через три месяца. При Петре Великом Россия приобрела большие территории, вышла к Балтийскому и Азовскому морям. При Екатерине Великой к России отошли Правобережная Украи­на, Белоруссия, Литва, часть Польши, Новороссия, земли по Кубани и Тереку, Камчатка, Приморье, Аляска, чуть позже — Восточная Грузия.

2. Быстро росло население России. В конце XVII в. его чис­ленность составляла 10,5 млн. человек, к началу XIX в. — 43,5 млн.; плотность населения была довольно низкой и неодинаковой в разных регионах страны. В Сибири про­живало 3 млн. человек, причем Восточная Сибирь и Даль­ний Восток были почти не освоены. В центральных губер­ниях плотность населения составляла 8 человек на 1 кв. м (в Западной Европе — 40—50 человек).

3. Россия была многонациональной страной. Ее основу составля­ли русские, которые жили практически во всех землях. В за­падных и южных губерниях проживали украинцы и белору­сы, в Прибалтике —латыши, литовцы и эстонцы. На российском Севере и в Поволжье — карелы, мордва, мари, коми и др. Насе­ление бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств составляли татары, башкиры, чуваши, якуты. На Дальнем Вос­токе жили эвенки, нанайцы, удэгейцы.

4. Народы России исповедовали все мировые религии. Государ­ственной религией было православие, которое исповедовали русские, украинцы, белорусы (87% населения); оставались также старообрядцы. В Польше, Западной Украине и Запад­ной Белоруссии преобладало католичество, в Прибалтике — протестантизм, в Поволжье — ислам, в Забайкалье — буддизм. Многие народы оставались язычниками (мордва, мари). После присоединения Польши в России началось распространение иудаизма (еврейское население).

5. Население России делилось на сословия, имевшие разные права и обязанности. Принадлежность к сословию передава­лась по наследству. Основные сословия — дворянство, духо­венство, купечество, мещанство, казачество, крестьянство.

Дворянство — высшее привилегированное и господствующее сословие. Дворяне освобождались от податей и налогов, рек­рутской повинности, телесных наказаний, даже от обяза­тельной службы, имели свое самоуправление. Они имели преимущества в получении чинов и наград, занятии долж­ностей в военной и гражданской службе. Но главная при­вилегия дворянства заклю­чалась в их праве иметь крепостных крестьян.

В первой четверти XIX в. в России было около 127 ты­сяч дворянских семей, или около 500 тысяч человек, что составляло 1% населе­ния. Дворяне, имевшие на­селенные поместья, явля­лись помещиками. Таких было 109 тысяч семей. Более 70% из них относились к чис­лу мелкопоместных, т.е. вла­девших менее чем 100 душа­ми мужского пола, и более половины мелкопоместных имели около 7 душ в среднем на имение. Вместе с тем выделялись и крупнейшие магна­ты, владевшие десятками тысяч крепостных и сотнями ты­сяч десятин земли. 16 тысяч дворян были чиновниками, 15 тысяч — офицерами.



Православное духовенство составляло 215 тысяч человек. Оно имело право владеть землей и крестьянами, имело свое само­управление, было освобождено от налогов, рекрутской повин­ности и телесных наказаний. Православное духовенство де­лилось на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы, которые имели право жениться).

Купечество имело ряд важных привилегий. По размеру ка­питала оно делилось на 3 гильдии. Самые богатые — купцы 1 -и гильдии (капитал от 10 до 50 тысяч рублей) могли вести внутреннюю и внешнюю торговлю, были освобождены от некоторых налогов, рекрутской повинности, телесных на­казаний, имели свое самоуправление. Купцы 2-й гильдии (5—10 тысяч рублей капитала) могли вести внутреннюю тор­говлю, купцы 3-й гильдии (1—5 тысяч рублей) могли торго­вать в городах и уездах. При этом они несли рекрутскую по­винность и платили налоги. Царизм поощрял купеческое предпринимательство, защищал его от конкуренции иност­ранных товаров высокими покровительственными пошли­нами.

Мещанство являлось непривилегированным городским со­словием (посадское население); это ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники. Занимались городскими про­мыслами и мелкой торговлей, имели свое самоуправление, платили налоги и несли рекрутскую повинность, могли нака­зываться телесно.

Казачество — привилегированное военное сословие (1,5 млн. человек). В начале XIX в. существовало 9 казачьих войск: Дон­ское, Кубанское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Ураль­ское, Сибирское, Забайкальское, Амурское. Самое большое войско — Донское (590 тысяч человек). Атаманом казачьих войск считался наследник престола. Во главе каждого войска стоял наказной атаман. Казак должен был иметь строевую лошадь, обмундирование и холодное оружие. Казачество от­личали свой быт, традиции, язык, фольклор.

Крестьянство было самым многочисленным сословием (бо­лее 30 млн. человек — 90% населения).

Крестьяне делились на несколько групп:

> государственные крестьяне (15 млн. человек), основная их масса проживала на севере России, в Сибири, в централь­ных губерниях, на Левобережной и Степной Украине. Госу­дарство предоставляло им значительные земельные наде­лы, за которые они не только платили подати и сборы, но и должны были нести феодальные повинности в виде денеж­ного оброка. Положение государственных крестьян было лучше помещичьих. Они принадлежали казне и официаль­но считались «свободными сельскими обывателями»;

> помещичьи крестьяне (к середине XIX в. их насчитывалось более 23 млн. человек). Основная часть их находилась в цен­тральных губерниях, а также в Литве, в Среднем Поволжье. Здесь они составляли от 50 до 70% всего населения, тогда как в северных и южных губерниях — от 12 до 20%. Формы и методы эксплуатации крестьян в значительной мере опре­делялись экономическими условиями региона. В централь­но-нечерноземном районе, где относительно высоко были развиты промысловые занятия, барщина была заменена оброком. Здесь на оброке находились до 65% крестьян, а в некоторых губерниях, например в Костромской и Ярославской, — до 90% крестьян. В черноземной же поло­се крестьяне до 5 дней в неделю работали на барщине, не­которые были переведены на «месячину». Крестьяне были полностью бесправны и в экономическом, и в личном от­ношении. Они платили подати государству и несли рекрут­скую повинность;

> удельные крестьяне занимали как бы промежуточное поло­жение по своему правовому и хозяйственному статусу. Они принадлежали императорской фамилии, или «уделу». Это бывшие дворцовые крестьяне, получившие наименование удельных в 1797 г., когда был создан Департамент уделов специально для управления землей и крестьянами, при­надлежавшими царствующему дому. Помимо уплаты государственной подушной подати, отбывания натуральных по­винностей удельные крестьяне несли оброк в пользу царской семьи. Основная часть удельных крестьян находилась в губерниях Среднего Поволжья и в Приуралье.

6. В начале XIX в. все явственнее проявляются признаки того, что сословный строй постепенно изживает себя. Ломаются сословные перегородки, идет процесс формирования буржу­азии и рабочего класса. Часть дворян, купцов, разбогатевших крестьян уже можно было назвать буржуазией. Среди рабо­чих преобладают выходцы из крестьян и мещан.




350554824.html
351554824.html
352554824.html
353554824.html
354554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™