А. Субъекты правоотношений и субъекты права.

Без сомнения, центральное место в любом ПО занимают его участники (их называют еще сторонами, субъектами и т.п.).

В науке многие авторы (С.Ф. Кечекьян, В.А. Тархов, А.В. Поляков и др.) термины «субъекты права» и «субъекты правоотношений» употребляют в качестве синонимов (см. [186. С. 105; 229. С. 83 и след.; 252. С. 738]). В.А. Тархов, например, так аргументирует свою позицию: «поскольку право существует всегда в правовых отношениях, такое различие (между субъектами права и субъектами ПО. – В.К.) провести не представляется возможным» [186. С. 105].

Подобная точка зрения справедливо подвергается критике в литературе (см., например, [200. С. 114 и след.; 230. С. 110]). Так, Р.О. Халфина пишет, что «представляется целесообразным выделение более узкого понятия, чем субъект права, – понятия участника правоотношения, которое даст возможность охарактеризовать определенную сторону реального бытия субъекта права – его участие в конкретных общественных отношениях» [200. С. 116].

Субъекты права – это конкретные индивиды, их коллективы и организации, которые могут быть (а могут и не быть) субъектами ПО. Например, каждый гражданин России, достигший 35 лет, может быть Президентом РФ и нести соответствующие субъективные права и обязанности. Однако не каждый российский гражданин после достижения соответствующего возраста становится Президентом РФ.

Таким образом, субъектами ПО являются конкретные индивиды, их коллективы и организации, которые уже являются носителями субъективных (персонально адресованных, индивидуально определенных и т.п.) прав и субъективных юридических обязанностей. Это методологически исходное положение позволяет наиболее четко различать предпосылки и основания ПО, а также точнее фиксировать моменты возникновения субъективных прав и обязанностей и выделять отдельные стадии их реализации в конкретных разновидностях ЮП.

К субъектам ПО относятся люди, наделенные сознанием и волей. От имени государства, государственных и иных организаций в ПО выступают конкретные должностные лица (руководители и т.п.) или их представители (юридические консультанты и т.п.).

Условием или предпосылкой вступления субъекта в ПО является наличие у него определенного юридического свойства, которое в юридической литературе принято называть «правосубъектностью». В самом общем плане – это обеспеченная мерами государственного и иного воздействия способность людей, их коллективов и организаций быть участниками ПО, носителями субъективных прав и обязанностей.

В науке существуют различные взгляды по поводу содержания данного понятия. Одни авторы (С.Н. Братусь, А.В. Вене­диктов и др.) полагают, что понятие «правосубъектность» равнозначна понятию «правоспособность» (см. [227. С. 6]); другие (например, Н.С. Малеин, Н.И. Матузов, А.В. Поляков) – включают в правосубъектность правоспособность и дееспособность (см. [202. С. 484 и след.; 252. С. 743-744]); третьи (С.С. Алексеев, В.К. Бабаев и др.) – в правосубъектности индивидов различают правоспособность, дееспособность и деликтоспособность (см. [18. С. 420-422]).



На наш взгляд, если рассматривать логическую структуру правосубъектности, то ей присущи все три указанных элемента; если же речь идет о стохастической структуре (соотношения стационарных и непостоянных элементов), то в конкретной ЮП и социально-правовой ситуации возможно их различное сочетание в ПО. Так, в одних случаях (принятие подарка малолетним) правосубъектность одной из сторон (малолетнего) состоит только из правоспособности, в других (в большинстве регулятивных ПО) – из правоспособности и дееспособности, в третьих (подавляющем большинстве охранительных ПО) – правосубъектность должна предполагать и правоспособность, и дееспособность, и деликтоспособность.

Ряд ученых-юристов (А.В. Мицкевич, В.К. Бабаев и др.) нередко отождествляют правосубъектность с правовым статусом личности или компетенцией государственных либо негосударственных организаций и учреждений (см. [231 С. 26 и след.; 202. С. 420]).

Данная точка зрения представляется весьма спорной. На наш взгляд, понятие «правовой статус личности» является более широким по объему, поскольку, кроме правосубъектности, включает в свое содержание состояние гражданства (подданства), права и свободы, законные интересы и юридические обязанности, правовые гарантии и принципы, определяющие сущность правового статуса личности и т.д.

Правоспособность в отечественной науке определяется как предусмотренная правом способность субъекта иметь субъективные (индивидуально определенные, персонифицированные) права и нести субъективные юридические обязанности. У индивидов гражданская правоспособность возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица. Под дееспособностью же обычно понимается предусмотренная правом способность субъекта лично своими действиями осуществлять субъективные права и субъективные юридические обязанности. Дееспособность физического лица связана с определенным возрастом, физическим и психическим его состоянием. Так, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские субъективные права, создавать для себя гражданские субъективные обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (ст. 21 ГК РФ).

Деликтоспособность – это предусмотренная правом способность субъекта лично нести юридическую ответственность за злоупотребление правом, неисполнение юридической обязанности, совершенное правонарушение. Так, уголовная ответственность по российскому законодательству наступает, как правило, с 16 лет, а за некоторые преступления (убийство, кража, разбой и т.п. – ст. 20 УК РФ) – с 14 лет. Законодательство зарубежных стран предусматривает несколько иные возрастные пороги, которые порождают уголовные ПО (в Англии – с 10 лет, во Франции – с 13 лет).

В науке обычно различают общую, отраслевую и специальную правосубъектность. Общая правосубъектность одинакова для всех, представляет собой равные условия для всех субъектов вступать в любые ПО. Применительно к индивидам она характерна для лиц, достигших 18-летнего возраста и не признанных судом недееспособными или невменяемыми. Считается, что отраслевой правосубъектностью обладают стороны, участвующие в отраслевых (конституционных, семейных, финансовых и т.п.) ПО. Специальная правосубъектность индивидов требует наличия специальных знаний, навыков, достижения определенного возраста и т.п. Судьей, например, может стать лицо, достигшее 25 лет, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершившее порочащих его поступков, сдавшее квалификационный экзамен и получившее рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Правосубъектность физических лиц представляет собой, таким образом, диалектическое единство объективных и субъективных, внутренних и внешних, индивидуальных и общесоциальных, юридических и нравственных, религиозных и других факторов.

Нам представляется, что правосубъектность любых организаций (государственных и негосударственных, религиозных и т.п.) является специальной, поскольку обусловлена специфическими задачами и целями, закрепленными в нормативных правовых актах, уставах и других формально-правовых источниках, определяющих правовое положение соответствующей организации (учреждения, органа и т.п.). Для правосубъектности организаций, выступающих в качестве юридических лиц, характерны признаки, предусмотренные, например, ст. 48 ГК РФ.

Следует иметь в виду, что юридическим лицом может быть признан и индивид, который отвечает соответствующим признакам и выступает в качестве хозяйствующего, организационно – оформленного субъекта права и ПО.

Трудно согласиться с точкой зрения В.А. Тархова, который считает важным признаком любого ПО имущественное обособление субъектов. «Субъектами правового отношения являются лица, – пишет он, – персонально и имущественно обособленные, обладающие правами и несущие обязанности в правоотношении» [186. С. 105]. Прослеживается явно цивилистический подход к определению субъекта ПО. Однако даже в некоторых гражданских ПО (например, при защите гражданином чести, достоинства и деловой репутации) их субъекты могут и не обладать обособленным имуществом.

Все указанные и иные признаки, характеризующие субъектов ПО, должны учитываться как при их закреплении в объективном праве, так и в процессе участия конкретных субъектов права в конкретных видах ПО.

Одним из важных качеств субъектов, по мнению Ю.И. Грев­цова, является то, что в любом ПО стороны самостоятельны и равны по отношению друг к другу (см. [189. С. 155-156]).

При всех оговорках, которыми сопровождает свои рассуждения Ю.И. Гревцов, с его позицией по данному аспекту проблемы трудно согласиться. Дело в том, что многие публичные ПО (конституционные, административные, уголовно-процессуальные и т.п.) выступают очень часто в виде властеотношений, где, по меткому выражению Ю.М. Козлова, «всегда налицо определенный приоритет воли «субъекта управления». «Равенство всех, например, перед законом, вовсе не означает равенство между законодателем и исполнителем законов, – пишет Ю.М. Козлов... – Административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию...» [214. С. 72, 73, 77, 78, 79].

Отметим еще одно важное положение, которое может характеризовать ту или иную сторону ПО. В любой ЮП мы различаем ее субъектов и участников. Субъект – это обязательный, основной носитель юридических действий, без которого немыслимо существование ЮП и разрешение дел по существу (например, суд в судебной практике). Участники ЮП – это отдельные лица (организации), которые так или иначе содействуют субъектам в выполнении их юридических действий и операций (например, свидетели и потерпевшие в судебной практике). Поэтому субъекты ЮП, являясь одновременно стороной того или иного вида ПО, занимают ведущее место не только в содержании ЮП, но и в соответствующем ПО.

Достаточно сложным является вопрос о классификации субъектов права и субъектов ПО. Одни авторы (О.С. Иоффе, И. Сабо и др.) всех субъектов ПО подразделяют на индивидов (физических лиц) и организации; другие (В.К. Бабаев, В.М. Сы­рых и др.) – на индивидов (физических лиц), организации и социальные общности. Однако ни та, ни другая классификация не охватывают всего многообразия субъектов ПО, существующих в ПСО. На наш взгляд, необходимо классифицировать субъектов ПО по различным основаниям: а) в зависимости от их места и роли в конкретном ПО; б) по «отраслевой» принадлежности; в) в зависимости от типа (вида, подвида) ЮП, в которой они действуют; г) по степени общности и социальной организованности сторон в ПО; д) в зависимости от вида ПО; и др.

Определенные типы субъектов (например, государственные органы) должны разграничиваться на отдельные виды (например, судебные органы) и подвиды (например, суды общей юрисдикции) и т.д., и т.п.

В зависимости от места и роли субъектов в конкретном ПО они разграничиваются на носителя субъективного права (правообладателя) и носителя субъективной обязанности (иногда не совсем верно его именуют правообязанным субъектом). В сложном ПО каждая из сторон одновременно может быть носителем и субъективного права, и субъективной обязанности.

По степени общности и социальной организованности сторон выделяются индивидуальные и коллективные субъекты. Индивидуальные субъекты ПО в зависимости от их политико-юридической связи с конкретным государством подразделяются на граждан (подданных), иностранцев, апатридов (лиц без гражданства), бипатридов (лиц с двойным и более гражданством).

В качестве коллективных субъектов ПО выступают социальные общности, движения и организации. Социальными общностями в литературе обычно называют народы, нации, население городов, поселков и других населенных пунктов, трудовые коллективы и т.д. (см., например, [18. С. 418; 163. С. 280]). К ним можно, видимо, отнести и население нескольких стран (например, России и Белоруссии), объединенных в определенный политико-правовой союз. В каждой стране и на международном уровне действуют различного рода общественно-политические, экологические, правозащитные и иные движения, участвующие в разнообразных ПО. Коллективными участниками ПО выступают государственные и негосударственные образования (органы, организации и т.п.).

В качестве относительно самостоятельных субъектов ПО нужно выделять иностранные организации (государственные и негосударственные, коммерческие и т.п.), а также международные организации (ООН, Европейский Союз, Международный Суд и т.п.).

В зависимости от типа ЮП, в которой действуют участники ПО, все они могут быть подразделены на субъектов (участников) правотворческой, правосистематизирующей, правоинтерпретационной и правореализующей практики. Причем каждый тип ЮП состоит из отдельных ее видов и подвидов, что также влияет на классификацию субъектов ПО. Так, в практике реализации права можно выделить субъектов ПО, действующих в судебной, следственной, нотариальной и иных ее разновидностях.

В зависимости от вида ПО можно вести речь о субъектах публичных и частных, регулятивных и охранительных, материальных и процессуальных, международных и иных юридических отношений. Особенности отдельных видов ПО, безусловно, накладывают отпечаток на природу тех или иных его участников, обусловливают их (субъектов) место и роль в конкретной разновидности ЮП.




399554824.html
400554824.html
401554824.html
402554824.html
403554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™