ІІІ. Деятельностная содержательная линия

Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
1. Формирование учебно-организационных умений и навыков (в течение года) Организация рабочего места. Организация учебной деятельности. Сотрудничество с другими участниками учебного процесса. 2. Формирование учебно-информационных умений и навыков (в течение года) Работа с учебником. Учебные пособия и дополнительные источники знаний. Общение в процессе обучения. 3. Формирование учебно-интеллектуальных и творческих умений и навыков (в течение года) Выполнение умственных операций. Творческое применение знаний, умений, способов деятельности в новых ситуациях. 4. Формирование контрольно-оценочных умений и навыков (в течение года) Проверка и самопроверка устных высказываний и письменных работ. Оценивание результатов обучения. Ученик (ученица) самостоятельноисвоевременно готовитсяк уроку; поддерживает порядокна рабочем месте; определяет под руководством учителя цель учебной деятельности; ориентируется в продолжительности времени, отведённого на выполнение разных видов заданий; планирует последовательность выполнения заданий; придерживается определённого порядка во время самостоятельного выполнения заданий; выполняет все указания учителя; слушаетианализирует ответы одноклассников; сотрудничает с одноклассниками в паре, небольшой группе. Ученик (ученица) ориентируется в методическом аппарате учебника (в содержательной нагрузке основных обозначений); находит необходимый по содержанию материал; работает с дидактическим материалом (демонстрационным и раздаточным) и в тетрадях с печатной основой; пользуется учебными словарями, справочными материалами; говорит в соответствующем темпе, с определённой интонацией; выделяет новые факты, ранее неизвестные; определяет последовательность событий в содержании прочитанного или прослушанного текста, устанавливаетв нем причинно-следственные связи; ставит вопросы к тексту; учителю по содержанию объяснения; одноклассникам во время их ответа; пересказывает прочитанное; связноипоследовательно описывает увиденное, услышанное; выражает своё мнение о высказываниях на доступные и понятные темы. Ученик (ученица) выделяет в предметах, языковых единицах существенные признаки, различает среди них главные и второстепенные; сравнивает предметы, языковые явления по различным признакам; делает вывод-обобщение с помощью учителя; подбирает факты, которые подтверждают высказанную мысль или противоречат ей; применяет умственные операции, языковые знания и речевые умения при выполнении творческих заданий. Ученик (ученица) контролируетпоследовательность выполнения задания и его промежуточные результаты; применяетусвоенные способы проверки орфограмм; находитиисправляеторфографические и пунктуационные ошибки, на изученные правила; проверяет результаты обучения, применяя алгоритмы и памятки; высказывает оценочные суждения о качестве устного ответа, письменной работы своей и одноклассников.

ІV. Графические навыки, техника письма,



культура оформления письменных работ(в течение года)

Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
Техника письма. Письмо в тетради с сеткой в одну линию. Выполнение элементов букв и росчерков в 1/3 строки, полстроки, полторы строки. Закрепление написания пунктуационных знаков. Письмо букв в порядке усложнения их формы (и, ш, ц, щ… И, Ш, Ц, Щ…) или в соответствии с особенностями начала письма той или иной буквы (с, о, а, д… С, О, Е и др.). Безотрывное соединение составных букв и элементов букв. Наращивание темпа письма. Самоконтроль за соблюдением гигиенических и технических требований при выполнении комплекса движений во время письма. Условия правильного, аккуратного оформления письменной работы: расположение заголовка на строке, вертикальность левого края письменной работы, соблюдение поля по правому краю страницы; расположение на странице стихотворных столбцов, реплик диалога; заполнение таблицы; выполнение условных обозначений (подчеркивание условными линиями, обозначение частей слова, связи слов в предложении и др.). Письмо на доске. Ученик (ученица) контролирует выполнение гигиенических и технических правил письма; пишетв тетради с сеткой в одну линию; выполняетросчерки, соблюдая нужную высоту и ширину, одинаковый наклон элементов; соблюдаетнужную высоту, ширину, одинаковыйнаклон больших и малых букв, пунктуационных знаков (?,!) в тетради с сеткой в одну линию; выполняет при письме безотрывные соединения малых букв (н, р, ф), а также до 4 букв (лини, древ, мини, мили, ориз, трив и под.); контролирует движения пальцев и предплечья при безотрывном письме; ускоряетписьмо в меру своих возможностей, не изменяя при этом формы букв и их соединений; оформляетправильно и аккуратно письменную работу; соблюдает правила письма на доске: занимает правильное положение у доски (с учетом особенностей письма правой или левой рукой), сохраняет пропорциональность букв и др.

Класс

(2,5 часа в неделю, всего 87,5 часов, из них 4 часа резервного времени)

I. Речевая содержательная линия(12 часов и в течение года)

Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
1. Аудирование (2 часа и в течение года) Слушание как вид речевой деятельности. Восприятие с одного прослушивания рядов языковых единиц – звуков, слогов, сочетаний слов, предложений. Соотнесение ряда прослушанных слов, сочетаний слов, предложений с рисунком и выбор тех, которые соответствуют рисунку. Слушание текста (повествования, описания, рассуждения), относящегося к художественному, разговорно-бытовому, научно-художественному стилям. Понимание фактического содержания, последовательности изложения, основной мысли, эмоциональной окраски текста. Опора при слушании на данный план высказывания (5-6 пунктов). Выражение собственных мыслей по поводу услышанного. Ученик (ученица) объясняет,какую роль играет внимательное слушание, понимание прослушанного; находит после одного прослушивания в ряду языковых единиц те, которые отвечают указанным признакам; соотносит услышанные слова, словосочетания и предложения с сюжетными, предметными рисунками или реальными предметами, находит соответствие / несоответствие; создаёт словесный рисунок по содержанию прослушанного; слушает внимательно и заинтересованно; определяет тип и стиль текста; понимает после одного прослушивания содержание текста (текст-повествование, описание или рассуждение; время звучания текста в нормальном темпе – 3-4 мин); выбирает правильные ответы на вопросы по тексту из трех предложенных вариантов; различает5-6 частей в содержании прослушанного; принимает участие в беседе, высказывает суждение по поводу услышанного; сопоставляет услышанное с собственным жизненным опытом.
2. Говорение (в течение года) Регулирование дыхания, силы голоса, темпа речи. Диалогическая речь (в течение года) Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, переспрашивать и повторно объяснять без раздражения, доказывать без категоричности, уважать другое мнение и др.). Речевой этикет (формулы вежливого выражения своего мнения, переспрашивания, уточнения). Воспроизведение диалогов из прослушанных или самостоятельно прочитанных произведений (в лицах, без слов автора). Составление диалогов по рисунку, описанной ситуации – с опорой на вспомогательные материалы, а также самостоятельно. Обобщенное содержание диалогов: вопрос – уточняющий вопрос – уточнение вопроса – ответ; предложение – уточняющий вопрос – ответ – отказ – доводы в пользу сказанного – ответ. Представление составленных диалогов и оценивание их. Ученик (ученица) регулируетсилу голоса, темп речи с учетом условий общения; объясняет особенности поведения слушающего, который заинтересован/ не заинтересован словами говорящего; слушает собеседника внимательно, заинтересованно; уточняет вопрос и разъяснение без раздражения, выражает свое мнение доброжелательно. Ученики (ученицы) воспроизводят в лицах, разыгрывают по ролям диалоги из прослушанных и из самостоятельно прочитанных произведений (более длинных и сложных, чем в 3 классе); составляют диалоги (5-6 реплик на каждого участника диалога; одним из участников диалога может быть учитель) самостоятельно и с опорой на вспомогательные материалы; приводятубедительные доказательства в споре; обсуждают прослушанный текст, рисунок, учебную ситуацию в классе, поочередно составляя вопросы (о фактическом содержании, причинно-следственных связях, эмоциональной окраске, своем отношении к предмету обсуждения), а также ответы на них; оценивают содержание и форму диалога (отмечают в нем достоинства, тактично дают советы по его совершенствованию).
Монологическая речь (в течение года) Основные требования к устному высказыванию (соответствие теме, наличие своей точки зрения, последовательность в развитии мысли, использование средств связи в тексте). Умение говорить, учитывая интересы, возможности слушателя, собеседника (тема, примеры, описания, доказательства и др.). Речевой этикет (речевые формулы, свидетельствующие об отсутствии категоричности в выражении своей точки зрения). Пересказ (детальный, выборочный) текста-повествования с элементами описания и рассуждения – с опорой на вспомогательные материалы (данный, коллективно или самостоятельно составленный план; опорные слова и сочетания слов), а также без опоры на дополнительные материалы. Пересказ самостоятельно прочитанного текста, эпизода из просмотренного фильма, рассказа, услышанного от близких, знакомых. Творческий пересказ: внесение дополнений в материал для пересказа (описание обстановки, внешности персонажа, рассуждения о поступках персонажей, пример из своего жизненного опыта и др.). Повторение образца краткого пересказа связного высказывания, продемонстрированного учителем. Выражение своего отношения к предмету речи, обоснование его. Самостоятельное построение высказывания (повествования, описания, рассуждения) по рисунку, с опорой на дополнительные материалы (зачин или концовку, опорные сочетания слов, данный, коллективно или самостоятельно составленный план). Составление рассказа, сказки, загадки с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно на заданную или свободную тему. Выражение своего отношения к предмету высказывания. Оценивание, совершенствование составленных связных высказываний. Ученик (ученица) объясняет, каким должно быть связное высказывание, составленное с учетом определенной ситуации общения; сообразует дыхание со смысловым членением речи; регулирует силу голоса, темп речи с учетом условий общения; пересказывает (подробно, выборочно) прослушанный, самостоятельно прочитанный текст (повествование с элементами описания и рассуждения) с опорой на вспомогательные материалы; соблюдает основные требования к устному высказыванию (объем начального текста – 75-100 слов); пересказывает эпизод из просмотренного фильма, телепередачи; дополняетпересказ, включая в него описание внешности персонажа, рассуждения на основе своего жизненного опыта и др.; повторяеткраткий пересказ связного высказывания (эпизода фильма) по образцу, предложенному учителем (до 5 предложений); выражаетсвое отношение к предмету речи; строитустное высказывание (повествование, описание, рассуждение) на данную тему с опорой на вспомогательные материалы (время звучания составленного текста – 3 мин.); обсуждает содержание и форму устного высказывания; оценивает содержание и форму устных высказываний, отмечая в них достоинства и недостатки (в редких случаях с помощью учителя).
3. Чтение(в течение года) Чтение вслух с соблюдением произносительных и интонационных норм, с учетом ситуации общения. Интонационно правильное чтение предложений, различных по цели высказывания, по выражению сильных чувств (восклицательные); предложений с однородными членами, в которых есть обобщающие слова. Интонационно правильное чтение, толкование содержания простых и сложных предложений, осложненных обращением, прямой речью и др. Чтение молча материалов (более длинных и сложных, чем в третьем классе), содержащих инструкции к учебным, игровым заданиям, описание процесса изготовления какого-то предмета и др. Ориентирование в содержании прочитанного вслух и молча. Развитие техники чтения: быстрое восприятие слов, групп слов и предложений. Чтение, толкование информационных материалов учебника, заданий и текстов из упражнений. Ориентировка в учебнике (условные знаки, оглавление, расположение материала на странице, шрифты и др.). Нахождение в учебнике или другой книге по оглавлению нужных страниц, правила, отдельного произведения и др. Просматривание оглавления учебника, одного из его разделов или параграфов, справочных материалов и др. с целью отбора необходимой информации. Ученик (ученица) правильно читает неизвестный текст вслух со скоростью 80-95 слов в минуту; читает выразительно и интонационно правильно предложения всех типов, которые изучались на уроках; читает вслух свое письменное сочинение, самостоятельно подобранный материал для сообщения в классе, стараясь быть понятным и интересным для слушателей; читаетмолча текст со скоростью 100-130 и больше слов в минуту; понимает его содержание, определяет тему, основную мысль, и даёт правильные ответы на поставленные вопросы; находит среди нескольких слов или предложений те, которые соответствуют указанному содержанию; находитпри просматривании учебника (быстрый поиск без чтения всего подряд) необходимую страницу, нужный пункт в оглавлении и на его страницах, знак сноски и соответствующее толкование, материалы различного назначения, набранные разными шрифтами.
4. Письменная речь (10 часов и в течение года) Письмо по памяти. Самостоятельное составление 6-8 связанных между собой предложений (3-4 вопроса на заданную тему и ответы на них) с использованием элементов описания и рассуждения. Изложение (детальное или выборочное) повествовательного текста с элементами описания и/или рассуждения (объем начального текста – 85-95 слов). Творческое изложение: дополнение начального текста (описание обстановки, внешности персонажа, рассуждения о поступках персонажей). Письменный пересказ услышанного учащимися на уроках или во вне-урочное время. Совершенствование, редактирование текста: выделение отсутствующих абзацев; перестановка частей текста; изъятие предложений, не соответствующих теме; дополнение текста при отсутствии вступления (зачина), заключения; замена неудачно использованных слов. Выражение и обоснование своего мнения о предмете высказывания. Самостоятельное письменное высказывание на свободную тему (0,4-0,6 страницы). Письмо. Записка. Поздравление. Приглашение. Объявление. Составление загадки, сказки. Обсуждение письменных работ, выявление в них положительных сторон, советы по их доработке. Ученик (ученица) записываетпо памяти стихотворение из 6-8 строк (две строфы) или прозаический текст до 5 предложений; самостоятельно составляет 6-8 связанных между собой предложений или 3-4 вопроса на заданную тему, по ситуации на уроке, содержанию учебного материала; пишет разные виды изложения (близко к тексту, сжатое, выборочное, творческое) по коллективно или самостоятельно составленному плану, с опорой на вспомогательные материалы, выражает свое мнение о событиях, персонажах (объем начального текста – 85-95 слов); дополняет текст описанием нового эпизода, образа или картины на основе воображения; пишет о том, что его заинтересовало (факт, событие, прочитанное произведение, эпизод фильма и др.); восстанавливает деформированный текст; выражаетиаргументирует свое мнение о предмете речи; составляетизаписывает загадку, сказку (по образцу, с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно); составляет записку, содержащую просьбу, сообщение о каком-либо факте и его объяснение; письмо, поздравление, приглашение, объявление; принимает участие в обсужденииписьменных работ одноклассников (в паре, небольшой группе), опираясь на памятку, подготовленную учителем или коллективно, отмечает положительные стороны работы, дает советы по ее доработке; совершенствует самостоятельно созданный текст.

ІІ. Языковая содержательная линия(71,5 часа)




426554824.html
427554824.html
428554824.html
429554824.html
430554824.html
    PR.RU™