А) Вершина, мнимый, заместитель (вместо), бывший, топ-, квази-, вице-, экс-

б) Президент, модель, мэр, научный, ученый, министр, жена, чемпион, мнение.

Задание 5.Составьте предложения со следующими словами.

Факс, фаворит, хит, шейпинг, шлягер, шоп, шоу, вояж, ди-джей, интернет, кич, принтер, скоч, афера, бодибилдинг, хиромантия, подиум.

Задание 6.Объясните, в чем заключаются ошибки в следующих предложениях?

1. На птичьем дворе петух доминирует над курами. 2. Вчера мы стали свидетелями крайне неприятного инцидента: на наших глазах были разбиты две бутылки пива. 3. Бабушка инкриминировала внуку исчезновение банки варенья. На что внук ответил, что на подобные инсинуации он не собирается обращать внимание. 4. Мама наложила вето на решение отца купить сыну компьютер. 5. Учитель ратифицировал решение класса пойти всем вместе в театр.6. Только с санкции директора школы можно провести праздничную дискотеку. 7. По тротуару прохаживаются тинейджеры. 8. На перемене подрались два первоклассника, на что директор заметил: «Подобные эксцессы возникают в последнее время слишком часто», 9. Эти проблемы обсуждались лишь в школьных кулуарах. 10. Сегодня в нашем классе состоялась презентация нового ученика. 11. Теперь ему надо натурализоваться в нашем классе. 12. На уроках физкультуры мы выстраиваемся в строго определенную иерархию.

Задание 7.Являются ли синонимами следующие слова? Если есть различия в их значениях, то объясните, какие.

Бомонд – элита – истеблишмент; вердикт – вотум; демагогический –декларативный – популистский; интеграция – консолидация; конфессия – вероисповедание; коммивояжер – дистрибьютор – менеджер – брокер; клиринг – клирос; ликвидный – легитимный; мажорный – мажоритарный; масс-медиа – средства массовой информации; меценат – спонсор; геноцид – шовинизм; холдинг – хоспис; суицид – самоубийство; тост – гренок; вестерн – триллер; ортодокс – апологет; локальный – лояльный; фикция – фантом – мистификация; катаклизмы перипетии – пертурбации; коллапс – стагнация; компиляция – плагиат; корректив – поправка; корректный – вежливый; маркетинг – менеджмент; муниципалитет – префектура; субсидия – заработная плата; промоушен – консалтинг, референдум – плебесцит; ликвидный – конвертируемый.

Задание 8.Выделите в предложениях канцеляризмы, речевые штампы. Устраните речевые ошибки.

1. Следует поднять вопрос на должную высоту об уровне преподавания некоторых дисциплин в означенном учебном заведении. 2. Постоянного внимания заслуживает вопрос о работе с кадрами. 3. К сожалению, на высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий. 4. В силу стечения непредвиденных обстоятельств я не смог выполнить вашу просьбу. 5. Привлечение математических методов с привлечением ЭВМ может оказать существенную помощь в деле решения этой сложной проблемы. 6. Ввиду отсутствия в прошлом году семян гибридных сортов кукурузы урожайность данной культуры была намного ниже, чем в текущем году. 7. Новой высокой награды он удостоен за выдающиеся заслуги в деле получения высоких урожаев хлопка. 8. Животноводам следует идти по линии создания прочной кормовой базы. 9. Независимо от масштабов организации, работа должна быть на должном уровне масштабов нашего времени. 10. При обмене имеющимся опытом было установлено, что следует сосредоточить внимание на решении насущных вопросов.



Задание 9.Расставьте ударение в следующих существительных:

Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель.

Апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, пасквиль, похороны, созыв, упрочение, феерия, феномен.

Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, бунгало, генезис, диспансер, жизнеобеспечение, каталог, квартал, некролог.

Диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, ракурс, столяр, узаконение, христианин.

Задание 10.Расставьте ударение. Если возможны варианты, укажите их.

Безудержный, единовременный, зубчатый, лубочный, неоцененный, тигровый, госпитальный, гербовый, искристый, каменноугольный, мизерный, юродивый, украинский.

Баловать, балованный, багроветь, бронировать (покрывать броней), бронировать (закреплять), делящий, заиндеветь, закупорить, запломбировать, запломбированный, искриться, маркировать, премировать, усугубить, группировать, заржаветь, кашлянуть, лиловеть, нормировать, облегчить, опошлить, плесневеть, принудить, ржаветь, уведомить, ходатайствовать, экипировать.

Втридорога, втридешева, донельзя, издревле, мастерски, наголо.

Задание 11. Определите, правильно ли даны толкования книжных слов. Неправильные определения исправьте.

Авгур – верховный правитель, пользующийся неограниченной властью, основанной на произволе.

Адепт – приверженец, последователь какого-либо учения, идеи.

Аскет – тот, кто стойко и мужественно переносит жизненные испытания.

Базилика – кустарник или полукустарник, распространенный в тропиках и субтропиках.

Догмат – некритическое мышление, опирающееся на догмы, т.е. положения, принимаемые на веру за непреложные истины.

Конквистадор – председатель палаты лордов в Великобритании.

Обскурант – справочник, справочная таблица цен на товары и разного рода услуги.

Панегирик – торжественная песнь в честь бога Диониса.

Задание 12.Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного использования слова исправьте предложения.

1. Череда первоклашек теснилась у крупного аквариума. 2. Чашка выпала из рук матери и раскололась на мелкие кусочки. 3. Наш город характерен старинными парками, за что его уважают все жители. 4. Наш завод славится возделыванием комфортабельных троллейбусов. 5. В транспортировке кормов участвует семь подвод. 6. Декада французской музыки продлится две недели. 7. Нерадивых водителей неизменно встречает авария. 8. Мой брат увлекается мифами Древней Греции и знает фамилии всех античных героев и богов. 9. Какие только чудеса не вытворяет современная наука! 10. Новогодняя елка стала любимым праздником нашего детства.

Задание 13.Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:

прочитать доклад; ностальгия о детстве; тосковать по семье; провозгласить тост; оказать вред.

Задание 14.Найдите лишние словав следующих контекстах. Ответ мотивируйте.

1. Знаменитый режиссер поделился со зрителями своими планами на будущее. 2. Толпа людей ворвалась на территорию парка. 3. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 4. Демобилизовавшись из армии, Сергей решил вернуться на завод. 5. Я пока так и не решил, как соединить между собой любовь к музыке и увлечение компьютером. 6. Заброшенный парк превратился постепенно в пастбище для скота. 7. Осенний парк кажется грустным и печальным. 8. Мы выполнили работу по эксгумации народного фольклора. 9. Это был первый литературный дебют будущего великого писателя. 10. Вопросы экологии сейчас стоят на повестке жизни и смерти.

Задание 15.Укажите разные виды речевой избыточности (повторение слов, тавтология, плеоназмы, универсальные слова, расщепление сказуемого и т.д.). Отредактируйте предложения.

1. Сегодня у нас в гостях гость из солнечной Грузии. 2. На совещании обсуждались вопросы и проблемы, связанные с началом отопительного сезона. 3. Мы не устраиваем каких-то всенародных соревнований на лучшего аса шоферского дела. 4. Возникает необходимость принятия мер в деле распространения апробированного и одобренного передового опыта. 5. Открытие вернисажа намечено на конец сентября месяца. 6. В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения области. 7. Всем участникам семинара организаторы подарили сувениры на память. 8. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 9. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 10. Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

Задание 16.Найдите ошибки, вызванные неполнотой предложений.

1. Интересующих вас лиц вышлем почтой. 2. Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускаются (Объявление в аэропорту). 3. Для домашних насекомых в магазине ничего нет. 4. Сдается квартира с ребенком. 5. Женщине присудили 25% мужа. 6. В кабинете литературы висят великие писатели. 7. Футболисты ушли с поля без голов. 8. Несмотря на то, что ей за сорок, выглядит она на все сто. 9. Врач на заборе (Объявление о том, что врач уехал к донорам). 10 Делаем только срочные переломы (На двери рентгенкабинета).

Задание 17.Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 3. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 4. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 5. Придавая большое значение методам исследования, был выполнен ряд экспериментов.

Задание 18.Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного согласования сказуемого с подлежащим. Исправьте предложения.

1. Большинство избирателей проголосовали до двенадцати часов дня. 2. Более семидесяти процентов выпускников школы получило дипломы шоферов третьего класса. 3. Кафе-закусочная, что открылась недалеко от гостиницы, рассчитана на девяносто мест. 4. Музей-квартира писателя будет открыта для посетителей в конце этого года. 5. «Анна Каренина», как и другие романы Л. Толстого, переведен на десятки языков.

Задание 19.Найдите в предложениях, взятых из выступлений современных политиков и журналистов, нарушения стилистико-синтаксических норм русского языка. Обратите внимание на предложения, в которых нарушены лексическо-стилистические нормы.

1. Наблюдая за прыжком Павла Ольшанского, у вас может возникнуть вопрос… 2. Жаль, что у меня нет просто возможности было полететь туда. 3. Мы должны действовать вопреки тому, что действуют со стороны НАТО. 4. Никому не секрет, что главные виновники в развале хозяйства – чиновники. 5. Время слушать классику. На сей раз вашему вниманию ария тореадора из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. 6. Мы объявили о подорожании цен на метро. 7. Россия будет совершать рыночные, тем не менее, преобразования. 8. Центральная избирательная комиссия получит возможность манипулировать с подписями. 9. Встречи Президента с зарубежными политиками проводятся согласно протокола. 10. Ясная картина состояния озонового слоя планеты возникает, изучив работы европейских и русских ученых.

задания для Самостоятельной работы студентов

Задание 1.Отметьте случаи неверного ударения в словах (ударная гласная выделена полужирным шрифтом). Исправьте ошибки.

1. Асимметрия.

2.Иконопись.

3. Ракурс.

4. Туфля.

5. Статуя.

6. Упрочение.

7. Щавель.

8. Нефтепровод.

9. Созыв.

10. Каталог.

Задание 2.Из предлагаемых слов выделите те, в которых наблюдается устаревший вариант ударения.

1. Девичий.

2. Украинский.

3. Ракурс.

4. Запасной.

5. Тигровый.

6. Безудержный.

7. Анапест.

8. Счастливый.

9. Суставной.

10. Прадедовский.

Задание 3.Отметьте те слова, в которых после мягкого согласного под ударением произносится [э].

1. Бытие (в философии).

2. Побасенка.

3. Одноименный.

4. Оглашенный.

5. Оглушенный.

6. Гренадер.

7. Разновременность

8. Подключенный.

9. Груженый.

10. Грубошерстный.

Задание 4.Отметьте те слова, в которых согласный перед выделенным е произносится твердо.

1. Антитеза.

2. Анапест.

3. Гротеск.

4. Эстетика.

5. Эффект.

6. Генетика.

7. Теннис.

8. Бассейн.

9. Фонема.

10. Бенефис.

Задание 5.Выпишите в исправленном виде случаи, связанные с неправильным определением рода существительных.

1. Красивая бра.

2. Новая тюль.

3. Серьезное жюри.

4. Зеленое такси.

5. Белая рояль.

6. Лечебная шампунь.

7. Болезненный мозоль.

8. Серая мышь.

9. Вкусное какао.

10 Старое пианино.

Задание 6.Выпишите и исправьте ошибки в употреблении числительных.

1. Обоих женщин хорошо знают на заводе.

2. Около стола столпились четверо женщин.

3. Пятеро автобусов не вышло на трассу.

4. Соревнования продолжались трое дней.

5. Обе ученицы справились с заданием.

Задание 7. Распределите предложения на группы, где выделенное местоимение а) создает двусмысленность; б) употреблено неправильно.

1. Затем мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него осталось хорошее впечатление. 2. Нарушители дисциплины остаются без внимания учителей. Онимешают нам нормально работать. 3. У графини в спальне, в верхнем ящике комода, лежит девять семейных альбомов своихродственников. 4. У егонет домашнего задания. 5. Всякийученик должен понимать, что только от него зависит его будущее.

Задание 8.Запишите окончания глаголов.

1. У князя в сакле собрал…сь уже множество народа. 2. Лев с барсом вел… предолгую войну. 3. Чичиков с лакеем Петрушкой и кучером Селифаном приехал… в губернский город. 4. Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел… в чистых ветвях акации. 5. Несколько человек оглянул…сь – позади них стояла плотная масса тел. 6. В течение сотен лет на волжские просторы тянул…сь люди – убегал… крепостные из-под гнета помещиков. 7. Много огней и раньше и после манил… не одного меня своей близостью. 8. Царь Салтан за пир честной сел… с царицей молодой. 9. Несколько всадников показал…сь на другом берегу. 10. Над морем носил…сь множество чаек.

Задание 9.Отметьте и исправьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

1. Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту. 2. Оказавшись на побережье, мы собирали ракушки. 3. Выполняя задание, ученики обращались к справочной литературе. 4. Улыбаясь, малыш быстро шел по улице. 5. Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии.

Задание 10.Исправьте ошибки в сложных предложениях.

1. Народ меняется, в их сознании уже есть мысли о счастье. 2. Из-за несчастий народа страдает духовенство – они не могут брать последнюю копейку у бедняков. 3. Каково же было удивление публики, когда они снова увидели белые руки Сальвини. 4. Правду говорят, что у русского крестьянина широкая безграничная душа, - они работают не покладая рук, пьют до полусмерти. 5. Детвора, которым много задают, обычно очень нервозны.

Задание 11.Выпишите слова, употребленные без учета их семантики (конкретная и отвлеченная лексика). Замените словами с соответствующим значением.

1. Беднота – это толчок к внутренним противоречиям героев пьесы. 2. Моей подруге вырезали аппендицит. 3. На стенах школы висела живопись. 4. Я имею страсть к трем вещам: журналистике, фотографиям и кулинарному искусству. 5. Я читаю как художественные произведения, так и современные детективы и фантастику.

Задание 12.К цветовым прилагательным подберите синонимы из правой колонки.

А. Красный.

Б. Белый.

В. Коричневый.

1. Кипенный.

2. Каштановый.

3. Карий.

4. Червонный.

5. Шоколадный.

6. Гранатовый.

7. Меловой.

8. Карминный.

9. Рубиновый.

10. Снежный.

Задание 13.Распределите обнаруженные вами виды многословия на группы: а) тавтология, б) плеоназм, в) повторение слов с одинаковым значением.

1. Ее внешний вид тем не менее никоим образом отнюдь не гарантирует соответствующего обслуживания. 2. В своей деятельности руководители руководствуются заранее составленными планами. 3. Приурочьте дату окончания прекращения курения к какому-то знаменательному событию, обязательно к свободному от работы дню. 4. Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашего губернатора. 5. Мы стремились проанализировать характер Теплякова – характерный для людей его поколения.

Задание 14.Охарактеризуйте ошибки в следующих предложениях и исправьте их.

1. Мечта к счастью пронизывала все его существо. 2.Двое студенток подошли к нам на остановке. 3. В споре Базарова с Павлом Петровичем мы узнаем его убеждения.4.Ноздрев – большой любитель купить и менять свои вещи.

Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои. 5. Переподготовку прошли 51 человек. 6. Маяковский в стихах выражает свое мнение на революцию и революционные преобразования. 7. Плеяда помещиков у Гоголя открывается Маниловым.8.Слова Чехова будут звучать уже не с усмешкой, а с гордо поднятой головой, с чувством собственного достоинства.9.Если живьем присмотреться к этим людям, станут заметны их нелицеприятные черты. 10. Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.11. После ликвидации банка львиное количество вкладов физических лиц не была возвращена гражданам.

Задание 15.В приведенном тексте найдите 11 ошибок.

В произведениях Пушкина и Лермонтова два главные героя играют важное значение в истории русской литературы. Прочитав их, нам стало понятно, как благодаря реакции, обрушившейся после разгрома декабрьского восстания декабристов и которая вынудила молодежь отказаться от активной политической деятельности, они, чувствуя превосходство перед другими, стали эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад.

Задание 16. Исправить речевые ошибки.

1. Готовя контрольная работу, меня все время отвлекал телефон. 2. Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован. 3. Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

Задание 17. Определите стилистическую функцию тавтологии. Укажите слова, ставшие ее причиной; в случае необходимости исправьте предложения.

1. Люблю отчизну я, но странною любовью (Л.). 2. Отцвели последние цветы. 3. Пашню пашут – руками не машут (Посл.). 4. Дождь ливмя льет на меня (П.). 5. Образ Корчагина послужил примером для всей советской молодёжи: по его примеру молодежь активно участвовала в борьбе с фашизмом. 6. Основную роль в лексике вообще играет основной словарный фонд. 7. Ленин и теперь живее всех живых (Маяк.). 8. Веселым треском трещит затопленная печь (П.). 9. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 10. Поэт употребляет различные пласты лексики для различных целей. 11. М. Горькому наиболее удачно удалось изобразить образ рабочего. 12. Шефствующие коллективы оказывают большую шефскую помощь подшефным хозяйствам. 13. Кремль – исторический памятникистории. 14. Образованные от причастий прилагательные могут образовывать степени сравнения. 15. Несмотря на позднее время, вагон был битком набит (Ч.). 16. Нет смысла в жизни, состоящей из обессмысленных минут (Евт.). 17.Отец и мать дают сыну в дар садовый участок, который они имеют. 18. В районной больнице плохо поставлен уход за больными, находящимися на излечении. 19. Проходивший вдоль строя генерал изредка кивал головой и прикладывал руку к папахе, которая была на нем. 20. Как можно исправить фразу, чтобы она была правильной? 21. Руководить педагогическим процессом учитель может только в том случае, если он теоретически подготовлен. При этом он может заранее предвидеть, каков будет эффект его методов обучения. 22. Молекулы с наружной стороны клапана чувствуют себя гораздо свободнее тех, что внутри. Но этого не терпит природа: пока не уравняется давление, молекулы будут со стремительной скоростью вылетать из сосуда вон. 23. Вдруг Софья теряет свое сознание. 24. Справка дана Ивановой А. в том, что ей действительно разрешается продать свое мясо. 25. Прохожий снял свою шляпу и поклонился.

Задание 18.В заметке фенолога, написанной для газеты, укажите речевые ошибки. Отредактируйте текст.

Январь – вершина зимы, пора жгучих морозов. Вот и нынче он блеснул продолжительными холодами. Подолгу с оконных стекол не сходил затейливый орнамент – ледяные папоротники и хризантемы. Любуйтесь на них, вышивальщицы, и не забывайте воеводу-мороза.

С проростом дня все дольше сияет солнышко. В лесу сейчас больше звуков – глухозимье отходит. Наперебой стучат дятлы, добывая поживу, зазывнее голоса лазоревок и московок, задорнее мелодия овсянок. Сороки летают прямо как стрелы, кажется, нет в лесу такого события, о котором бы они не стрекотали. Даже на жестком снегу легко прочесть зайчишкины следы. Пройдите по ним, следы обязательно приведут к обгрызенным веточкам – остаткам пиршества зверька. Если в лесу встретятся погрызы покрупнее, значит, здесь столовались лоси.

Утром на сучьях резвятся пушистые белки. Выскочат из теплых гнезд проведать немудреные припасы и, утолив голод, взапуски носятся по корявым стволам и высоким кронам.

Стадами держатся лоси в пору первого наста. Ведь только так, сообща, и можно справиться с волчьей напастью. Одного сохатого загоняют клыкастые разбойники: наст лося не выдерживает, ледяная корка рвет на ногах кожу в клочья. Волк же бежит налегке, наскакивая на жертву. Стойбища лосей помечены обилием следов и помета.

Рыболовы заметили, как под крышкой льда оживился хладолюб-налим, справляя свою весну в январе. Икромет у него приходится на самые крутые холода. Стремительнее носится плотва, проворнее клюют окунь и лещ. Начался зимний сезон уженья при солнце. Тусклые дни чаще сменяются яркими…

Задание 19.Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте. При выполнении задания пользуйтесь словарями трудностей русского языка.

1. Жилин радовался, что обратно может совершить побег. 2. Агитация классической музыки среди молодежи необходима. 3. На зеленый ковер ипподрома выезжает кавалькада всадников. 4. Во время соревнований хоккеистов на кассе Дворца спорта вывешен аншлаг «Все билеты проданы».

5. Мы стали свидетелями дуэлей сильнейших лыжников страны. 6. Труд миллионов людей был прерван: началась демобилизация на фронт.

7. A. И. Петрова недавно выступила с новой патриотической инициативой.

8. Покорители целины хорошо узнали повадки земли. 9. Построен новый кинотеатр на 500 посадочных мест.

Задание 20.Отредактируйте предложения.

1.Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. 2. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.3. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.4. Перед включением должны быть сняты все плакаты с надписью «Не включать – работают люди», повешенные перед началом работ. 5. Мы знаем её лучше тебя. 6. Мы соскучились по вам. 7. Ученик сказал, что я ещё не подготовился к ответу. 8. Умерщвление произошло по причине утонутия. 9. Старик запряг лошадь и, стуча копытами по мостовой, поскакал по мёрзлой дороге. 10. Он уважает и заботится о своих сослуживцах. 11. В этом произведении были описаны его поездки за границу и какую работу он там проводил. 12. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. 13. И когда наступила суббота, я почистил ботинки и зубы (В.Драгунский). 14. Приходя домой, у Пети слипались глаза от усталости. 15. Услышав о зачете, нам стало весело

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛитературА ПО ТЕМЕ

1.Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М.: Просвещение, 2002.

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

3. Кожина М. И. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1977.

4. Столярова Е.А. Стилистика русского языка. – М.: Приор-издат, 2004.

5. Ткаченко И. В., Шарохина Е. В. Риторика. – М.: ТК Велби, 2005.




126554824.html
127554824.html
128554824.html
129554824.html
130554824.html
    PR.RU™