А.7 Методика диагностирования трансформаторов тока и напряжения с оценкой фактического технического состояния и определения возможности продления срока службы  

А.7 Методика диагностирования трансформаторов тока и напряжения с оценкой фактического технического состояния и определения возможности продления срока службы

А.7.1 Измерение сопротивления изоляции трансформаторов

Измерение сопротивления основной изоляции ТТ, ТН, изоляции измерительного конденсатора и вывода последней обкладки бумажно-масляной изоляции конденсаторного типа производится мегаомметром на 2500 В по схемам, приведенным на рисунках А.7.1 и А.7.2.

Рисунок А.7.1 – Схема измерения сопротивления изоляции первичных обмоток ТТ

Рисунок А.7.2 – Схема измерения сопротивления изоляции первичных обмоток ТН

Измеренные значения сопротивления изоляции должны быть не менее значений, приведенных в таблице А.7.1

Таблица А.7.1 – Минимальные значения сопротивления изоляции

Класс напряжения, кВ Допустимые сопротивления изоляции, МОм, не менее
Основная изоляция Измеритель-ный вывод Наружные слои Вторичные обмотки*
От 3 до 35 50 (1)/50 (1)
От 110 до 220 50 (1)/50 (1)
* В скобках приведено сопротивление изоляции вторичных обмоток с подключенными вторичными цепями, без скобок – при отключенных вторичных цепях.

При измерении сопротивления изоляции обмоток ВН выводы вторичных обмоток (две и более в зависимости от типа и номинального напряжения измерительного трансформатора) и цоколь (корпус) измерительного трансформатора должны быть объединены, заземлены и подсоединены к выводу «-» мегаомметра. Вывод мегаомметра «rx» подсоединяется к первичной обмотке (выводы «Л1» или «Л2» для ТТ, выводы «А» или «Х» для трансформаторов напряжения).

У ТТ с конденсаторной изоляцией сопротивление изоляции следует определять по отдельным зонам с учетом конструкции изоляции ТТ.

Сопротивление изоляции вторичных обмоток ТТ и ТН измеряются мегаомметром на напряжение 1000 В. Измерение производится на каждой обмотке по отношению к корпусу и присоединенным к нему остальным обмоткам. Вывод мегаомметра «rx» присоединяется к выводам проверяемой обмотки (см. рисунки А.7.1 и А.7.2), а вывод «-» мегаомметра – к выводам остальных обмоток, соединенных с корпусом (цоколем) измерительного трансформатора и заземленных.

А.7.2 Испытание повышенным напряжением частоты 50 Гц

Нормы испытаний повышенным напряжением промышленной частоты изоляции первичных обмоток ТТ и ТН напряжением до 35 кВ приведены в таблице А.7.2.

Т а б л и ц а А.7.2 – Значения испытательного напряжения

Исполнение изоляции изме-рительных трансформаторов Испытательное напряжение, кВ, при номинальном напряжении, кВ
Нормальная 21,6 28,8 37,8 49,5 58,5 85,5

Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения: для ТН – 1 мин; для ТТ с керамической, жидкой и бумажно-масляной изоляцией – 1 мин; для ТТ с изоляцией из твердых органических материалов или кабельных масс – 5 мин.

Схема испытаний повышенным напряжением показана на рисунке А.7.3.



кВ – киловольтметр; Сх – объект испытаний

Рисунок А.7.3 – Схема испытаний измерительных трансформаторов

повышенным напряжением промышленной частоты

При наличии у выключателя «В» мгновенной токовой отсечки предохранители «Пр» не устанавливаются, обеспечив при этом наличие видимого разрыва со стороны источника питания. В качестве испытательного трансформатора используются как специальные испытательные трансформаторы, так и измерительные трансформаторы напряжения. Измерение напряжения производится как на стороне НН с пересчетом испытательного напряжения по коэффициенту трансформации используемого трансформатора, так и на стороне ВН.

Испытательное напряжение прикладывается поочередно к каждой обмотке измерительного трансформатора. Остальные обмотки соединяются с корпусом (цоколем) трансформатора и заземляются.

У ТТ соединяются с корпусом и заземляются выводы магнитопровода и/или экрана.

А.7.3 Измерение сопротивления обмоток постоянному току

Измерение сопротивления обмоток постоянному току для измерительных трансформаторов должно производиться одним из методов: одинарными и двойными мостами (класса точности не ниже 4) или методом амперметра-вольтметра. Зажимы мостов постоянного тока и выводы вторичных обмоток ТТ соединяются в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого прибора. Одинарные мосты постоянного тока не используются при значениях измеряемого сопротивления меньше 1 Ом.

Схема измерения сопротивления постоянному току обмоток ТТ методом амперметра-вольтметра приведена на рисунке А.7.4. Приборы должны быть класса точности не ниже 0,5. Вольтметр необходимо подключать непосредственно к выводам обмоток ТТ. Значение тока должно быть таким, чтобы отсчет показаний прибора производился по второй половине шкалы. Для измерения тока допускается использование как амперметров, так и шунтов.

Отклонение измеренного сопротивления от паспортного значения или измеренного на других фазах не должно превышать 2 %.

В – аккумуляторная батарея; Р – рубильник; Ш – измерительный шунт; А – амперметр; mV – милливольтметр; R – регулировочный реостат; Rx – обмотка ТТ

Рисунок А.7.4 – Схема измерения сопротивления постоянному току обмоток ТТ методом амперметра-вольтметра

А.7.4 Снятие характеристик намагничивания трансформаторов тока

Снятие характеристик намагничивания (зависимости напряжения на вторичной обмотке от тока намагничивания в ней) необходимо проводить путем подачи регулируемого напряжения на одну из вторичных обмоток при разомкнутой вторичной обмотке по схемам, приведенным на рисунке А.7.5.

Схема, приведенная на рисунке А.7.5б обеспечивает регулирование напряжения от нуля до линейного, схема А.7.5в – от фазного до линейного. При испытании одной из вторичных обмоток все остальные обмотки проверяемого ТТ должны быть замкнуты. Значение напряжения на вторичной обмотке при снятии характеристики намагничивания не должно превышать 1800 В. Если для снятия характеристики намагничивания потребуется напряжение выше значения линейного напряжения питающей сети, то необходимо использовать схему, приведенную на рисунке А.7.5в с дополнительным повышающим трансформатором. Мощность этого трансформатора должна соответствовать току насыщения при испытании ТТ.

При проверке характеристик намагничивания на обмотках с ответвлениями (встроенные ТТ, измерительные обмотки выносных ТТ) напряжение подается на всю обмотку.

а) с одним регулировочным устройством (вариант 1);

б) с двумя регулировочными устройствами;

в) с одним регулировочным устройством (вариант 2)

Рисунок А.7.5 – Схемы снятия характеристик намагничивания ТТ

Параметры контрольной точки характеристики намагничивания необходимо проверять по одной из схем, приведенной на рисунке А.7.5 в зависимости от требуемого значения напряжения. Отличие диагностируемых параметров не должно превышать 10 %.

Для измерения тока намагничивания должны применяться приборы, измеряющие действующее значение тока.

А.7.5 Измерение тока холостого хода трансформаторов напряжения

Измерение тока ХХ необходимо проводить по схеме, приведенной на рисунке А.7.6, на полностью собранных ТН подачей на вторичную обмотку ТН номинального напряжения данной обмотки. Значение номинального напряжения вторичной обмотки определяется типом ТН и выбирается по паспортным данным.

Отличие от значений, измеренных на заводе-изготовителе или на заведомо исправном трансформаторе, не должны превышать 10 %.

Р – регулировочное устройство; А – амперметр; V – вольтметр

Рисунок А.7.6 – Схема измерения тока ХХ ТН

А.7.6 Определение коэффициента трансформации трансформаторов тока

Коэффициента трансформации Ктт ТТ определяют измерением соотношений токов или напряжений в первичной и вторичной обмотках. Схемы измерений приведены на рисунке А.7.7.

Подачу тока (см. рисунок А.7.7) необходимо осуществлять от нагрузочного устройства на первичную обмотку ТТ. Для измерения коэффициента трансформации Ктт встроенных ТТ в его окно вставляется токоведущий стержень, выполняющий роль первичной обмотки.

Значение тока устанавливается в пределах от 0,1 до 0,25 от номинального. Класс точности измерительных приборов должен быть не менее 1,0. Измерение тока в первичной цепи ТТ производится амперметром прямого включения или с использованием измерительного ТТ. При наличии нескольких вторичных обмоток все они должны быть замкнуты на измерительные приборы или закорочены.

а) методом измерений токов;

б) методом измерений напряжений

ТТ – проверяемый трансформатор тока; ТТ1- измерительный трансформатор тока; Р – регулятор напряжения; НУ – нагрузочное устройство; А – амперметр; V –вольтметр

Рисунок А.7.7 – Схемы измерений коэффициента трансформации Ктт ТТ

Коэффициент трансформации Ктт проверяемого ТТ равен отношению значений первичного измеренного тока ко вторичному.

На полностью собранных ТТ, имеющих первичную обмотку, определение коэффициента трансформации Ктт выполняется подачей регулируемого напряжения на вторичную обмотку ТТ (см. рисунок А.7.7б). Используемые вольтметры должны иметь сопротивление не менее 1 кОм/В, класс точности приборов не менее 1,0.

Коэффициент трансформации Ктт проверяемого ТТ равен отношению значения напряжения на вторичной обмотке к значению напряжения на первичной обмотке. Отклонение диагностируемого значения Ктт от паспортного не должно превышать 2 %.

А.7.7 Измерение коэффициента трансформации трансформаторов напряжения

Схемы измерений коэффициента трансформации Ктн ТН приведены на рисунке А.7.8. Пределы измерений приборов (вольтметров) должны соответствовать значениям, подаваемых на обмотки напряжений и иметь класс точности не менее 1,0.

Проверка коэффициента трансформации Ктн однофазных ТН выполняется подачей на первичную обмотку регулируемого напряжения и измерением его значения на выводах ВН и НН (см. рисунок А.7.8а).

Проверка коэффициента трансформации Ктн трехфазных ТН со схемой соединения обмоток «звезда с нулем – треугольник» производится подачей напряжения на вывод каждой фазы и нейтраль обмотки ВН и измеряется напряжение на выводах ВН и НН этой фазы (см. рисунок А.7.8б).

а) однофазных;

б) трехфазных со схемой соединения Yн/D;

в) трехфазных со схемой соединения Y/Y

Рисунок А.7.8 – Схемы измерений коэффициентов трансформации ТН

Отличия от значений, измеренных на заводе-изготовителе или от измеренных на заведомо исправном однотипном трансформаторе не должны превышать 2 %.

При соединении обмоток ТН по схеме «звезда – звезда» напряжение подается и измеряется на соответствующих выводах обмоток ВН и НН (см. рисунок А.7.8в). Подается на выводы ВН симметричное трехфазное напряжение и проводится измерение напряжения на одноименных выводах обмоток ВН и НН.

А.7.8 Измерение тангенса угла диэлектрических потерь изоляции измерительных трансформаторов

Измерение тангенса угла диэлектрических потерь tgd у ТТ с основной бумажно-масляной изоляцией производятся при напряжении 10 кВ.

Предельные значения тангенса угла диэлектрических потерь tgd основной изоляции ТТ при номинальном напряжении, приведенные к температуре 20 °С, представлены в таблице А.7.3.

Таблица А.7.3 – Предельные значения tgd основной изоляции ТТ

Тип изоляции Предельные значения tgd основной изоляции ТТ на номинальное напряжение, кВ, приведенные к температуре 20 °С
От 3 до 15 От 20 до 35
Бумажно-бакелитовая 12,0 8,0 5,0
Основная бумажно-масляная и конденсаторная изоляция 4,5 3,0 1,5

А.7.9 Оформление отчета о техническом состоянии трансформаторов тока и напряжения и продлении срока их эксплуатации

По результатам изучения эксплуатационной документации, числа часов фактической работы трансформаторов, параметров планового мониторинга с выявлением причин отказов в период, предшествующий диагностированию, и протоколов испытаний оформляется отчет. Отчет согласовывается с главным энергетиком ОСТ и утверждается руководителем организации, проводившей диагностирование. В отчете отражается ТС ТТ и ТН и оформляется заключение о продлении срока гарантированной эксплуатации.

При времени фактической работы t, меньшем времени Т, гарантированного заводом-изготовителем, и при удовлетворительных результатах испытаний срок эксплуатации продляют на время Т – t.

При времени фактической работы t, равном или большем времени Т, гарантированного заводом-изготовителем, по результатам диагностических испытаний срок эксплуатации ТТ и ТН продляют не менее чем на 3 года, но не более чем на 10 лет.




36554824.html
365554824.html
366554824.html
367554824.html
368554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™