А.12 Методика диагностирования кабельных силовых линий и воздушных линий электропередач с оценкой фактического технического состояния и определения возможности продления срока службы

А.12.1 Диагностирование силовых кабелей

Силовые кабели напряжением выше 1 кВ испытываются повышенным напряжением выпрямленного тока, величина и длительность приложения которого указана в таблице А.12.1.

Таблица А.12.1 – Значения испытательного напряжения выпрямленного тока для силовых кабелей

Напряжение кабеля, кВ Испытательное напряжение выпрямленного тока для кабелей, кВ
с бумажной изоляцией в течение 10 мин с пластмассовой изоляцией в течение 10 мин с резиновой изоляцией в течение 5 мин
До 1 2,5 3,5

У трехжильных кабелей испытанию подвергается изоляция каждой жилы относительно металлической оболочки и других заземленных жил. У однофазных кабелей или с отдельно освинцованными жилами испытывают изоляцию жилы относительно металлической оболочки.

Перед испытанием и после него необходимо измерить сопротивление изоляции кабеля мегаомметром. В процессе испытания контролируется ток утечки. Кабель считается выдержавшим испытание, если не произошло пробоя, не было скользящих разрядов, толчков тока утечки или его нарастания после того, как он достиг установившегося значения. Кабельная линия может быть включена под напряжение, если при испытании установившиеся токи утечки не превышали 500 мкА для линий с номинальным напряжением до 10 кВ и 800 мкА для линий 20 и 35 кВ. Кроме абсолютной величины токов утечки при оценке изоляции рекомендуется учитывать коэффициент асимметрии в тех случаях, когда измеренные величины токов утечки близки к указанным выше предельным значениям. На основании опытных данных считается, что коэффициент асимметрии (отношение максимального тока утечки к минимальному для разных жил кабеля) не должен превышать 1,5-2. Для исправной изоляции силового кабеля характерно уменьшение тока утечки в зависимости от длительности приложения испытательного напряжения. У силового кабеля с дефектной изоляцией в процессе испытания ток утечки увеличивается. При заметном возрастании тока утечки продолжительность испытания увеличивается до 20 минут. При дальнейшем повышении токов утечки испытание ведется до пробоя изоляции.

Для кабелей напряжением до 110 кВ допускается испытание напряжением промышленной частоты. Продолжительность приложения испытательного напряжения – 5 мин.

Для испытания кабелей промышленным напряжением используется испытательная установка АИД-70.

Температура жил и других элементов кабеля не должна превышать допустимых пределов, указанных в таблице А.12.2. Перегрев изоляции вызывает ускоренное ее старение и сокращение срока службы.

Таблица А.12.2 – Предельные значения температуры силовых кабелей

Изоляция жил Напряжение кабеля, кВ Длительно допустимая температура жил кабеля,°С Допустимый нагрев жил кабеля при токах КЗ,°С
Бумажная с вязкой и обедненной пропиткой 1 и 3
Бумажная с вязкой и нестекающей пропиткой
Бумажная с обедненной пропиткой
Бумажная с вязкой и нестекающей пропиткой
Резина До 10 постоянного тока
Резина повышенной теплостойкости До 0,66 переменного тока



Температуру на жиле tж, °С выполняют пересчет по формуле:

, (А.12.1)

где tоб – температура на оболочке кабеля, °С;

Ion – длительная максимальная нагрузка кабеля, А;

n – число жил кабеля;

r – удельное сопротивление меди или алюминия при температуре, близкой к температуре жилы, Ом×мм2/м;

SK – сумма тепловых сопротивлений изоляции и защитных покровов кабеля, Ом;

q – сечение жилы кабеля, мм2.

А.12.2 Испытания состояния изоляции кабелей по методу отклика напряжения

Схема испытания изоляции кабеля по методу отклика напряжения приведена на рисунке А.12.1.

По этому методу измеряют зависимости напряжения саморазряда спадающего напряжения Ud (t) и восстанавливающегося напряжения Ur (t) в соответствии с рисунками А.12.1а и А.12.1б.

а) зависимость напряжения саморазряда спадающего напряжения;

б) зависимость напряжения саморазряда восстанавливающегося напряжения;

с) электрическая схема испытания кабеля

Рисунок А.12.1 – Схема испытания изоляции кабеля по методу отклика напряжения

Напряжение Ud (t) измеряется после длительного «заряда» изоляции кабеля, т.е. после возбуждения поляризационных процессов полей постоянного напряжения U0 = 1 кВ за период t = 60 мин. Восстанавливающееся напряжение Ur (t) измеряется после «заряда» постоянным напряжением U0 = 1 кВ за период t = 60 мин. Затем следует отключение от источника напряжения (см. рисунок А.12.1в), закорачивание на 3-5 с (замыкание ключа К2 и его размыкание) и снятие напряжения Ur (t). Зависимости Ud (t) и Ur (t) необходимо снимать через 1, 10, 15 и 60 мин. Первоначальные участки зависимостей Ud (t) и Ur (t) и наклоны касательных Sd и Sr используют как параметры, характеризующие состояние изоляции кабелей, т.о. имеем:

, (А.12.2)

, (А.12.3)

где g – удельная электропроводность изоляции кабеля;

b – величина интенсивности поляризации.

Интенсивность поляризации b определяется по формуле:.

, (А.12.4)

т.е. b прямо пропорциональна интенсивностям a элементарных поляризационных процессов с постоянными времени от Т1 до Тn, которые определяются измеренными параметрами tc и временем разряда.

Количественной характеристикой являются первоначальные наклоны касательных Sd (прямо пропорционально проводимости) и Sr (прямо пропорционально интенсивности поляризации) и предельные (показаны пунктиром на рисунках А.12.1а и в), когда ресурс кабеля исчерпан и он выходит из строя. По величинам параметров можно определить степени увлажнения (Sd) и старения (Sr).

А.12.3 Испытания и измерения для установления степени опасности осушения изоляции на вертикальных участках кабелей

Для контроля нагрева вертикальных участков кабельных линий на них устанавливаются термосопротивления для контроля местного перегрева, способствующего развитию пробоя в изоляции. На каждом из вертикальных участков должно быть установлено по три-четыре термосопротивления; первое - у горловины концевой муфты и далее вниз через каждые 250-500 мм одно от другого. Измерения должны производиться систематически (не реже одного раза в 5-7 дней).

Превышение показания одного термосопротивления по отношению к другим на 2-3°С свидетельствует о начавшемся процессе пробоя изоляции. Кабель должен быть при этом немедленно выведен из эксплуатации и должны быть приняты меры по замене вертикального конца кабеля новым.

При одновременном контроле нагрева многих линий подключаются термосопротивления к электронным потенциометрам, автоматически ведущим запись температур (например, КСП-4-12). Последние могут иметь устройство, автоматически подающее на щит управления сигнал о превышении разности температур выше обусловленных пределов.

А.12.4 Диагностирование воздушных линий

При диагностировании воздушных линий проводятся следующие работы:

- проверка состояния трассы воздушных линий: производится измерение ширины просеки, высоты деревьев и кустарников под проводами, расстояний элементов ВЛ до стволов деревьев и их кроны;

- проверка состояния фундаментов опор: измеряются размеры сколов и трещин фундаментов. Уменьшение диаметра анкерных болтов, зазоры между пятой опоры и фундаментом не допускаются;

- проверка состояния опор;

- измерения прогибов металлических конструкций опор: измеряются прогибы металлических опор и металлических элементов железобетонных опор. Предельные значения допусков для стрелы прогиба (кривизны) проверяемых элементов: траверса опоры – 1:300 длины траверсы, стойка или подкос металлической опоры – 1:700 длины стойки, но не более 20 мм, поясные уголки в пределах панели и элементов решетки в любой плоскости – 1:750 длины элемента;

- проверка оттяжек опор: измеряется тяжение в троссовых оттяжках опор и контролируется целостность оттяжки. Усилие в оттяжках не должно отличаться от нормативного более чем на 20 %. Уменьшение площади сечения троса оттяжки не должно превышать 10 %;

- проверка коррозионного износа металлических элементов опор: допустимое отношение фактического сечения металлического элемента (детали) к предусмотренному проектной документацией при сплошной или язвенной коррозии должно быть не менее: 0,9 – для несущих элементов, 0,8 – для ненесущих элементов, 0,7 – для косынок. Не допускается сквозное коррозионное поражение, щелевая коррозия с появлением трещин и разрушением сварных швов, трещины в сварных швах и околошовной зоне, трещины в металле;

- проверка железобетонных опор и приставок: производится измерение трещин, прогибов, разрушения бетона железобетонных опор и приставок;

- проверка деревянных деталей опор. Отклонение размеров деталей от предусмотренных нормативных допускается в пределах: по диаметру – от минус 1 до 2 см, по длине – от минус 1 до 1 см на каждый метр длины, минусовый допуск для траверс не допускается. Измерения производятся на 8-10 % деталей опор;

- проверка правильности установки опор;

- диагностирование состояния проводов, грозозащитных тросов: производится измерение расстояний от проводов и грозозащитных тросов до поверхности земли, до различных объектов и сооружений в местах сближения и пересечений, между проводами разных линий при совместной подвеске проводов. Расстояния от проводов ВЛ до земли, до сооружений и в местах сближения должны быть не менее установленных ПУЭ. Допускается уменьшение расстояния от проводов ВЛ до деталей опор не более, чем на 10 %.

- проверка стрел подвеса, расстояний до элементов ВЛ. Фактическая стрела провеса не должна отличаться от предусмотренной проектной документацией более чем на 5 %, при условии соответствия нормативным значениям расстояний до земли и пересекаемых объектов. Расстояние по воздуху между проводом и телом опоры, между проводами на транспозиционной опоре и на ответвлениях не должны быть меньше чем на 10 % от норм, предусмотренных проектной документацией. Разница стрел провеса между проводами разных фаз и между проводами различных ВЛ при совместной подвеске не должна превышать 10 % от стрел провеса, установленных в нормативной документации;

- диагностирование состояния сечения проводов и грозозащитных тросов. Измеряется площадь сечения проводов и тросов, изменившаяся в результате обрыва отдельных проволок;

- проверка соединений проводов и тросов;

- проверка изоляции и изолирующих подвесок – производится внешним осмотром;

- дистанционная проверка изоляторов. Контроль производится с использованием инфракрасных и/или электронно-оптических приборов.

- обследование линейной арматуры. Линейная арматуры дефектуется, если: поверхность арматуры покрыта сплошной коррозией; в деталях арматуры имеются трещины, раковины, оплавы, изгибы; формы и размеры деталей не соответствуют проектной документации; оси и другие детали шарнирных соединений имеют износ более 10 %. Расстояние между осью гасителя вибрации и местом выхода провода (троса) из поддерживающего или натяжного зажима, точки схода с ролика многороликового подвеса или от края защитной муфты не должно отличаться от проектного значения более чем на 25 мм. Расстояние между электродами искровых промежутков на грозозащитных тросах не должны отличаться более чем на ±10 %.

А.12.5 Оформление отчета о техническом состоянии кабельных и воздушных линий и продлении срока их эксплуатации

По результатам изучения эксплуатационной документации и протоколов испытаний оформляется отчет. Отчет согласовывается с главным энергетиком ОСТ и утверждается руководителем организации, проводившей диагностирование. В отчете отражается ТС кабельных и воздушных линий и оформляется заключение о продлении срока их эксплуатации.

Заключение о ТС кабельной линии: «Кабельная линия _______________________ по результатам диагностирования ___________­____ 20__ г. протоколы № ___________ признана работоспособной».

Заключение о ТС воздушной линии: «Воздушная линия _______________________ по результатам диагностирования ___________­____ 20__ г. протоколы № ___________ признана работоспособной».

В противном случае даются рекомендации по ремонту или замене дефектных элементов кабельных и воздушных линий.

При положительных результатах диагностических испытаний срок нормальной эксплуатации продлевается для воздушных линий не менее чем на 6 лет, но не более чем на 10 лет, для кабельных линий не менее чем на 3 года, но не более чем на 10 лет, причем, для районов с тяжелыми условиями эксплуатации, например, крайнего Севера, сроки уменьшают вдвое.




387554824.html
388554824.html
389554824.html
390554824.html
391554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™