А.18 Методика диагностирования оборудования электрохимзащиты с оценкой фактического технического состояния и определения возможности продления срока службы

А.18.1Осмотр оборудования ЭХЗ

Перед проведением диагностических и испытательных работ средства ЭХЗ подвергаются внешнему осмотру без разборки на узлы и детали, при этом проверяют:

- соответствие ЭХЗ проектной и исполнительной документации;

- комплектность;

- отсутствие повреждений и дефектов, состояние окраски покрытий, сохранность пломб.

А.18.2 Диагностические работы на установках электрохимической защиты

Визуальным осмотром, а также используя документацию на скрытые работы, устанавливается соответствие ЭХЗ документации.

Измеряется величина сопротивления растеканию тока защитного заземления источника тока (преобразователя) катодной защиты.

Измеряется величина сопротивления растеканию анодного заземления. Расстояние между измерительными электродами и анодным заземлением необходимо принимать в соответствии с рисунком А.18.1, соблюдая соотношения: а ≥ 2·lа3; b ≥ 3·lа3; b/а > 1,5.

1 – анодное заземление; 2 – измерительные провода; 3 – измеритель сопротивления заземления; 4 – измерительные стальные электроды; lа3 – длина анодного заземления; Э1 – первый измерительный электрод; Э2 – второй измерительный электрод; а – расстояние от анодного заземления до первого измерительного электрода; б – расстояние от анодного заземления до второго измерительного электрода

Рисунок А.18.1 - Схема измерения сопротивления растеканию тока анодного заземления.

Для двух- и трехрядных анодных заземлений определение величины сопротивления растеканию проводится методом усреднения результатов замеров по порядку с края ряда.

На время измерений провод, идущий от анодного заземления, необходимо отсоединить от плюсовой клеммы преобразователя катодной защиты. После проведения измерений провод от анодного заземления следует надежно присоединить к плюсовой клемме преобразователя;

Проверку установок катодной защиты необходимо осуществлять в следующей последовательности:

- установить регулятор выходного напряжения источника тока (преобразователя) катодной защиты в положение, соответствующее минимальному напряжению. Если преобразователь имеет два или больше диапазонов регулирования, то необходимо установить диапазон, соответствующий меньшим значениям напряжений;

- перевести преобразователь катодной защиты с автоматическим поддержанием тока или потенциала в режим ручного регулирования;

- собрать электрическую схему для измерения разности потенциалов «труба-земля» в точке дренажа устройства катодной защиты. Схема измерений разности потенциалов «труба-земля» приведена на рисунке А.18.2. Неполяризующийся медно-сульфатный электрод сравнения следует устанавливать на поверхности земли над трубопроводом. При подключении измерительного прибора к электроду сравнения и трубопроводу необходимо учитывать, что потенциал трубопровода имеет более отрицательное значение, чем потенциал электродасравнения. Измерительный прибор должен быть подключен к трубопроводу через контрольно-измерительный пункт. Класс точности измерительного прибора должен быть не более 0,5, пределы измерения должны быть (0,5-0-0,5) В, (1-0-1) В, (5-0-5) В или близкие к ним, входное сопротивление прибора – не менее 1 МОм/В;



- измерить при выключенных установках катодной защиты естественную разность потенциалов «труба-земля» в точке дренажа;

- включить преобразователь катодной защиты и, плавно (или ступенчато) изменяя положение регулятора выходного напряжения, проверить работоспособность преобразователя во всех диапазонах регулирования. Выходное напряжение должно плавно (или ступенчато) изменяться от максимального до минимального его значения, которые указаны в прилагаемой к преобразователю инструкции. Контролировать изменения выходного напряжения следует по показаниям вольтметра преобразователя;

- провести испытания в течение 72 ч. Для этого следует установить регулятором выходного напряжения силу тока, на которую рассчитан преобразователь. Если на момент испытания сопротивление сети постоянного тока не позволяет установить максимальную силу тока даже при максимальном выходном напряжении преобразователя и разность потенциалов «труба-земля» приобретает более отрицательное значение, чем максимально допустимое, то следует параллельно выходу преобразователя включить нагрузочное сопротивление, рассчитанное на максимальную силу тока преобразователя. Схема подключения нагрузочного сопротивления приведена на рисунках А.18.3а и А.18.3б;

- установить проектное значение силы тока на выходе, зафиксировать по приборам преобразователя значение выходного напряжения и через 24 часа измерить разность потенциалов «труба-земля» в точке дренажа;

- провести опробования системы ЭХЗ участка трубопровода.

1 – трубопровод; 2 – контакт с трубопроводом; 3 – катодный вывод; 4 – контрольно-измерительный пункт; 5 – многопредельный вольтметр; 6 – измерительные провода; 7 – неполяризующийся медно-сульфатный электрод

Рисунок А.18.2 - Схема измерений разности потенциалов «труба-земля»

а) при работе одного преобразователя на одно анодное заземление; б) при работе двух преобразователей на два анодных заземления

1- трубопровод; 2- регулируемый добавочный резистор нагрузки; 3- амперметр; 4- анодное заземление; 5- преобразователь катодной защиты; 6- точка дренажа

Рисунок А.18.3 - Схема включения приборов и оборудования при испытании преобразователей катодной защиты в режиме максимальной нагрузки

А.18.3 Диагностирование установок электродренажной защиты

При диагностировании установок электродренажной защиты необходимо:

- визуальным осмотром и с использованием актов на скрытые работы установить соответствие выполненных монтажных работ проектной документации;

- измерителем сопротивления заземления измерить величину сопротивления растеканию защитного заземления электродренажной установки. Величина сопротивления растеканию защитного заземления должна быть не более величины, указанной в проектной документации;

- по данным организации, эксплуатирующей железную дорогу, определить время суток, когда наблюдаются максимальные и минимальные токовые нагрузки тяговой сети железной дороги на рассматриваемом участке. Во время максимальных токовых нагрузок тяговой сети железной дороги и при отключенных средствах и установках ЭХЗ (в том числе и электродренажной установки на рассматриваемом участке трубопровода) измеряется разность потенциалов «труба-земля» и разность потенциалов «труба-рельс». Измерение следует выполнять по схеме включения измерительных приборов при испытании электродренажных установок, приведенной на рисунке А.18.4. Класс точности прибора для измерения разности потенциалов «труба-рельс» должен быть не более 0,5, пределы измерения должны быть: (0,5-0-0,5) В, (1-0-1) В, (5-0-5) В, (50-0-50) В, (100-0-100) В, (250-0-250) В или близкие к ним.

1- трубопровод; 2- неполяризующийся медно-сульфатный электрод сравнения; 3- вольтметр; 4- электродренажная установка; 5- точка дренажа; 6- рельсовая сеть

Рисунок А.18.4 - Схема включения измерительных приборов при испытании электродренажных установок

Пуск и опробование установок поляризованной электродренажной защиты следует выполнять в приведенной последовательности:

- провести измерения в месте подключения дренажа при выключенной электродренажной установки во время максимальной токовой нагрузки тяговой сети железной дороги. Измерения следует проводить не менее 30 мин и фиксировать показания приборов через каждые 10-15 с. Рекомендуется измерения проводить самопишущими измерительными приборами со скоростью передвижения диаграммной бумаги 180 или 600 мм/ч. За время измерения должно пройти не менее двух поездов в обоих направлениях;

- определить величину сопротивления дренажа для предварительного его регулирования. Величина сопротивления дренажа RД, Ом, вычисляется по приближенной формуле:

(А.19.1)

где – величина максимальной разности потенциалов «труба-рельс», В;

– величина максимально допустимого тока усиленного дренажа, определяемая по паспортным данным дренажной установки, А;

Rк – омическое сопротивление дренажного кабеля, Ом.

Омическое сопротивление дренажного кабеля Rх, Ом, определяется по формуле

, (А.19.2)

где rм – удельное сопротивление материала токоведущих жил дренажного кабеля, Ом×м;

l – длина дренажного кабеля, определяемая по проектной документации и актам на скрытые работы, м;

S – площадь сечения токоведущих жил дренажного кабеля, определяемая по проектной документации и актам на скрытые работы, м2;

- установить переключателем резистора рассчитанную величину сопротивления дренажа;

- включить электродренажную установку в присутствии представителя организации, эксплуатирующей железную дорогу, который проверяет влияние электрического дренажа трубопровода на работу цепей автоблокировки и сигнализации железной дороги;

- измерить разность потенциалов «труба-земля» и силу тока дренажа при включенной установке электродренажной защиты в период максимальной токовой нагрузки тяговой сети железной дороги. Измерение следует проводить в соответствии со схемой, приведенной на рисунке А.18.2. Силу тока дренажа следует определять по показаниям амперметра электродренажной установки;

- выключить поляризованную электродренажную установку для проведения пуска и опробования системы электрохимической защиты участка трубопровода.

Пуск и опробование установок непрерывной (усиленной) электродренажной защиты необходимо осуществлять в следующем порядке:

- определить максимально возможную силу тока , А, проходящего через электродренажную установку при ее работе в режиме поляризованного дренажа, по следующей приближенной формуле:

(А.18.3)

При правильном выборе места подключения электродренажной установки и типа дренажа должно быть выдержано следующее соотношение:

(А.18.4)

Если неравенство не выдержано, то место подключения электродренажной установки на трубопроводе или рельсовой сети или тип дренажа выбраны неправильно, что отражается в протоколе;

- включить установку электродренажной защиты в режиме поляризованного дренажа в присутствии представителя организации, эксплуатирующей железную дорогу; представитель проверяет влияние электрического дренажа трубопровода на работу цепей автоблокировки и сигнализации железной дороги; если в результате измерений окажется, что сила тока через электродренажную установку превышает максимально допустимую силу тока дренажа , то тип дренажа выбран неправильно; что отражают в протоколе;

- установить переключатель диапазонов и регулятор выходного напряжения в положение, соответствующее минимальному выходному напряжению, и включить установку электродренажной защиты в режиме усиленного дренажа;

- определить наибольшее напряжение, при котором сила тока дренажа не превышает предельно допустимую силу тока электродренажной установки, а разность потенциалов «труба-земля» не становится менее величины, нормированной действующей нормативно-технической документацией по ЭХЗ. Для этого при максимальной нагрузке тяговой сети железной дороги следует, увеличивая выходное напряжение электродренажной установки, измерять силу тока дренажа и разность потенциалов «труба-земля». Необходимо зафиксировать наибольшее напряжение электродренажной установки, при котором сила тока дренажа еще не превышает предельно допустимую силу тока электродренажной установки, а разность потенциалов «труба-земля» остается более нормированной величины, установленной действующей нормативно-технической документацией по ЭХЗ. Если даже при минимальном напряжении дренажа сила тока через дренажную установку превышает предельно допустимую силу тока или разность потенциалов «труба-земля» менее установленной действующей нормативно-технической документацией по ЭХЗ величины, то значит, что тип дренажа или место подключения электро-дренажной установки выбраны неправильно, что отражается в протоколе;

- измерить напряжение и силу тока гармонических составляющих на выходе дренажа. Измерения следует выполнять в соответствии с рекомендациями действующей нормативно-технической документации по ЭХЗ;

- выключить усиленную электродренажную установку до проведения пуска и опробования системы ЭХЗ участка трубопровода.

А.19.4 Диагностирование протекторной защиты

Проверка и испытание протекторной защиты ведутся в следующей последовательности:

- проверить по актам на скрытые работы соответствие выполненных работ проектным решениям;

- проверить правильность маркировки проводов в контрольно-измерительном пункте. С этой целью провода от трубопровода и протекторной установки разъединяют и высокоомным вольтметром измеряют потенциалы объектов подключения проводов относительно неполяризующегося медно-сульфатного электрода сравнения, установленного на грунт над трубопроводом возле контрольно-измерительного пункта. Потенциал с подключением провода от протекторной установки должен иметь более отрицательное значение, чем потенциал с подключением провода от трубопровода;

- измерить естественную разность потенциалов «труба-земля» при отключенных протекторной установке и соседних установках катодной защиты;

- подключить протекторную установку к трубопроводу и измерить разность потенциалов «труба-земля» в точке дренажа. При подключении протекторной установки должно наблюдаться смещение разности потенциалов «труба-земля» в отрицательную сторону;

- измерить разность потенциалов «труба-земля» в точке дренажа спустя 24 ч после подключения протекторной установки;

- выключить протекторную установку для проведения опробования системы ЭХЗ участка трубопровода.

При пуске и опробовании поляризованных протекторных установок следует также проверить исправность диодно-транзисторного блока. Исправный блок должен пропускать ток от трубопровода к протектору и запирать его в противоположном направлении.

А.18.5 Оформление отчета о техническом состоянии оборудования электрохимической защиты и о продлении срока его эксплуатации

По результатам изучения эксплуатационной документации и протоколов испытаний оформляется отчет. Отчет согласовывается с главным энергетиком ОСТ и утверждается руководителем организации, проводившей диагностирование. В отчете отражается ТС оборудования ЭХЗ и оформляется заключение о продлении срока эксплуатации.

Заключение о ТС: «ЭХЗ НПС № __________ по результатам диагностических испытаний ______________ 20__г. протоколы № ____________ признана работоспособной».

В случаях несоответствия измеренных параметров нормативным даются рекомендации о ремонте или замене элементов ЭХЗ.

В случаях, когда гарантированные сроки закончились, а результаты диагностических испытаний – положительные, то сроки эксплуатации оборудования ЭХЗ продлевают не менее чем на 5 лет, но не более чем на 10 лет.


Приложение Б
(обязательное)
Объем работ при диагностировании электродвигателей, не выработавших установленный заводом-изготовителем ресурс, в составе насосного агрегата




405554824.html
406554824.html
407554824.html
408554824.html
409554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™