АБРАХАМ МАСЛОУ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Как полагают многие, Абрахам Маслоу наряду с Карлом Роджерсом является одним из основателей гуманистической психологии1. Маслоу начал свою деятельность в области поведенческой психологии с исследования реакций лабораторных животных. Он считал себя одновременно фрейдистом и бихевиористом2, так что влияние психоаналитической и поведенческой психологии можно проследить в его сочинениях даже после того, как под воздействием Эриха Фромма он примкнул к гуманистическому направлению3. Хотя Маслоу и привносил в свои труды рудименты фрейдистских и бихевиористских теорий, а в последние годы жизни его интересы сосредоточились на трансперсональной психологии, наибольшую известность ему принесли труды в области гуманистической психологии, в особенности это касается его теории об «иерархии потребностей».

Имея в виду современные религии, не исключая иудаизма и христианства, Маслоу пишет: «...в настоящий момент мы живем в период "междуцарствия", когда все внешне заданные системы ценностей (политические, экономические, религиозные и т. п.) оказались ложными и

189


не остается ничего "святого"»4. Тем не менее он был убежден, что «человеческому существу, чтобы жить и постигать жизнь, необходимы система координат, философия жизни, религия (или заменитель религии), причем они нужны ему почти в той же мере что и солнечный свет, кальций или любовь»5. Следуя этой установке, Абрахам Маслоу выдвинул собственное философское учение о жизни, свое понимание структуры ценностей и свою гуманистическую религию.

Заодно с другими светскими гуманистами Маслоу считал, что человек по сути своей обладает врожденным совершенством. Вступая в противоречие с библейской истиной о «глупости, привязавшейся к сердцу юноши», Маслоу заявляет, что «при нормальном развитии здорового ребенка он, если ему будет предоставлена реальная возможность свободного выбора, как правило, будет выбирать то, что полезно для его развития»6; что «ребенок лучше, чем кто-либо другой, "знает", что для него хорошо» и что «для нормального развития ребенка необходимо, чтобы взрослые доверяли ему и естественным процессам развития, т. е. чтобы они не слишком часто вмешивались, не "заставляли" ребенка развиваться или идти по обозначенному ими пути, а "позволяли" и "помогали" ему развиваться в духе даосизма вместо авторитарного режима (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)»7.

Абрахаму Маслоу хотелось развивать общую психологию. Вот что он пишет в связи с этим: «Наша точка зрения нив коей мере не отрицает обычную Фрейдову картину. Она дополняет ее. Если выражаться предельно упрощенно, то можно сказать, что Фрейд дал нам психологию болезни, а мы теперь должны дополнить ее психологией здоровья. Возможно, эта психология здоровья позволит нам управлять нашей жизнью и становиться лучше. Возможно, этот подход будет более эффективным, чем стремление узнать, как "избавиться от болезни"»8. Подобно большинству гуманистических психологов, Маслоу до конца не порвал с фрейдизмом. Он твердо верил в существование бессознательного и трактовал его в рамках фрейдистских представлений, считая его вместилищем мощных импульсов, изнутри определяющих поведение человека. Он говорил:



О базовых потребностях нельзя сказать однозначно, бессознательны ли они либо, напротив, сознательны. Но у среднестатистического человека они, как правило, все же бессознательны... Потребности, которые

190


АБРАХАМ МАСЛОУ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

мы называем базовыми, большинством людей либо не осознаются, либо осознаются отчасти, хотя, разумеется, особо утонченные, особо чувствительные люди способны и к полному их осознанию9.

Наряду с Фрейдом он также считал, что бессознательная сфера с ее мощными мотивационными импульсами хранит все то, что когда-либо происходило с человеком.

Очень важно, чтобы каждый человек хорошо усвоил горькую истину: любое отступление от родовых добродетелей, любое преступление против своей собственной природы, любое злое деяние (все без исключения!) откладывается в нашем бессознательном и заставляет нас презирать самих себя (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)10.

Позднее в ряде научных исследований была показана несостоятельность этой теории Абрахама Маслоу, представляющей психику в виде записывающего и хранящего информацию устройства.

Иерархия потребностей по Маслоу

По теории Маслоу, поведенческая активность человека определяется иерархическим порядком его потребностей. Отправной точкой считается удовлетворение физиологических (телесных) потребностей, например потребности в пище. Далее идут потребность в безопасности (защите, стабильности), любви (привязанности, дружбе, принадлежности), уважении (самоуважении, милости) и, наконец, потребность в самоактуализации (максимальном развитии потенциальных возможностей). По мере реализации потребностей одного уровня, считает Маслоу, поведенческая активность человека начинает определяться так называемыми потребностями вышележащего уровня. Например, когда физиологические потребности и потребности в безопасности находят нормальное удовлетворение, человек начинает проявлять поведенческую активность, которая в свою очередь определяется так называемой потребностью в любви, лежащей на другом Уровне. Когда до некоторой степени удовлетворяется и эта потребность, человек начнет искать удовлетворение так называемой потребности в милости и т. д.

Рассуждая о физиологических потребностях, Маслоу прибегает к терминологии, отражающей влияние бихевиоризма и эволюционной теории:

191


Если все потребности индивида не удовлетворены, если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком; в этом случае для характеристики такого человека достаточно будет сказать, что он голоден, ибо его сознание прак. тически полностью порабощено чувством голода... Можно сказать, что человек и действительно живет одним лишь хлебом, но только тогда, когда у него нет этого хлеба. Но что происходит с его желаниями, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи?

А происходит вот что — у человека гуг же обнаруживаются друще (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его организмом,занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности. Именно это я и имею в виду, когда заявляю, что человеческие потребности организованы иерархически (курсив в оригинале; выделено нами. — М. Б., Д. Б.)11.

Заметьте, что понятие «организм» Маслоу применяет почти как синоним слова «человек». Наряду с этим, по мере того как человек, согласно Маслоу, восходит по иерархической лестнице потребностей, организм едва ли не уподобляется богу, когда он добирается до вершины самоактуализации и, наконец, трансцендирования, что означает нечто «божественное или богоподобное»12. При этом божественным или богоподобным, по Маслоу, становится не что-то сверхчеловеческое или сверхъестественное в человеке, а нечто свойственное «человеческому естеству... Это потенциальная возможность, неотъемлемо присущая человеческой природе»13. Согласно иерархии Маслоу, необходимость удовлетворять различные потребности на различных уровнях побуждает человека с его громадным потенциалом развития совершать поступательное прогрессивное движение от «организма» до богоподобного существа.

Хотя Маслоу учит, что поведенческая активность человека определяется необходимостью удовлетворения (в соответствии с его иерархией) базовых потребностей, он не придает особого значения строгой упорядоченности движения по восходящей. Он считает, что «практически любой поведенческий акт детерминирован множеством мотиваторов или множеством мотивов» и...

Если говорить о мотивационных детерминантах, то поведение, как правило, детерминировано не одной отдельно взятой потребностью, а совокупностью нескольких или всех базовых потребностей (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)'4. 192


АБРАХАМ МАСЛОУ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тем не менее в важности каждого из иерархических уровней потребностей Маслоу не сомневается. Что касается потребности в любви, то он заявляет следующее:

Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии. В нашем обществе сложилось амбивалентное отношение к любви и нежности и особенно к сексуальным способам выражения этих чувств — почти всегда проявление любви и нежности наталкивается на то или иное ограничение или табу'5.

«Жажда любви» — это болезнь, порожденная ее дефицитом и подобная авитаминозу или недостатку соли в организме. Здоровому индивиду, не страдающему от этого дефицита, любовь нужна только в малых, равномерно поступающих дозах, и даже без них он может обойтись в тече-

Маслоу также утверждает, что потребность в самоуважении является всеобщей потребностью:

Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Каждому из нас необходимо и уважение окружающих, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания и славы17.

Удовлетворение потребности в высокой оценке и уважении порождает у индивида чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы. Исследования тяжелых случаев посттравматических неврозов помогают нам понять, сколь необходимо человеку чувство уверенности в себе и сколь беспомощен человек, лишенный этого чувства18.

!3 3ак. I449 -793


Маслоу заостряет внимание на самоуважении. Он противопоставляет два типа, личность А и личность В, имеющие высокий уровень самоуважения, но абсолютно разные уровни защищен-ности:

Личность А (высокий уровень самоуважения и высокий уровень защищенности) выражает свое самоуважение совершенно иначе, чем личность В (высокий уровень самоуважения и низкий уровень защищенности). Обладающая сильным характером и чувством любви к ближнему, личность А проявляет эти качества в благожелательной, сердечной и заботливой манере. В противоположность ей личность В, которой присущи тоже сильные, но отрицательные черты характера, порождающие ненависть, презрение или страх перед ближними, вероятнее всего, воспользуется ими для подавления окружающих, причинения им страданий или для уменьшения собственной неуверенности в своем положении, поэтому сила ее характера будет представлять угрозу для окружающих. Таким образом, можно сказать, что высокому уровню самоуважения могут сопутствовать как качества защищенности, так и качества незащищенности. То же самое касается и низкого уровня самоуважения19.

Причину различий Маслоу находит в уровне безопасности человека.

В дополнение к потребностям физиологическим и потребностям в безопасности, любви и самоуважении Маслоу заговорил о другой потребности, требующей безусловного удовлетворения, и назвал ее самоактуализацией. Под этой потребностью он имеет в виду «стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций», т. е. реализацию всего человеческого потенциала20. Вот что он об этом пишет:

Если речь идет о «мотивационном статусе», то здоровые люди уже в достаточной степени удовлетворили свои фундаментальные потребности в безопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении и потому могут руководствоваться прежде всего стремлением к самоактуализации (понимаемой как непрерывное осуществление потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности)21. 194


АБРАХАМ МАСЛОУ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Маслоу считает, что удовлетворение высших потребностей че-ловека может обернуться громадной пользой для общества. Он говорит:

Жизнь на высших мотивационных уровнях и удовлетворение высших потребностей вызывает желательные, благоприятные гражданские и социальные последствия... Люди, в достаточной мере удовлетворившие свои базовые потребности (потребность в пище и в безопасности), устремленные к любви и уважению, обнаруживают такие черты, как верность, дружелюбие, гражданское самосознание; именно из таких людей получаются хорошие родители, супруги, учителя, общественные деятели и т. п. (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)22.

Стало быть, наши дела в отношении ближних мотивируются удовлетворением собственных потребностей по мере их появления на том или ином иерархическом уровне. Маслоу рассматривает все это в «личностном» контексте, словно люди имеют в себе или могут произвести из себя все необходимое для личностного роста и перемен. Он пишет:

Чтобы создать условия для развития и самоактуализации, необходимо понять, что способности, органы и системы органов жаждут функционирования и самовыражения, они требуют, чтобы их использовали и применяли по назначению. Использование приносит им удовлетворение, а бездействие раздражает...

Способности требуют, чтобы их использовали, и перестают этого требовать только тогда, когда они используются в достаточной мере. То есть способности это потребности (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)23.

Делая вид, что Творца не существует, Маслоу находит, что все необходимые для удовлетворения потребностей и самоактуализации ресурсы присущи самой человеческой душе.




60554824.html
61554824.html
62554824.html
63554824.html
64554824.html
    PR.RU™