Абрахам предложил подрасчленить эту стадию на два различных вида деятельности: сосание (ранняя оральная стадия) и кусание (орально-садическая стадия).

• В первом издании "Трех очерков по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) Фрейд описывал оральную сексуальность у взрослых (извращение или подготовка к сексуаль­ному акту) и у детей, опираясь на наблюдения педиатра Линднера (мастурбационное значение сосания пальца) (1а). Однако здесь еще Фрейд не говорил ни об оральной, ни об анальной стадии или организации.

Однако с этого момента Фрейд стал видеть в сосании пример того, как сексуальное влечение, поначалу лишь примыкающее к жизненно значимой функции, приобретает самостоятельность и начинает удовлетворяться автоэротическим способом. Поскольку прообразом фиксации желания на определенном объекте послужил оральный опыт, можно предположить, что черты этого первоначального опыта не всегда сохраняются в желании и способах его удовлетворения.

В 1915 г., уже признав существование особой анальной организации, Фрейд описывал оральную, или каннибалическую, стадию как первую стадию сексуальности. Источник здесь — оральная зона, объект — пища, цель — поглощение (инкорпорирование*) (1b). Таким образом, акцент ставится уже не просто на эрогенную зону с характерным для нее типом возбуждения и удовольствия, но и на особый способ отношения — поглощение: психоанализ связывает его в детских фантазиях не только с ротовой полостью, но и с другими функциями (например, дыхание, зрение).

По Фрейду, противоположность активности* и пассивности*, характерная для анальной стадии, не свойственна оральной стадии. К. Абрахам вычленил внутри орального периода разные стадии и разные отношения, обнаружив раннюю стадию собственно сосания (она близка к тому, что Фрейд поначалу описывал в качестве оральной стадии) и орально-садическую* стадию, наступающую одновременно с появлением зубов, когда кусание и поглощение связываются с разрушением объекта; здесь же мы встречаем фантазм: мать, поедающая ребенка (2).

Интерес к объектным отношениям привел некоторых психо­аналитиков (в особенности, M. Кляйн, Бертрама Левина) к более глубокому пониманию роли оральной стадии.

(1) Cf. Freud (S.). a) G.W., V, 80; S.E., VII, 179; франц., 72. — b) G.W., V, 98; S.E., VII, 198; франц., 95.

(2) Cf. Abraham (К.). Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Libido auf Grund der Psychoanalyse seelischer Storungen, 1924. Франц., II, 272 —278.

СТАДИЯ ОРАЛЬНО-САДИЧЕСКАЯ

Нем.: oral-sadistische Stufe (или Phase). — Франц.: stade sadique-oral. — Англ.: oral-sadistic stage. — Исп.: fase oral-sadica. — Итал.: fase sadico-orale. — Португ.: fase oral-sadica.

• По Абрахаму, второй этап оральной стадии связан с появлением зубов и кусанием. Поглощение объекта осмысляется как разрушение, что сразу же вводит в действие объектное отношение со всей его амбивалентностью.

В "Наброске истории развития либидо, основанной на психо­анализе психических расстройств" (Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Libido auf Grund der Psychoanalyse seelischer Storungen, 1924), К. Абрахам различал внутри оральной стадии раннюю, или "доамбивалентную", стадию сосания и орально-садическую стадию, которая соответствует появлению зубов; кусание и поглощение предполагают здесь разрушение объекта и порождают амбивалентность* влечений (либидо и агрессивность направлены на один и тот же объект).



У М. Кляйн оральный садизм приобретает еще большее значение: для нее оральный садизм — это вершина детского садизма. Однако, в отличие от Абрахама, она считает, что садистские тенденции существуют изначально: "...агрессивность — это самое первое отношение ребенка к материнской груди, хотя на этой стадии оно, как правило, и не выражается укусами" (1). "Либидинальное желание сосать сопровождается разрушительной целью — всосать, опустошить, исчерпать сосанием" (2). М. Кляйн опровергала абрахамовское разграничение между сосанием и кусанием в пределах оральной стадии: для нее оральная стадия целиком предстает как орально-садическая.

(1) Klein (M.). Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant, 1952. In: Developments, 206, n. 2.

(2) Heimann (P.) и Isaacs (S.). Regression, 1952. In: Developments, 185 —186.

СТАДИЯ ФАЛЛИЧЕСКАЯ

Нем.: phallische Stufe (или Phase). — Франц.: stade phallique. — Англ.: phallic stage (или phase). — Исп.: fase falica. — Итал.: fase falica. — Португ.: fase falica.

• Стадия детской организации либидо, которая следует за оральной и анальной стадиями; для нее характерно подчинение частичных влечений гениталиям. На этой стадии, в отличие от генитальной организации пубертатного периода, ребенок любого пола признает лишь один половой орган — мужской, так что различие полов для него тождественно противопоставлению фаллического и каст­рированного. Фаллическая стадия — это вершина и одновременно угасание Эдипова комплекса; для нее характерно преобладание комплекса кастрации.

• Понятие фаллической стадии (а) возникает у Фрейда довольно поздно — в явном виде лишь в 1923 г. (Die infantile Genitalorganisation). Оно было подготовлено всей эволюцией взглядов Фрейда на последовательность стадий организации либидо и примата фал­лоса*; постараемся яснее разграничить эти две линии рассуждения.

1) В том, что касается первого подхода, вспомним, что Фрейд поначалу (1905) противопоставлял детскую сексуальность постпубертатной именно по признаку отсутствия организации: для ребенка анархия частичных влечений прекращается лишь с наступлением половой зрелости с характерным для нее приматом генитальной зоны. Конечно, обращение к догенитальным типам организации, анальному и оральному (1913, 1915), поставило под сомнение былые привилегии генитальной зоны в организации либидо, однако пока речь шла лишь о "зачатках и предварительных этапах" (1а) организации* в собственном смысле слова. "Соединения частичных влечений и подчинения их генитальным органам покамест вообще не происходит, или же происходит лишь частично" (1b). Введя понятие фаллической фазы, Фрейд признал, что уже в детстве существует настоящая сексуальная организация, сходная с сексуальной организацией у взрослого и "заслуживающая названия генитальной организации, в которой мы находим сексуальный объект и сексуальные побуждения, в известной мере сосредоточен­ные на этом объекте, при том, однако, отличии от окончательно сложившейся сексуальной организации у взрослого, что на этой стадии признается лишь один тип половых органов — мужской" (1с).

2) Эта мысль о первичности фаллоса неявно присутствует в текстах, написанных раньше 1923 г. Уже в "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) содер­жатся следующие две мысли по этому поводу:

а) либидо имеет "мужскую природу — как у женщин, так и у мужчин" (1е);

б) "у девочки главная эрогенная зона —клитор, подобныймужской генитальной зоне — пенису" (1f, 2).

Анализ случая Маленького Ганса выявляет комплекс кастрации: иначе говоря, мальчик стоит перед выбором — обладать фаллосом или подвергнуться кастрации. В статье "О трех детских теориях сексуальности" (1908), где, как и в "Трех очерках", сексуальность рассматривается с точки зрения мальчика, подчеркнут особый интерес девочки к пенису, ее зависть к пенису и чувство ущербности по сравнению с мальчиком.

*

Суть фрейдовского подхода к фаллической фазе излагается в трех его статьях: "Детская генитальная организация" (Die infantile Genitalorganisation, 1923); "Угасание Эдипова комплекса" (Der Untergang des Odipuskomplexes, 1924); "Несколько психических следствий анатомического различия между полами" (Einige psychische Folgen des anatomischen Geschlechtsunterschieds, 1925). В общем виде фаллическая фаза, по Фрейду, характеризуется следующими признаками:

1) с генетической точки зрения, "пара противоположностей" активность — пассивность*, преобладающая на анальной стадии, преобразуется в пару фаллическое — кастрированное; противоположность мужское — женское* возникает лишь с наступлением половой зрелости;

2) существование фаллической фазы играет важнейшую роль по отношению к Эдипову комплексу: фактически угасание Эдипова комплекса (у мальчика) обусловлено угрозой кастрации, а воздействие этой угрозы, в свою очередь, связано как с нарциссическим интересом мальчика к своему пенису, так и с открытием отсутствия пениса у девочки (см.: Комплекс кастрации);

3) у девочек тоже существует фаллическая организация. Факт различия полов возбуждает у девочки зависть к пенису*, что, в свою очередь, ведет — в отношениях с родителями — к злобе на мать, не давшей ей пениса, и к выбору отца как объекта любви, от которого можно получить либо пенис, либо его символический эквивалент — ребенка. Таким образом, развитие девочки не симметрично развитию мальчика (по Фрейду, девочка не знает о существовании влагалища), хотя оба пути сосредоточены вокруг фаллического органа.

Вопрос о роли фаллической фазы, особенно у девочки, породил в истории психоанализа множество дискуссий. Те авторы (К. Хорни, М. Кляйн, Э. Джонс), которые признают своеобразие сексуальных ощущений у девочки (в особенности интуитивное изначальное знание о существовании влагалища), считают фаллическую стадию лишь вторичным образованием защитного характера.

а) Можно также использовать термины «фаза» (phase) или «установка» (position): они подчеркивают скорее интерсубъективный момент, связанный с эдиповской диалектикой, нежели наличие особой стадии либидинального развития.

(1) Freud (S.). Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905. — a) G.W., V, 98; S.E., VII, 197—198; франц., 95 (добавл. 1915). — b) G.W., V, 100; S.E., VII, 199; франц., 97 (добавл. 1915). — с) G.W., V, 100; S.E., VII, 199; франц., 182 (примеч. добавл. в 1924). — d) G.W., V, 120; S.E., VII, 219; франц., 129. — е) G.W., V, 121; S.E., VII, 220; франц., 129.

(2) Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887 — 1902. Письмо от 13.11.1897: Нем., 244—249; англ., 229—235; франц., 203—208.

СТРАХ АВТОМАТИЧЕСКИЙ

Нем.: automatische Angst. — Франц.: angoisse automatique. — Англ.: automatic anxiety. — Исп.: angustia automatica. — Итал.: angoscia automatica. — Португ.: angustia automatica.

• Устойчивая реакция субъекта в травматической ситуации, т.е. при потоке внутренних и внешних возбуждений, которым субъект не в силах управлять. Автоматический страх Фрейд противопоставляет сигналу тревоги*.

• Это выражение введено Фрейдом в его теории страха, изложенной в «Торможении, симптоме, страхе» (Hemmung, Symptom und Angst, 1926); понять его можно в сопоставлении с особым сигналом тревоги.

Страх в обоих этих случаях — «…как автоматически возникающее явление и как сигнал тревоги — свидетельствует о психической беспомощности младенца как следствии его биологической беспомощности» (1). Автоматически возникающий страх — это спонтанный ответ организма на травматическую ситуацию или на ее повторение.

Под «травматической ситуацией» подразумевается неуправляемый прилив слишком разных и слишком сильных возбуждений; это старая мысль Фрейда — она встречается уже в самых первых его сочинениях, где страх выступает как результат накопления либидинального напряжения при отсутствии разрядки.

Выражение «автоматический страх» предполагает определенный тип реакции; оно ничего не говорит об источнике — внутреннем или внешнем — возбуждений, приводящих к травме.

(1) Freud (S.). G.W., XIV, 168; S.E., XX, 138; франц., 62.

СТРАХ ПЕРЕД РЕАЛЬНОСТЬЮ

Нем.: Realangst. — Франц.: angoisse devant un danger reel. — Англ.: realistic anxiety. — Исп.: angustia real. — Итал.: angoscia (di fronte a una situazione reale). — Португ.: angustia real.

• Понятие второй теории страха у Фрейда: страх перед внешней опасностью, которая представляет для субъекта реальную угрозу.

• Немецкий термин Realangst вводится в «Торможении, симптоме, страхе» (Hemmung, Symptom und Angst, 1926).

1) Real — субстантивный элемент; это не определение страха, но указание на его источник. Страх перед реальной опасностью противопоставляется страху перед влечением. Ряд авторов (особенно А. Фрейд) считают, что влечение может вызывать страх лишь в связи с реальной опасностью; однако, большинство психоаналитиков признают, что существует и страх перед самим влечением.

2) Выражение «страх перед реальностью» не вполне удачно: может показаться, что источник страха — это сама реальность, тогда как речь может идти лишь о некоторых (особых) ситуациях. Вот почему мы предлагаем выражение "страх перед реальной опас­ностью".

Не углубляясь во фрейдовскую теорию страха, отметим, что слово Angst — и в самом немецком языке, и во фрейдовском его употреблении — не соответствует французскому слову angoisse. Такое выражение обыденного языка, как ich habe Angst vor…, переводится как j'ai peur de... — "я боюсь чего-то". Нередко контраст между страхом (peur), имеющим определенный объект, и тревогой (angoisse), для которой характерно как раз отсутствие объекта, не вполне соответствует смыслу этих понятий у Фрейда.

СУБЛИМАЦИЯ

Нем.: Sublimierung. — Франц.: sublimation. — Англ.: sublimation. — Исп.: sublimacion. — Итал.: sublimazione. — Португ.: sublimacao.

• Процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятель­ности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность.




69554824.html
70554824.html
71554824.html
72554824.html
73554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™