Абсцедирование. Клиника, диагностика, лечение

Цель занятия:научиться проводить диагностику и дифференциальную диагностику осложнений пневмоний.

По теме занятия необходимо знать:

1. Основные осложнения пневмоний (плевральный выпот, эмпиема плевры, деструкция, абсцедирование легочной ткани; острый респираторный дистресс-синдром; острая дыхательная недостаточность; септический шок; вторичная бактериемия, сепсис, гематогенные очаги отсева; перикардит, миокардит; нефрит и др.).

2. Причины, ведущие к осложнению пневмоний (резистентность организма, особенности инфекционных агентов, социальные факторы, факторы риска и т.д.).

3. Современные представления о патогенезе инфекционно-токсического (септического) шока, клинической картине, тактике ведения больных пневмонией, осложненной инфекционно-токсическим шоком и принципах терапии.

4. Уметь распознавать и дифференцировать плевральные выпоты (экссудативные и транссудативные). Иметь понятие о парапневмоническом и метапневмоническом (постпневмоническом) плевритах. Знать основные клинические синдромы при поражении плевры (болевой синдром и дыхательная недостаточность), иметь представление о клинических и параклинических методах выявления плевральных выпотов (рентгенография и рентгеноскопия грудной клетки, исследование на латероскопе и компьютерная томография).

5. Усвоить, какие методы исследования применяются для дифференциальной диагностики плевральных выпотов (клинические, биохимические, цитологические, микробиологические) и уметь их интерпретировать, знать показания к торакоскопии и биопсии плевры).

6. Показания к проведению и технику выполнения плевральной пункции.

7. Иметь представление об эмпиеме плевры (гнойном плеврите) (патологическом процессе, характеризующемся скоплением гноя в плевральной полости. Отличительной особенностью является выпот с количеством лейкоцитов > 25000/мл, с преобладанием полиморфноядерных форм, и/или обнаружение при бактериоскопии или посеве микроорганизмов и/или pH < 7,1), о тактике ведения этой категории больных. Знать основных возбудителей эмпиемы (анаэробы, нередко в сочетании с аэробными грамотрицательными бактериями).

8. Уметь диагностировать абсцесс легкого. (патологический процесс, характеризующийся формированием ограниченной полости в легочной ткани, чаще в пределах сегмента, в результате ее некроза и гнойного расплавления. Полость абсцесса отграничена от непораженных участков легкого пиогенной капсулой) и дифференцировать его от гангрены легкого (гнойно-гнилостный некроз значительного участка легочной ткани, чаще доли, двух долей или всего легкого, без четких признаков демаркации).

9. Знать, с какими возбудителями, прежде всего, связывается развитие абсцесса (анаэробы: Bacteroides spp., F. nucleatum, Peptostreptococcus spp. и др. – нередко в сочетании с энтеробактериями, вследствие аспирации содержимого носоглотки, или S. aureus).



10. Антибиотики выбора при лечении абсцесса легкого (амоксициллин/клавуланат, ампициллин/сульбактам или тикарциллин/клавуланат внутривенно; возможно применение цефаперазон/сульбактам внутривенно. Альтернативные препараты: линкозамиды + аминогликозиды или цефалоспорины III-IV поколений; фторхинолоны + метронидазол; карбепенемы). Длительность терапии (определяется индивидуально, но не менее 3-4 недель).

11. Основные принципы ведения больных с острыми нагноительными деструкциями легких (восстановление нарушений гемостаза, обеспечение надежного дренирования очага деструкции, антибактериальная терапия, коррекция нарушения иммунитета).

12. Знать тактику ведения больных с нагноительными деструкциями легких

13. Уметь правильно поставить и сформулировать диагноз.

Перечень практических навыков

1. Выявление (по данным анамнеза и осмотра) ведущих синдромов и проведение дифференциального диагноза с туберкулезом легких, мезотелиомой плевры, раком легких и другими заболеваниями. Уровень освоения IV.

2. Составление и обоснование плана обследования для проведения диагноза и дифференциального диагноза. Уровень освоения IV.

3. Интерпретация данных лабораторных и инструментальных методов исследования: трактовка общего и биохимического анализов плевральной жидкости, данных рентгенологических снимков. Уровень освоения IV.

4. Умение выбрать правильную тактику лечения. Знать основные группы лекарственных препаратов для лечения больных с осложнениями пневмонии. Освоить технику плевральной пункции. Знание показаний для вызова специалистов-консультантов, перевода больных в БИТ, отделение реанимации. Уровень освоения III-IV.

5. Оформление и ведение истории болезни (правильные периодичность и оформление дневников, этапных, переводных, посмертных и выписных эпикризов. Обоснование исследований. Регистрация данных осмотров и обходов. Уровень освоения IV.

ЛИТЕРАТУРА

1. Внутренние болезни: Учебник в 2-х томах. / под ред. Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова.-2-е изд.испр.и доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006,том 1- 672 с.

2. Внутренние болезни. Учебник для медицинских ВУЗов. -4-е изд. стереотипное/ под ред. С.И. Рябова. - СПб.: Спец.лит., 2006.-879 с.

3. Руководство по клиническому обследованию больного.Пер. с англ./ под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина. -М. : ГЭОТАР-Медиа,2007.-648 с.

4. Пульмонология: национальное руководство / под ред. А.Г.Чучалина. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009-960 с. + эл. опт. диск (СD-ROM).

5. Российский терапевтический справочник / под ред. А.Г. Чучалина. -М. : ГЭОТАР- Медиа, 2005.-880 с.

6. Клинические рекомендации: Пульмонология / под ред. А.Г. Чучалина. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007.-240 с.

7. 7.Респираторная медицина: рук-во в 2-х томах / под ред. А.Г. Чучалина.- М. : ГЭОТАР Медиа, 2007.

8. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней. 4-е изд.-СПб.: «Злби-СПб», 2007.- 704с.

9. Наглядная пульмонология/ под ред.С.И.Овчаренко.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.-112 с.

10. Интернет – сайты http:// www.nemb.ru

http://www.klinrek.ru

http://www.zdrav.org (c указанием приказов)

Контрольные вопросы по теме

«Осложнения пневмоний. Инфекционно-токсический шок. Плевриты. Абсцедирование. Клиника,

Диагностика, лечение»

1. Назовите основные осложнения пневмонии: а) плевральный выпот, эмпиема плевры; б) деструкция / абсцедирование легочной ткани; в) острая дыхательная недостаточность; г) септический шок; д) сепсис; е) перикардит, миокардит; нефрит. Выберите варианты правильных ответов:

1) а, б

2) б, в

3) в, д

4) все варианты

5) д, е

2. При каком заболевании показаны постуральный дренаж, вибрационный массаж, санационная бронхоскопия с установкой катетера? а) эмпиема плевры; б) гангрена легких; в) обструктивный бронхит; г) абсцесс легкого; д) острый респираторный дистресс-синдром. Назовите варианты правильных ответов:

1) а

2) б, г

3) в

4) г, д

5) г

3. Какой основной признак отличает абсцесс легкого от гангрены? а) бактериемия; б) наличие прожилок крови в мокроте; в) наличие пиогенной капсулы; г) интермиттирующий тип лихорадки; д) отсутствие плеврального выпота. Назовите варианты правильных ответов:

1) а, б

2) в

3) б, г

4) г, д

5) все варианты

4. С какой целью может проводиться плевральная пункция? а) с диагностической; б) с лечебной; в) с диагностической и лечебной; г) для исключения эмпиемы плевры. Назовите варианты правильных ответов:

1) а

2) б

3) в; г

5. Назовите препараты выбора при лечении абсцесса легкого: а) глюкокортикостероиды; б) макролиды; в) амоксициллин/клавуланат, амоксициллин/сульбактам, тикарциллин/клавуланат внутривенно или цефаперазон/сульбактам внутривенно; г) 5% р-р этилового спирта внутривенно капельно; д) аминогликозиды и сульфаниламиды. Назовите варианты правильных ответов:

1) а

2) б, д

3) в

4) г, д

6. Какие осложнения пневмонии являются показанием для перевода больного в отделение торакальной хирургии? а) отсутствие положительной динамики при повторном рентгенологическом исследовании через 5 дней начала лечения; б) плевральный выпот более 1,5 л; г) абсцесс, гангрена легкого, эмпиема плевры; д) септический шок. Назовите варианты правильных ответов:

1) все варианты

2) а, б, в

3) г

4) д

7. С какой целью проводится торакоскопия (плевроскопия) и биопсия плевры? а) с целью дифференциальной диагностики между экссудативным и транссудативным выпотом; б) для визуального осмотра плевры, забора материала для цитологического и гистологического анализа при подозрении на онкозаболевание или туберкулез; в) для оценки эффективности проводимого лечения парапневмонического плеврита. Назовите варианты правильных ответов:

1) а, в

2) б

3) все варианты

8. Ваша тактика при подозрении на туберкулезную этиологию плеврита: а) пробная терапия антитуберкулезными препаратами; б) анализ мокроты, плевральной жидкости (посев) на туберкулезные микобактерии, проба с туберкулином, торакоскопия с биопсией плевры; в) введение в плевральную полость антитуберкулезных препаратов; г) консультация фтизиатра при выявлении плеврита для определения тактики ведения больного. Назовите варианты правильных ответов:

1) б

2) а, в

3) г

4) в, г

9. Какие осложнения могут представлять угрозу для жизни больного с абсцессом легкого? а) «немое» легкое; б) гемоторакс; в) легочное кровотечение, сепсис; г) гнилостный распад (расплавление) всего легкого. Назовите варианты правильных ответов:

1) б

2) а, г

3) в

4) а, б

10. Назовите особенности плевральной жидкости у больного с эмпиемой: а) эозинофилия; б) лимфоцитоз; в) пониженная вязкость; г) выпот с количеством лейкоцитов > 25000/мл, с преобладанием полиморфноядерных форм, и/или обнаружение при бактериоскопии или посеве микроорганизмов и/или pH < 7,1; д) щелочная реакция. Эритроциты в большом количестве. Назовите варианты правильных ответов:

1) а, д

2) г

3) б, в, д

4) а, б

11. При диаметре полости абсцесса более 6 см, лёгочных кровотечениях и невозможности достоверно исключить рак лёгкого показано выполнение одной из следующих рекомендаций. Выберите правильный ответ:

1) назначение антибиотиков из группы карбапенемов

2) назначение цефалоспоринов третьего поколения

3) эндобронхиальная санация

4) наложение искусственного пневмоторакса

5) хирургическое вмешательство

12. Дифференциальную диагностику абсцесса лёгких целесообразно проводить с одним из следующих заболеваний. Назовите правильный ответ:

1) хронический бронхит

2) синдром Хаммена-Рича

3) кавернозный туберкулёз лёгких

4) бронхиальная астма

5) гамартохондрома

Типовые тестовые задания по теме

«Осложнения пневмоний. Инфекционно-токсический шок. Плевриты. Абсцедирование. Клиника,

Диагностика, лечение»

1. Какие состояния предрасполагают к развитию абсцесса легкого? а) злоупотребление алкоголем; б) СПИД; в) наркомания; г) инородное тело бронха; д) нейтропения при гемобластозах. Выберите правильную комбинацию ответов:

1) все ответы правильные

2) а, в, г

3) а, д

4) а, в, д

5) а, г




79554824.html
80554824.html
81554824.html
82554824.html
83554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™