АБСОЛЮТИЗМ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ  

АБСОЛЮТИЗМ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Переход к абсолютизму, порядку, при котором вся пол­нота власти (законодательной, исполнительной и судеб­ной) сосредоточена в руках монарха, наметился в XVI ве­ке в большинстве стран Европы, включая и Россию. Однако конкретные причины установления абсолютизма, формы и методы осуществления власти различались.

Основные причины перехода к абсолютизму в Англии и Франции состояли в следующем.

Во-первых, в условиях Реформации значительно ослабло влияние римско-католической церкви. Чтобы сохранить свои позиции, она нуждалась в поддержке монархов, а не в противоборстве с ними. Ре­лигиозные протестантские течения сами носили светский характер и первоначально были не настолько влиятельны, чтобы воздействовать на центральную власть.

Во-вторых, было подорвано влияние местной феодальной знати, традиционно противостоящей власти монархов. В управлении госу­дарством возросла роль чиновничества. В экономической жизни увеличилось значение торгово-предпринимательской городской элиты.

В-третьих, военная роль тяжелой рыцарской конницы резко уменьшилась. Основу новых армий составили профессиональные, наемные войска, пехотинцы, оснащенные огнестрельным оружием, артиллерией. Их содержание стоило дорого и было по средствам только королевскому двору.

В-четвертых, младшие сыновья феодалов, купцы и промышлен­ники были заинтересованы в существовании сильной центральной власти, способной осуществлять колониальную экспансию, захваты­вать новые земли и рынки. Развитие мануфактурного производства требовало отмены права местных феодалов на установление тамо­женных пошлин и введение дополнительных налогов, ущемляющих торговлю.

Становление абсолютистской монархии в Англии связано с прав­лением Генриха VII (1485—1509), во Франции — Франциска I (1515— 1547). Реальная власть сконцентрировалась в руках их ближайших приближенных. В Англии это был Тайный совет (в его состав входи­ли чиновники высшего ранга, ответственные перед королем) и Звездная палата (она рассматривала дела о государственной измене и искореняла оппозицию местной феодальной знати). В период уста­новления абсолютизма в Англии число лордов, заседавших в парла­менте, сократилось более чем наполовину. Большинство из них были казнены или лишены всех привилегий. Французский король опи­рался на Большой королевский совет.

Формально органы сословного представительства не прекращали своего существования. Однако во Франции во время правления Франциска I Генеральные штаты не созывались ни разу. В Англии парламентская система сохранилась, однако роль парламента в по­литической жизни уменьшилась. И на его состав, и на принимаемые законы решающее влияние оказывал королевский двор.

В оппозиции абсолютизму находилась местная феодальная знать, стремящаяся сохранить свои привилегии. Во Франции борьба фео­дальных кланов за влияние на политику двора обострилась в период религиозных войн (1562—1594) между католиками, сторонниками контрреформации, и протестантами, которые называли себя гугено­тами. Католики опирались на поддержку Испании, при короле Фи­липпе II (1556—1598) ставшей оплотом контрреформации в Европе. Кроме того, Испания опасалась усиления Франции, которая конку­рировала с ней за влияние на итальянские государства и также нача­ла создавать собственную колониальную империю.



Наиболее известным и подробно описанным в художест­венной литературе эпизодом этих войн была Варфоломеев­ская ночь, резня, учиненная католиками в Париже. В ходе нее погибло около 2 тыс. гугенотов. Возникновение Гугенотской конфедерации и Католической лиги едва не привело к расколу Франции на два государства. Лишь с воцарением Генриха Бур­бона (Генрих IV, правил в 1594—1610) был принят Нантский эдикт (1598), гарантирующий защиту королевской властью прав и католиков, и протестантов.

В Англии сопротивление абсолютизму также приняло религиозную форму. В царствование королевы Елизаветы I (правила в 1558—1603) знаменем оппозиции абсолютизму стала королева Шотландии Ма­рия Стюарт (правила в 1542—1567), католичка. В ее претензиях на английский престол ее поддерживали часть английской знати, рим­ско-католическая церковь, провозгласившая Елизавету I еретичкой, и король Испании. Тем не менее заговор, целью которого было возве­дение Марии Стюарт на трон, провалился, она была казнена. В ответ на это Филипп II снарядил «Непобедимую армаду» — флот из 134 ко­раблей, который должен был высадить в Англии 20-тысячный десант. Англичане противопоставили ей флот из 200 судов во главе с быв­шим пиратом Ф. Дрейком. «Армада», атакуемая английским флотом и попавшая в шторм у берегов Шотландии, была разгромлена. Анг­лийский флот надолго завоевал господство на морях.

В правление Елизаветы I Англия стала быстро расширять свою колониальную империю. Под эгидой двора и на его средства создава­лись новые торговые компании и мануфактурные производства. Ан­глия установила торговые и дипломатические отношения даже с от­даленной Россией, куда добирались только после нелегких плаваний по северным морям. Для очищения церкви от сторонников католи­цизма и враждебного англиканству кальвинизма (в Англии он при­нял форму пуританизма) в 1583 г. была учреждена особая комиссия (англиканский вариант инквизиции).

Тенденции к усилению центральной власти проявлялись в Испа­нии, Австрии, небольших государствах Италии, Германии. Однако сопротивление местной знати и религиозное многообразие ограни­чили их проявление.

Большую популярность в Европе приобрели труды флорентий­ца Н. Макиавелли (1469—1527). Он обосновывал необходимость в интересах государства и его народа правления сильной лично­сти — государя, который действует решительно, рационально, переступая, если необходимо, морально-этические нормы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. В чем состояли характерные черты абсолютизма? Какие предпосылки усиления центральной власти сложились в странах Западной Европы?

2. Назовите особенности абсолютизма в Англии и Франции. Почему сопротивление ему приняло религиозную форму?

ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Тридцатилетняя война 1618—1648 гг. стала первым общеевропейским конфликтом, втянувшим в свою орбиту большинство государств Европы. Она была вызвана рос­том противоречий на европейском континенте, которые накапливались десятилетиями и не могли найти мирного решения.

Европа в начале XVII века

Особенность Тридцатилетней войны состояла в том, что на поли­тику ее участников влияли как религиозные, так и национальные интересы.

Одна группа противоречий была связана с борьбой за гегемонию на европейском континенте, к которой стремилась династия Габсбургов.

В 1519—1556 гг. императором Священной Римской империи был Карл V. Наряду с землями Габсбургов в Центральной Европе он унаследовал корону Испании и всех ее обширных владений. Никогда прежде ни один из монархов не имел такой власти. Правда, мечты Карла V о создании всемирной католической им­перии не реализовались. Потерпев поражение в борьбе с про­тестантизмом в Германии, он отрекся от престола и передал ко­рону Испании своему сыну Филиппу, а корону Австрии и империи — брату Фердинанду. Австрийские и испанские Габ­сбурги сохранили союзнические отношения. Их могущество и влияние в Европе беспокоили и протестантских князей Север­ной Германии, и католическую Францию, которая соперничала с Испанией и Австрией за влияние в Италии и Германии.

Вторую группу противоречий порождали религиозные конфлик­ты. С развитием контрреформации религиозный мир, заключенный в 1555 г., начал нарушаться. При поддержке Габсбургов во многих имперских городах и графствах власть переходила к сторонникам католицизма, начавшим преследовать протестантов. Конфликт меж­ду католическими и протестантскими князьями в Германии вызвал в 1608 г. раскол в рейхстаге, который несколько десятилетий не собирался. Протестантские земли создали свой союз — Евангелическую унию. Католики сформировали Католическую лигу.

К наступлению на протестантов Габсбургов подтолкнула револю­ция 1566—1609 гг. в Нидерландах (они включали территорию совре­менных Бельгии и Голландии), находившихся под властью короля Испании.

В процветающих северных провинциях Нидерландов, став­ших важнейшим центром европейской торговли и мануфактур­ного производства, широко распространились идеи Реформа­ции, особенно кальвинизма. Введение жестких законов против еретических вероучений и дополнительные налоги вызвали возмущение. В 1566 г. прокатилась волна погромов католиче­ских церквей, было разорено около 5,5 тыс. храмов. Филипп II направил в Голландию армию, разорившую страну. Число жертв террора было огромно. Только в Антверпене после взятия его испанскими войсками было вырезано около 8 тыс. человек. В ответ на это в провинциях началось восстание против испан­ского господства. В 1581 г. часть из них провозгласили себя Ре­спубликой соединенных провинций (католический юг страны остался под властью Испании).

Война между Испанией и Республикой Нидерланды, которую не­гласно поддерживала Англия, продолжалась до 1609 г. После заклю­чения перемирия на 12 лет война возобновилась.

Освобождение Нидерландов от власти испанской короны стало первой успешной антифеодальной революцией в Европе. Возникло государство, в котором наибольшим влиянием пользовались город­ские купцы, банкиры, предприниматели, а не титулованная знать. Верховная власть в Нидерландах перешла к парламенту (Генераль­ным штатам), который избирал штатгальтера (верховного правителя и главнокомандующего, обычно им становился принц Оранского до­ма, выступившего на стороне революции).




105554824.html
106554824.html
107554824.html
108554824.html
109554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™