Абстрактные знаки - символы, от которых произошли письмена

Были ли эти надписи изначально только графи­ческими, состоящими из линий и их различных ком­бинаций, или же они - результат эволюции уже су­ществовавших и наделенных религиозной значимо­стью знаков? Последнее, как мне кажется, ближе к истине, поэтому показательно будет обратиться к символическим обозначениям, имевшим хождение до появления письма.

Самостоятельные абстрактные - не пиктографи­ческие - обозначения, такие как «V», «X» и «Y»,воз­никли в эпоху верхнего палеолита. Их вырезали на камнях, на костях, на оленьих рогах, и в таком виде многие из них просуществовали весь мезолит вплоть до раннего неолита. В Древней Европе и в Анатолии их можно регулярно видеть на керамических издели­ях: они бывают удвоены, утроены, умножены, пере­вернуты, противопоставлены, соположены с меанд­рами и параллельными линиями.

Существование некоторых знаков идет от верхне­палеолитических культур граветт и мадлен вплоть до неолита, медного века и даже раннего европейского и анатолийского бронзового века, что в общей слож­ности составляет около 15 тысяч лет. Превосходным примером тому является знак«V», который происхо­дит от обозначения вульвы или лобкового тре­угольника, одного из древнейших символов во всем доисторическом искусстве. Если сравнить надписи на верхнепалеолитических статуэтках из Мезина (рис. 8-13) и те, что есть на статуэтках культуры винча V тыс. до н.э. (рис. 8-14), то нельзя не отметить их удиви­тельное внешнее сходство. Поскольку их контекст всегда гомологичен, это говорит об их центральной роли в символической системе, связанной с некото­рыми проявлениями Богини.

Так, если взять знак «V», то он может быть выре­зан на статуэтке один раз или повторен несколько раз.



Гимбутас М. Цивилизация Великой Богиш





Рис.8-13


Рис. 8-13 Верхнепалеолитические стату­этки из слоновой кости в виде антропоморфных водоплаваю­щих птиц. На них вырезаны знаки «V», шевроны (множест­венные знаки «V» и «X») и двой­ные линии. Мезин, бассейн Верхней Десны, Украина. Ок. 17000-14000 гг. до н.э.; высота (1)30 см, (2) 7,2 см.


Рис.8-14


Рис. 8-14 Статуэтки культуры винча со знаками «X», «V» и меандрами. (1) Статуэтка в маске и с крыльями из Турдаша, Клуж, Западна! Румыния, ок. 5200 г. до н.э. (2) Дискообразная статуэтка с клювом (Богиня-птица) и обрубками вместо рук (или крыльев). Ва плоская поверхность покрыта символами. Большой знак «X» делит ее на 4 части: в верхней, пониже шеи, - шеврон, в осталь ныхтрех - концы меандров. Плечи украшены параллельными линиями. Винча. Ок. 5000 г. до н.э.. высота (1) 9 см, ,2) 12 см,


Ima VIII. Священные знаки-письмена




Рис. 8-15


Рис. 8-17

Рис. 8-15 Корпус этой статуэтки поделен на четыре секции, в каждой — узор из множественных переплетающихся шевронов различных пропорций и ориентации. Го-молава, средний период культуры винча. Начало Утыс. до н.э.; высота 8,5 см.





n^iiiyiNV'Mr

Рис. 8-16

Зооморфный сосуд для приношений с карту­шем, в который заключены шевроны, единич­ные знаки «V» и ромбы (составленные из двух знаков «V»), Тройные шевроны также повто­ряются на шее каждого животного (стилизо­ванных баранов). Культура винча, Приштина, Южная Югославия. Ок. 5300-5000 гг. до н. э.; высота 6,7 см.

Рис. 8-17 Разбитый на секции символический узор из меандров, спи­ралей и сетчатого рисунка покрывает поверхность сосуда из ВэлэстрыП, Юго-Западная Румыния. Ок. 5200-5000 гг. юн.э. Нарезной орнамент с белой инкрустацией, серый фон; высота 55 см.



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Бот



Часто он бывает утроен или умножен до бесконечно­сти, образуя многослойный шеврон. Варьируются и размеры знаков «V» и шевронов. На некоторых ста­туэтках, как и на сосудах, знак «X», простые и соеди­ненные друг с другом шевроны появляются в виде отдельных вставок (рис. 8-15). Одинарными и мно­жественными знаками «V» и шевронами бывают ук­рашены изображения Богини-птицы - как детали­зированные, так и схематические, — и связанные с ее культом предметы: орнитоморфные сосуды и ста­туэтки баранов, миниатюрные столы или вместили­ща для приношений (рис. 8-16). Знак «V» или шев­рон обычно соседствует с несколькими (двумя, тре­мя четырьмя или более) параллельными линиями Меандры также бывают одинарными или множест­венными кроме того они фигурируют на вставках которые перемежаются другими вставками с изобра-жениями спиралей или змей (рис. 8-17).

Изучая многообразие встречающихся на статуэт­ках символов, можно сделать несколько наблюдений. К примеру, знаки, окружающие изображения Боги­ни-птицы («V» и шевроны в сочетании с «X»), слу­жат ее идентификации, меж тем как знак «V» в соче­тании с меандрами, зигзагами или параллельными линиями подчеркивает ее тесную связь с водной сфе­рой, источником жизни, и напоминает о ее функции дарительницы влаги и живительных вод.

Не исключено, что удвоение и умножение знаков имело заклинательный или магический смысл. Но в любом случае существование комбинаций из двух знаков — к примеру, «V» и ни, которые образуют знак ~<£У^ — свидетельствует о выстраивании более слож­ного значения, что является необходимым условием развития любого формализованного письма. Такое соположение выходит за рамки простых магических повторов, становясь абстракцией, приспособленной для выражения тончайших различий. Именно поэто­му я полагаю, что древнеевропейская знаковая сис­тема стала письмом благодаря широкому использо­ванию древнейших символов. А некоторые из этих символов могли иметь фонетическое выражение за­долго до VI тыс. до н.э.

О том, что абстрактные знаки — это нечто боль­шее, нежели обычные орнаментальные узоры, крас­норечивей всего говорят выемчатые или резные мо­тивы на глиняных печатях, штампы на сосудах, ри­сованные или резные символы на статуэтках, а также знаки, образующие полосы и круги и появляющие­ся на прямоугольных полях керамических изделий. Начиная с VII—VI тыс. до н.э. печати с ручками и с изображением общепринятых знаков использова­лись для маркировки керамики и, возможно, дру­гих культовых предметов из менее стойких материа­лов. Оставляемый этими каменными или глиняны­ми печатями рисунок состоял из следующих знаков: единичных и множественных шевронов, знаков «X» со знаком «V» между перекрестий, зигзагов, знаков


«М» и «N», вихреобразных росчерков, обычных заполненных крестов, концентрических кругов квадратов, треугольников с точкой, параллельны: двойных и тройных линий, трех линий, соедини ных горизонтальной перемычкой, кистей, четыр( и более линий, иногда соединенных перемычко (рис. 8-18). Кроме того, на них встречаются меащ ры, свернувшиеся змеи, одинарные и двойные cm ради, сетчатый и шахматный рисунок, а также pi сунок змеиной кожи (точечные полосы с рисунко из соединенных друг с другом ромбов). Когда око; 5000 г. до н.э. появились цилиндрические печати, г них по-прежнему вырезали только отдельные ст волы (рис. 8-19). Однако на цилиндрических печ; тях середины Vтыс. до н.э. из Ситагроя (Макеж ния) помимо отдельных символов можно виде группы знаков «V», Б-образных спиралей и ти] (рис. 8-20).

Самые ранние печати с ручками, на которых вь резано более одного знака, датируются первой no.ii виной VI тыс. до н.э. и принадлежат культурам ста] чево (кёрёш) и караново (рис. 8-21). К сходными; блюдениям приводит изучение печатей из Хаджила] (Центральная Анатолия): комбинирование знак( представляет собой начальную фазу развития пис: ма. В Древней Европе его настоящий взрыв при» дится на конец VI тыс. до н.э. Иными словами, KJiai сификация здесь такова: ок. 6000-5300 гг. до н.э. ранний период; ок. 5300-4000 гг. до н.э. - пери< высшего подъема. Заметим, что последний не слел; ет считать «предписьменностью», поскольку это бш полноценное письмо особого рода.

Следы письма

Древнеевропейское письмо прекратило существ вание приблизительно в 4300-4000 гг. до н.э., од» временно с распадом караново, винча и других кул турных групп Древней Европы, который последов; за наступлением из южнорусских степей всаднико скотоводов, носителей, как можно предположит индоевропейского языка. Однако оно сохранило^ Эгейском регионе, поскольку там, в отличие отДнайских областей, древнеевропейская цивилизащ продолжала существовать еще два тысячелетия. I удивительно, что есть определенное сходство меж, древнеевропейскими письменами и эгейской, mi нойской и критской письменностью раннего 6poi зового века. Более загадочными представляют! аналогии между древнеевропейскими знаками критской иероглификой и линейным письмом III—II тыс. до н.э. Их наличие заставляет предпол жить что сложившееся за четыре тысячелетия до го явления на Крите минойской иероглифики и лине ного письма А древнеевропейское письмо когда-использовалось жителями этого острова kotode говорили на неиндоевропейском языке.


1лша VIII. Священные енаки-письмена



Рис. 8-18




-i


rt---------- I III I I'"

if

^^щ^(




\^






Рис. 8-18 Печати с символическими знаками, ок. 6000-5500 гг. до н.э. (1-3) Сескло, Греция; (4) Анза II, культура старчево, Центральная Македония; (5, 6) Неа-Никомедия, поселение культуры сескло в Северной Греции; (7, 8) Чавдар, поселение культуры караново к востоку от Софии, Болгария; (9,10) Копанч и Котачпарт, поселения культуры старчево (кёрёш), Юго-Восточная Венгрия; (11) Пирасос, Фессалия, поселение культуры сескло; (12) Петрены, Северо-Восточная Румыния, поселение культуры старчево; (13, 14) Цани и Нессо-нис культчиа сескло Фессалия Греция



Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини


Рис. 8-19



Рис. 8-20.2

Рис. 8-20.1



т VIII. Священные знаки-письмена





Рис. 8-19 Цилиндрические печати с сим­волами - меандрами, противо­поставленными спиралям, зиг­загами и точками. Малик Па, Албания. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.; высота ок. 5 см.


Рис.8-21






Рис. 8-20

Цилиндрические глиняные пе­чати из Ситагроя, равнина Дра­мы, Македония, Северо-Вос-ная Греция. Поверхность пе­ки поделена на две части (см. развертку). На той, что слева, -довольно небрежный нарезной узор из знаков «V», образующих Х-образный мотив. Между ними проведено несколько до­полнительных линий, а каждый конец помечен знаком «X». На той, что справа, - знаки «8» и т, а также знаки «V» по краям и на обоих концах. Ситагрой И. 5200-46OO гг. до н.э.; длина (1)3,8 см, (2) 3,9 см.



Рис. 8-21 Глиняные печати с ручками, на которых вырезано более одного знака, появляются в первой половине VI тыс. до н. э. в культурах старчево (кёрёш) и караново. На тех, что представлены здесь, можно видеть знаки «V», «X», зигзаги, прямые линии и точки. (1) Копанч; (2) Котачпарт, поселения культуры кёрёш в Юго-Восточной Венгрии, ок. 5600-5400 гг. до н.э. (3,4) Азмак I, Ста­ра-Загора, культура караново I, ок. 5800 г. до н.э. Масштаб 1:1.


Критская иероглифика имела сакральное значение и была связана с ритуальными церемониями, тем самым напрямую продолжая традиции древнеевропейского письма. Более развитое линейное письмо А также ассоциировалось с религиозными практиками, но не исключительно с ритуальны­ми церемониями. Весомым аргументом в пользу того, что в его основе лежит древнеевропейское письмо, может служить сравнительный анализ полного перечня знаков, используемых этими пись­менными системами. Согласно исследованию Х.Хаарманна (1990), между ними обнаруживается не меньше 50 параллелей (рис. 8-22)3.

Кипро-минойская письменность датируется серединой И тыс. до н.э., кипрское классическое письмо - VII—II вв. до н.э. Хотя кипро-минойский шрифт родственен линейному письму А, он, ско­рей всего, восходит к какому-то другому, более архаическому и общему для них праязыку. Как и линейное письмо А, его до сих пор не удается расшифровать, меж тем как это удалось сделать в случае классического кипрского письма, которое было расшифровано в 1870 г. с помощью двуязыч­ных надписей на кипрском и финикийском. Этот алфавит использовался для записей на греческом



Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини



и этеокипрском языке, последний из которых пока не удалось иден­тифицировать - судя по всему, он относится к тому же семейству, что минойский идревнеевропейский. В классическом кипрском каждый знак соответствует целому слогу, а не отдельной букве: это либо соче­тание согласной и гласной, либо одна гласная. Подобная система не слишком удобна для записи грече­ского, из чего можно заключить, что она была заимствована из бо­лее раннего древнеевропейского языка, а затем адаптирована к его нуждам.

Напоследок из чистого любо­пытства сравним знаки классиче­ского кипрского и древнеевропей­ского алфавита. Отметим сгруппи-рованные вместе обозначения слогов та, те, mi, ти, sa, se, si, so, ra, re, ri, ro, ta, te, //', to, tu, pa, pe, pi и аналогичные им древнеевропей-ские знаки, собранные в соседней графе. Их сходство может говорить о том, что древнеевропейское письмо также было силлабическим и являлось дальним родственни­ком кипрского. В рамках одного семейства языков фонетические эквиваленты способны оставаться неизменными на протяжении многих тысячелетий; в данном случае этот срок мог превышать пять тысяч лет.

Заключение

Древнеевропейский алфавит был общеупотребительным при­близительно в 5300-4300 гг. до н.э. и представлял собой разно­видность священного «письма», которое можно видеть на культо­вых предметах — статуэтках, тро­нах, моделях святилищ, вмести­лищах для приношений, алтарях, сосудах для возлияний, моделях священных хлебов, подвесках, табличках и пряслицах. Он пред­назначался для сообщения между людьми и божествами и не имел ничего общего с коммерческим и административным письмом Ме­сопотамии или микенским линей-ным письмом Б. Его развитие


Рис. 8-22

Древнееврспейское «письмо» Линейное письмо А
У \
t Y Y
Т г
t т
I £
Г
Z *
т
\ м
ы 2)
UJ I?
ЧГ-» Ь
* >
9 ® d
ы И
$ |

Рис. 8-22Древнеевропейские «пись­менные» знаки и критское линейное письмо А(см.: Нааrmann 1990).

Рис. 8-23Удивительное формальное сходство классического кипрского алфавита и] древнеевропейских «пись-1 менных» знаков.


ham аIII. С Рис. 8-23

[лава аIII. Священные енаки-письмена




Классический Древнеевропейсхие-
кипрский «письменные»

алфавит знаки


Классический

КШфСКИЙ

алфавит


Древнее вропсйские

«письменные»

знаки


Классический

кипрский

алфавит


Древнеевропейские

«письменные»

знаки



и V

« |JLi

so *&

- )*■

" ОС

L /-\

■ h

I /fv

• F


V

м.

Ф

T n X

h

t


*

Р*
ри

" ^

пе Ю
Bl £
по *
пи >!
та У<
те X
mi *£.
то CD
ти IX
У\

Т

15!

сэ 1X1 v\

К

< VI


+
(Qi
га Q.
it
ri &
го Я
га XC
wa и
we X
wi

X


X

GC

I >'<



Гимбутас М. Цивилизация Великой Богит



пришлось на эпоху неолита и было вызвано широ­ким хождением разнообразных символических зна­ков, частично очень древних и, возможно, обладав­ших фонетическими эквивалентами. Около 6000-5300 гг. до н.э. появились первые комплексные сочетания символов и дополнявших их линейных знаков. Как можно предположить, иероглифические линейные знаки вошли в древнеевропейское пись­мо в качестве фонетических эквивалентов, из кото­рых можно было вывести другие фонетические эк­виваленты, будь то слоги или слова. Последнее до­стигалось путем модификации первоначальных знаков к которым добавляли прямые или кривые линии и точки удваивали их переворачивали сли-


вали вместе, что в итоге и привело к созданию слож- jного алфавита, который, без учета вариаций, состо­ял приблизительно из 30 основных знаков и более |100 модифицированных.

Судя по всему, с конца VI тыс. до н.э. отдельные символы и составные знаки образовали морфемо- iграфический (логосиллабический) алфавит, исполь-1зовавшийся культурными группами винча, тиса, ка- jраново и многими другими по всей Древней Европе. IИсчезновение этого письма в конце Утыс. до н.э. совпадает с началом индоевропеизации Центральнойi Европы. Его ответвления еще на протяжении не­скольких тысячелетий продолжали существовать щ Крите и на Кипре.


Глава IX

Структура общества

*

«






Древнейшие из мировых цивилизаций -китайская, тибетская, египетская, ближневосточная и европейская — были, насколько можно судить, мат­риархальными «цивилизациями Великой Богини». Поскольку развитие земледелия являлось заслугой женщин, неолит предоставил оптимальные условия для сохранения унаследованной от палеолита мат-рилинейной и эндогамной системы. Именно в ран­неземледельческий период влияние женщин на хо­зяйство, искусства, ремесла и социальные функции общества было особенно высоко. По-прежнему про­должали существовать материнские кланы и связан­ные с ними принципы коллективизма.

Во всей Древней Европе нет признаков присутст­вия где-либо патриархального института вождей ин­доевропейского типа. Не найдено ни царских гроб­ниц, ни жилищ-мегаронов на укрепленных возвы­шенностях. Погребальные обряды и расположение поселений соответствуют матрилинейным структу­рам, а распределение погребального инвентаря гово­рит об экономическом эгалитаризме.

Первоначальные исследования общественных структур древнего мира, к которым относятся рабо­ты Й.-Я.Бахофена (1815-1887) и Р.Бриффо (1873— 1948), были построены на изучении древних истори­ческих записей, археологии, мифов, а также этно­графических параллелей1. Эти ученые пришли к выводу, что древнеевропейское общество было мат­рилинейным (наследование шло по женской линии) и матриархальным. В XX в. нет исследования более широкого междисциплинарного охвата, нежели .Доисторическая Эгея: исследования древнегрече­ского общества» (1949) Дж.Томсона2. Современные работы, как правило, сосредоточены на изучении того


или иного географического региона, в основном За­падной3 или Центральной Европы4.

Серьезным и в какой-то мере непреодолимым пре­пятствием на пути изучения древних сообществ яв­ляется подсознательная уверенность в том, что на са­мом деле они были похожи на наше общество. Еще в 1859 г. Бахофен предупреждал, что «ученый должен обладать способностью отказаться от представлений своего времени и перенестись в самую сердцевину совершенно иного мира мысли»5, однако сложней всего бывает признать само существование «иного мира». Другая сложность связана с термином «мат­риархат», который в антропологической литературе XX в. часто используется в качестве зеркальной реп­лики патриархата или андрократии для обозначения иерархической структуры, в которой власть насиль­ственно захвачена не мужчинами, а женщинами. Од­нако все это бесконечно далеко от истинной Древней Европы Ни в ней ни во всем древнем мире не найти системы женской,автократии которая подразумева­ла бы соответствующую меру подавления мужчин Напротив мы видим общественное устройство в ко­тором оба пола были в более или менее равном жении: этот тип общества можно было бы линией (tffivlanvH Этот термин приняплежит Р^йслер (первый слог заимствован из словаТ,Упе»/«жeнщи на» часть второго - из «andros»/«MV^HHa» а соеди­няющая их буква «л» - из «Ive п»/«разрешать» или «^/«освобождать») Гилания полоазумеваетоавно











*








Гимбутас М. Цивилизация Вышкой Боат



Материалы поселений

В этом разделе использованы данные из Юго-Восточной и Центральной Европы, поскольку имен­но там получены более полные материалы по струк­туре поселений и жилищ, нежели в прочих частях Европы.




232554824.html
233554824.html
234554824.html
23554824.html
235554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™