АЦИКЛИЧЕСКИЕ (АЛИФАТИЧЕСКИЕ) СОЕДИНЕНИЯ

Углеводороды, нефть и нефтепродукты. Нефть и нефте­продукты (бензин, керосин, мазут, дизельное топливо, смазочные масла и др.), в состав которых входят разнообразные углеводороды, циклические соедине­ния, нафтеновые кислоты, деэмульгаторы, относятся к числу широко распространенных загрязнителей воды. Нефть и нефтепродукты попадают в водоемы со стоками с нефтепромыслов и нефтеперерабатывающих предприя­тий, с нефтеналивных судов, смываются талыми и дождевыми водами с терри­торий различных промышленных, сельскохозяйственных и транспортных пред­приятий, нефтебаз.

Нефть состоит из трех основных фракций, химический состав и соотноше­ние которых во многом зависят от районов добычи. При попадании в водоемы маслянистые фракции покрывают воду устойчивой поверхностной пленкой, растворимые и эмульгирующиеся соединения распределяются в толще воды, а твердые частицы оседают на дно водоема и водную растительность. Кроме того, нефть способна захватывать и концентрировать другие загрязнения, на­пример пестициды и тяжелые металлы.

Токсичность. Нефть и нефтепродукты действуют на водную фауну в нескольких направлениях:

1. Поверхностная пленка нефти задерживает диффузию газов из атмосферы в воду и нарушает газовый обмен водоема, создавая дефицит кислорода;

2. Маслянистые вещества, покрывая поверхность жабр тонкой пленкой, нарушают газообмен и приводят к асфиксии рыб;

3. Водорастворимые соединения легко проникают в организм рыб;

4. При концентрации нефти 0,1 мг/л мясо рыб приобретает неустранимый «нефтяной» запах и привкус;

5. Донные отложения нефти подрывают кормовую базу водоемов и поглоща­ют кислород из воды.

Токсичность нефти и нефтепродуктов для рыб колеблется в широких пре­делах. Острое отравление большинства видов рыб наступает при концентра­ции эмульгированных нефтепродуктов 16-97 мг/л. Неочищенная бакинская нефть вызывает гибель осетровых при 100-200 мг/л. Более устойчивы сом, сазан и вобла. Они гибнут при концентрациях, превышающих 200 мг/л. Средние смертельные концентрации нефтяных фракций, в которых преобладают толуол, бензол и ксилол, состави­ли для карасей <19,8 мг/л (экспозиция 48 ч), а молодь форели погибала в этой концентрации в течение нескольких часов. Бензин и дизельное топливо токсичны для молоди форели в концентрациях 40-100 мг/л.

Токсичность водорастворимых нефтепродуктов также зависит от химиче­ского состава. Многокомпонентные фракции вызывают острое отравление. При содержании в них нафтеновых кислот до 65% гибель рыб наступала в концентрациях 0,03-0,1 мг/л.

Деэмульгаторы нефти вызывают гибель большинст­ва рыб и беспозвоночных в концентрациях свыше 0,5-1 мг/л.

Для дафний губительны концентрации выше 0,1 и хирономид — выше 1,4 мг/л.

При длительном воздействии углеводороды нефти могут накапливаться до токсического уровня в жировой ткани, внутренних органах и мышцах рыб, а также способны передаваться по трофической цепи. Потребление в пищу таких продуктов, особенно содержащих канцерогенные бензпирены, опасны для здо­ровья человека.



Симптомы и патоморфологические изменения. При остром отравлении рыб нефтью преобладают признаки расстройства функций нервной системы и нару­шения дыхания, вызванного локальным действием нефти на жабры. В ранних стадиях интоксикации рыбы очень подвижны, стремятся выпрыгнуть из воды, затем перевертываются на бок, теряют равновесие, совершают круговые дви­жения, дыхание учащенно в 1,5-2 раза. Затем наступает фаза угнетения, рыбы переходят в наркотическое состояние и гибнут с явлениями паралича центра дыхания.

Трупы погибших рыб тусклые, ослизненные, с признаками очагового дерма­тита, проявляющегося пятнистой гиперемией кожи, распадом и слущиванием эпидермиса и иногда образованием язв. Вследствие повреждения роговицы глаза может наступить слепота. В жабрах отмечают отек лепестков, гипере­мию капилляров, набухание, дистрофию, некробиоз и очаговое слущивание респираторного эпителия и слизистых клеток. Поражение внутренних органов ограничивается застойной гиперемией и дистрофией клеток паренхимы.

Диагноз ставят на основании клинико-анатомических признаков отравле­ния, определения нефтепродуктов в органах рыб, а также органолептических показателей. Нефтепродукты в воде и органах рыб определяют люминесцент­ными, колориметрическими, спектрофотометрическими и хроматографии-ческими методами. Пробой варки запах нефтепродуктов выявляется на уровне 0,1 мг/кг и выше. Степень загрязнения водоема нефтью можно оценить также визуально.

Профилактика заключается в периодическом контроле чистоты водоисточников, установлении защитных приспособлений, препятствующих распростране­нию нефти по поверхности воды; удалении загрязненной жесткой растительности, очистке ложа прудов от ила и нефтяных осадков; увеличении проточности воды или пересадке рыб в чистый водоем.

Рыбохозяйственные ПДК нефти и масел в пресноводных водоемах 0,001 мг/л,.

Спирты, эфиры, галогениды.Они попадают в водоемы из предприя­тий химической и пищевой промышленности.

Токсичность. Спирты, эфиры и галогениды малотоксичны для рыб. Они обладают четко выраженным наркотическим действием. Рыбы впадают в со­стояние наркоза при следующих концентрациях: метилового спирта — 31,7 г/л, этилового спирта — 13 г/л, пропилового спирта — 2,8—5,6 г/л, бутилового спир­та — 1-1,6 г/л, амилового спирта — 1,65 г/л, этилового эфира — 1,5-2,4 г/л, дихлорэтилового эфира — 302,0-646,0 мг/л, хлороформа — более 60 мг/л, дихлорэтана —140-220 мг/л, гексахлорэтана — 0,98 мг/л, тетрахлорэтилена —13 мг/л, трихлорэтилена — 45 мг/л.

Симптомы и патоморфологические изменения. Наркотическое действие про­является возбуждением рыб, которое вскоре сменяется резким угнетением, сопровождающимся замедлением подвижности рыб, потерей равновесия, замедлением дыхательных движений и гибелью от паралича центра дыхания.

Диагноз ставят по характерной клинической картине, а также определе­нием их содержания в воде и рыбе методами, применяемыми в медицине.

Профилактика основывается на общих принципах. Рыбохозяйственная ПДК бутилового спирта — 0,03 мг/л, изобутилена — 0,025, метиленхлорида — 9,4, метилового спирта — 0,1 мг/л.

Альдегиды и кетоны. Формальдегид и параформальдегид, аце­тон и др. встречаются в сточных водах промышленных предприятий по про­изводству пластмасс, красителей, смол. Формалин используется в ихтиопатологии для борьбы с эктопаразитами.

Токсичность. Альдегиды и кетоны обладают нервно-паралитическим действием, а формальдегид действует еще и раздражающе. К формальдегиду более чувствительны лососевые. Форель погибает при концентрации 30 мг/л; 10 мг/л действует токсически при 3-дневной экспозиции. Смертельные концентрации формальдегида для карпа при экспозиции 24-48 ч составляют 50-80 мг/л, параформальдегида —1,0-2,0 г/л. Ацетон для водных организмов малотоксичен — гибель рыб наблюдается при концентрациях более 15 г/л.

Симптомы и патоморфологические изменения. Симптомы отравления рыб ацетоном, параформальдегидом — малохарактерны. Более выражены они при интоксикации формалином. Острое отравление проявляется сильным возбужде­нием рыб. Кожный покров их темнеет, наблюдается коагуляция слизи. В жаб­рах обнаруживаются отек, набухание, дистрофия и распад респираторного эпителия. При хроническом отравлении преобладают дегенеративно-некробиотические изменения в эпителии мочевых канальцев почек, печеночных клетках и нейронах головного мозга.

Диагноз ставят на основе внешних признаков и патоморфологических изменений, а также определения формальдегида в воде.

Профилактика. При обработке рыб формалином следует строго соблюдать рекомендованные терапевтические концентрации. ПДК ацетона — 0,05 мг/л, модифицированной мочевино-формальдегидной смолы — 0,05 мг/л, меланин-формальдегидной смолы — 0,1 мг/л.




299554824.html
300554824.html
301554824.html
302554824.html
303554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™