АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА К РАЗЛИЧНЫМ УСЛОВИЯМ.

Целостный организм неразрывно связан с окружающей его внешней средой. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмы саморегуляции физиологических процессов, но и механизмы, обеспечивающие непрерывное взаимодействие и неразрывное единство организма с окружающей средой. Непременным условием и проявлением такого единства является адаптация организма к данным условиям.

АДАПТАЦИЯ — все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются на основе физиологических процессов, про исходящих на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Этим термином пользуются для характеристики широкого круга приспособительных процессов: от адаптивного синтеза белков в клетке и адаптации рецепторов к длительно действующему раздражителю до социальной адаптации человека и адаптации народов к определенным климатическим условиям. На уровне организма человека под адаптацией понимают его приспособление к постоянно меняющимся условиям существования.

Организм человека адаптирован к адекватным условиям среды в результате длительной эволюции и онтогенеза, создания и совершенствования в ходе их адаптивных механизмов в ответ на выраженные и достаточно длительные изменения окружающей среды. К одним факторам внешней среды организм адаптирован полностью, к другим — частично, к третьим — не может адаптироваться из-за их крайней экстремальности.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЕЙ называют достижение устойчивого уровня активности организма и его частей, при котором возможна длительная активная деятельность организма, включая трудовую активность в измененных условиях существования и способность воспроизведения здорового потомства.

Различные люди с разной скоростью и полнотой адаптируются к одним и тем же условиям среды. Скорость и полнота адаптации обусловлена состоянием здоровья, эмоциональной устойчивостью, физической тренированностью, типологическими особенностями, по лом, возрастом конкретного человека.

Адаптационные реакции также делят на ОБЩИЕ, ИЛИ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ, происходящие под влиянием практически любого достаточно сильного или длительного стимула и сопровождающиеся однотипными сдвигами функций организма, систем и органов в ответ на различные по характеру воздействия, и ЧАСТНЫЕ, ИЛИ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ, проявляющиеся в зависимости от характера и свойств воздействующего фактора или их комплекса.

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ответ организма на любое интенсивное воздействие на него назвал стрессом (напряжение, давление), а вызывающий его фактор — стрессором. Общий адаптационный синдром как ответная реакция на стрессор включает в себя усиление деятельности гипоталамуса, гипофиза, гипертрофию коры надпочечников. В дальнейшем были доказаны участие в стрессорной реакции практически всего организма и ведущая роль в этом центральной нервной системы.



Тем не менее, об адаптированности организма человека к новым условиям свидетельствуют восстановление полноценной физической и умственной работоспособности; его переносимость в субэкстремальных условиях; достаточно совершенная адаптированность к временным факторам; нормальный иммунный статус организма человека; воспроизведение здорового потомства; устойчивый уровень активности реакций и взаимодействия функциональных систем.

В развитии большинства адаптации прослеживается два ЭТАПА: начальный — «СРОЧНАЯ» адаптация, и последующий — «ДОЛГОВРЕМЕННАЯ» адаптация. «СРОЧНАЯ» адаптационная реакция развивается сразу с началом действия стрессора на основе готовых физиологических механизмов. Например, увеличение теплопродукции в ответ на холодовое воздействие или повышение легочной вентиляции при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе и т. д. «Срочная» адаптация мобилизует функциональные резервы и часто в неполной мере обеспечивает адаптационный эффект.

«ДОЛГОВРЕМЕННАЯ» адаптационная реакция развивается посте пенно в результате длительного или многократного действия на организм факторов внешней среды. Эта адаптация происходит на основе многократной «срочной» адаптации. В итоге накопления структурных и функциональных изменений организм приобретает новое качество — из неадаптированного превращается в адаптированный. Именно переход от «срочной» адаптации к «долговременной» делает возможной стабильную жизнь организма в новых условиях.

Для готовности организма к адаптации и эффективности ее осуществления значительную роль играют факторы, укрепляющие общее состояние организма, стимулирующие его неспецифическую устойчивость:

-рациональное питание;

-обоснованный режим;

-адаптирующие медикаментозные средства;

-физическая тренировка;

-закаливание.

Из многообразия факторов развития адаптации особое место отводится физической тренировке, которая развивая механизм координации в нервной системе, обусловливает повышение обучаемости, тренируемости нервной системы и организма в целом.

ФИЗИОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ.

СТАРОСТЬ ИЛИ СТАРЕНИЕ - неизбежный процесс, сущность которого сводится к появлению признаков усталости как отдельных органов и тканей, так и организма в целом.
Старость — заключительный этап индивидуального развития организма в нашем мире. Началом её у человека условно считают возраст после 75 лет — это так называемая физиологическая старость. Но и при этом состоянии могут сохраняться умственные и физические силы, определенная работоспособность, общественная или социальная активность и интерес к окружающему миру.
Процесс старения начинается в разных органах и тканях не одновременно и протекает с разной интенсивностью. Во многом интенсивность старения зависит от врожденных, генетически детерминированных свойств тканей.

Процесс старения начинается и прекращается не внезапно. Его воздействие становится очевидным примерно в возрасте между двадцатью и тридцатью годами и все больше и больше усиливается с каждым последующим годом.

Примерно в возрасте тридцати лет начинается постепенное ухудшение функционирования различных систем. Иммунная система, например, постепенно становится все менее и менее эффективной и мышечные ткани начинают терять свой тонус. Объем мышц уменьшается по отношению к объему массы жира, начиная приблизительно с тридцатилетнего возраста и максимальное образование жировых отложений происходит примерно в пятидесятилетнем возрасте. В основном жир скапливается в области живота, ягодиц и бедер. Это влияет даже на нашу силу.

Обмен веществ начинает изменяться, и наш пищеварительный тракт становится вялым и гораздо более чувствительным. В то же время снижение уровня переносимости глюкозы увеличивает риск развития диабета, и повышение уровня кровяного давления увеличивает риск появления болезни сердца.

В первую очередь процесс старения отражается на сердечно-сосудистой и нервной системах. Отложение холестерина в сосудах в процессе старения приводит к постепенному угасанию полноценного кровоснабжения клеток различных органов и тканей питательными веществами и выводу отработанных метаболитов ( шлаков ) из клеток.

Работа органов нарушается: печень хуже очищает кровь от водорастворимых токсинов, что приводит к обильному появлению пигментных старческих пятен на коже, почки недостаточно эффективно фильтруют кровь, в результате чего в крови накапливается мочевая кислота, остаточный азот и другие промежуточные продукты обмена, повышенная концентрация которых начинает тормозить первичные обменные процессы и угнетать клеточное дыхание.

К накоплению шлаков в организме весьма чувствительна нервная система, которая потребляет больше всего энергии и нуждается в бесперебойном режиме поставки кислорода, глюкозы, кальция и других питательных веществ.

Сердце действительно начинает претерпевать значительные изменения по мере того, как мы стареем.

Сердечная мышца может увеличиться, чтобы усилить циркуляцию крови и таким образом компенсировать недостаточно эффективное кровоснабжение в результате закупорки и отвердения артерий. В то же самое время покрывающая сердце мышца может стать более толстой, в результате чего происходит снижение поставки кислорода к мышечной ткани, приводящее, в свою очередь, к сокращению дыхательной способности.

Цвет и эластичность кожи начинают ухудшаться .

У людей, которые в молодости проводили много времени на солнце, кожа становится грубой. Истончение внешних слоев кожи приводит к тому, что она становится обвисшей примерно к пятидесяти годам, а повреждения, вызванные чрезмерным пребыванием на солнце. Кожа также становится более сухой, в результате чего появляется большая потребность в увлажнителях.

Влияние процесса старения также заметно по изменениям, происходящим с волосами. Сальные железы в скальпе начинают иссякать по мере того, как мы становимся старше, что приводит к тому, что волосы становятся более тонкими и ломкими. И один из самых очевидных признаков старения - седые волосы - появляется тогда, когда клетки волос постепенно прекращают производить пигмент.

Возраст также влияет на мозг. Исследователи заметили, что размер мозга становится меньше в среднем на шесть процентов за всю жизнь, что приводит к потере способностей, таких как способность запоминания, принятия решения и усвоение новой информации. Забывчивость чаще всего происходит из-за недостатка поступления кислорода в мозг или из-за недостаточно активного использования мозга, чем в результате болезни Альцгеймера или других расстройств мозга.

Наступление старости также отражается на органах чувств, особенно на способности ощущать запах и вкус.

Рецепторы вкуса во рту и обонятельные рецепторы в носу становятся все менее и менее чувствительными.

Зрение также становится хуже. Потеря эластичности хрусталика часто приводит к появлению пресбиопии (возрастная неспособность сосредоточиться на объектах, которые находятся рядом), и ночная слепота может стать более явной в результате постепенной потери фоторецепторов сетчатки глаза.

Слуховая способность обычно достигает пика в период полового созревания и постепенно снижается после прохождения этой возрастной стадии, хотя многие представители поколения, рожденного в период демографического взрыва, несомненно, ускорили процесс постепенного ухудшения слуха тем, что любили в годы молодости слушать очень громкую музыку

Значительное уменьшение плотности костной ткани и ухудшение ее минерального содержания также является наиболее характерным признаком старения. Ломкость костей, возникающая в результате снижения уровня кальция, — болезнь, известная под названием «остеопороз». Кроме того, что старые кости более легко ломаются и гораздо труднее восстанавливаются. Регулярное потребление кальция на протяжении всей жизни является самым лучшим и самым легким способом обеспечения крепости костной ткани в более поздние годы жизни.

Даже наш мочевой тракт подвержен влиянию возраста. Примерно после тридцати лет почки начинают уменьшаться в размере и менее эффективно функционировать, а мочевой пузырь начинает терять свою эластичность, что приводит к возникновению проблемы недержания мочи.

Некоторые специалисты утверждают, что от 80 до 90 % всех дегенеративных болезней связаны с действием свободных радикалов.
Кислород — вот кто виновник всех проблем. Жизненная энергия вырабатывается в клеточных фабриках — митохондриях, которые сжигают почти весь кислород, который мы вдыхаем. Но за это приходится платить. Сгорание кислорода, которое позволяет нам существовать, происходит с образованием побочных продуктов — свободных радикалов кислорода (пероксиды). Они могут бесконтрольно блуждать по телу, нападать на клетки, сворачивая их белки, проникая в мембраны, нарушать их генетический код, пока клетки начинают неправильно функционировать и даже погибать. Более того, свободные радикалы поступают в организм извне (курение, выхлопные газы, солнечная радиация и др.).

С точки зрения химии, свободные радикалы — это обычные молекулы, лишенные электрона и пытающиеся отобрать его у какой-нибудь другой молекулы. Их можно нейтрализовать антиоксидантами, соединениями, которые отдают один из своих электронов, но сами при этом не становятся свободными радикалами.

Вместе с тем подсчитано, что к 50 годам около 30 % белка в клетках организма превращается в ржавый мусор от постоянных атак свободных радикалов. Особенно уязвимыми являются молекулы жиров, которых очень много в тонких клеточных мембранах и в крови. Нападение свободных радикалов окисляет эти жиры, и они портятся, прогоркают, как масло, которое не хранят в холодильнике.

Для того чтобы держать свободные радикалы под контролем, необходимо ежедневно иметь в организме достаточное количество антиоксидантов. Восстановить запас антиоксидантов можно с помощью принятия с пищей достаточного их количества, или дополнительно принимать вещества, которые являются антиоксидантами, а также избегать продуктов, которые легко окисляются кислородом и превращаются в свободные радикалы.




375554824.html
376554824.html
377554824.html
378554824.html
379554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™