Адаптивная физическая культура как интегративная наука.  

Адаптивная физическая культура как интегративная наука.

Адаптивная физическая культура как интегративная наука.

Начиная с января 2000 г. Адаптивная физическая культура является одной из составляющих частей специальности научных работников 130004 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

В данном случае она представляет собой компонент системы научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях её функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармоничного развития людей, в том числе имеющих отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность.

До 2000 г. в номенклатуре специальностей научных работников была только одна специальность, в которой рассматривались проблемы использования средств и методов физической культуры, в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Это – спортивная медицина и лечебная физическая культура.

Однако эта специальность предусматривала изучение проблем лишь одного из большого количества направлений адаптивной физической культуры – лечебного, что не могло, конечно, удовлетворить многочисленные запросы практики.

Адаптивная физическая культура интегрирует в себе как минимум три крупных области знания – физическую культуру, медицину, коррекционную. Педагогику – и большое количество учебных и научных дисциплин: теорию и методику физической культуры, теорию и методику отдельных видов спорта и их групп, теорию и методику физического воспитания, двигательной рекреации и физической реабилитации; анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и частную патологию, тератологию, психологию болезни и инвалидности, специальную психологию, специальную педагогику, психиатрию, психоконсультирование и т.д.

Наиболее актуальным направлением теории АФК является проблемы адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик, экстремальных видов двигательной активности и др.

Теория АФК как наука исследует содержание, структуру, функции адаптивной физической культуры, ее цель, принципы, задачи и средства, особенности деятельности занимающихся и специалистов в этой области; разрабатывает понятийный аппарат, также изучает цели, задачи, метод, содержание различных компонентов (видов) адаптивной физической культуры, обосновывает и проверяет на практике её новые виды и формы, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особенностей умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики.



«Теория и организация адаптивной физической культуры» является главной профилирующей дисциплиной в Госстандарте высшего профессионального образования, а «теория и методика физической культуры» - в Госстандарте среднего профессионального образования по соответствующим специальностям.

В связи с тем что термин «адаптивная физическая культура» появился в России лишь в 1996 г., до сих пор встречаются различные трактовки как дисциплины, так и особенностей деятельности специалистов в этой сфере социальной практики. Поэтому необходимо отличать адаптивную физическую культуру от физической культуры, медицины (включаю профилактическую медицину), коррекционной педагогике, валеологии и других дисциплин, отраслей знаний и практической деятельности.

АФК базируется на классической или общей теории и методике физической культуры, которая выступает по отношению к ней в качестве более общего (родового) явления. АФК включает в себя и адаптивную физическую реабилитацию (для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями).

Что касается сферы ФК, то она была ориентирована на людей здоровых или (как исключение) временно утративших те или иные функции, а что касается спорта, то он вообще предусматривал активную деятельность лиц не просто здоровых, но и моторно-одаренных. Медицинская реабилитация включает в себя лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного и психологическую подготовку пострадавшего к необходимой адаптации, реадаптации и переквалификации.

Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования.

На основании решения коллегии Министерства образования Российской Федерации № 6/2 от 14 марта 2000 г. и приказа Министерства образования №1037 от 10 апреля 2000 г. «о развитии среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры, спорта и туризма» Государственный комитет РФ пои ФК, спорту и туризму подготовил проект Госстандарта среднего профессионального образования по специальности 0323 – Адаптивная физическая культура (для базового уровня среднего профессионального образования). Этот Госстандарт был утвержден в установленном порядке 23 февраля 2001г.

Квалификация выпускника – педагог по адаптивной физической культуре для средних специальных учебных заведений физической культуры. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

- на базе среднего (полного) общего образования – 1 год 10 месяцев;

- на базе основного общего образования – 2 года 10 месяцев.

Место специальности в области социальной сферы – область жизнедеятельности людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, которая включает совокупность средств и методов обеспечения их физического и духовного развития, укрепления здоровья, профилактики заболеваний, социализации и становления индивидуальности данной категории населения, формирования здорового образа жизни.

Виды проф. деятельности педагога по АФК: преподавательская, тренерская, организационно-управленческая, оздоровительно-реабилитационная, коррекционная, рекреационно-досуговая. Эти виды деятельности хорошо согласуются с видами деятельности специалиста по адаптивной физической культуре, имеющего высшее профессиональное образование.

Билет 5. 2. Комплексная реабилитация больных с заболеваниям органов дыхания на санаторном этапе

Стационарный этап.

Цель: приспособление больного к условиям внешней среды и бытовым навыкам.

Задачи: 1. увеличение подвижности грудной клетки, 2. нормализация тонуса ЦНС, 3. увеличение толерантности к физической нагрузке.

Содержание санаторного этапа: групповая кинезитерапия, ФТЛ, : гидрокинезотерапия, бальнеотерапия, аэтоионотерапия.

Схема процедур групповой кинезитерапии.

Вводная часть. ИП: стоя, в движении; Содержание: ОРУ, глубок дыхание в ходьбе; Дозировка: 3-5 мин.; ОМУ: темп средний, акцент на выдох; Целевая установка: подготовка всего организме \ дыхательной системы к нагрузке в основной части.

Основная часть. ИП: сидя, стоя; Содержание: звуковыеупражнения, надувание шариков, упражнения с предметами (гимнастические палки, гантели); Дозировка: 20 мин.; ОМУ: тем средний, следить за правильностью дыхания; Целевая установкатренировка дыхательных мышц.

Заключительная часть: ИП: то же; Содержание: различные виды дыхания (грудное; брюшное, смешанное); Дозировка: 1-2 мин.; ОМУ: темп медленный; Целевая установка: снижение физической нагрузки. Гидрокинезотерапия - упражнения в воде, температура 37*. Бальнеотерапия - кислородные, жемчужные ванны. Аэтоионотерапия. - люстры Чижевского. ФТЛ: чрезкожная электростимуляция диафрагмы.


Легочные объемы

ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ (ДО) - объем воздуха, поступающий в легкие за один вдох при спокойном дыхании (300 - 900 мл), в среднем 500 мл.

Причем 150 мл составляет так называемый воздух мертвого пространства в гортани, бронхах, который не принимает участия в газообмене, однако, смешиваясь с вдыхаемым воздухом, увлажняет и согревает его.

РЕЗЕРВНЫЙ ОБЪЕМ ВЫДОХА (РО выд) - максимальный объем воздуха, который человек может выдохнуть после спокойного выдоха (1500 - 2000 мл).

РЕЗЕРВНЫЙ ОВЬЕМ ВДОХА (РО вд) - максимальный объем воздуха, который человек может вдохнуть после спокойного вдоха (1500 - 2000 мл).

ЖИЗНЕНАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ (ЖЕЛ) - максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха. Ее величина зависит от пола, возраста, длины и массы тела, окружности грудной клетки.

ЖЕЛ = сумме ДО + РО выд + РО вд

Исследование проводят с помощью спирографа. Закрыв нос пальцами, делают максимальный вдох и затем постепенно (за 5-7 сек) выдыхают в спирометр. Повторение процедуры 2 - 3 раза, выбирают наибольший из полученных результатов.

Полученная величина ЖЕЛ называется фактической (ФЖЕЛ). Она сравнивается с должными величинами (ДЖЕЛ) - рассчитывают по формулам для нетренированных взрослых (Кучкин, Ченегин, 1998):

Мужчины: ДЖЕЛ (мл) = ДОО (ккал) × 2,6

Женщины: ДЖЕЛ (мл) = ДОО (ккал) × 2,2

ДОО - должный основной обмен (табл. Гарриса - Бенедикта).

Для практически здоровых средняя величина соотношения ФЖЕЛ/ДЖЕЛ составляет 102% с диапазоном колебания 81 - 123%.

Нормированный показатель ФЖЕЛ, отнесенный к массе тела, называется жизненным показателем (относительная ЖЕЛ). Его средняя величина для мужчин = 50-65 мл/кг, для женщин = 40 - 56 мл/кг.

Применительно к спортсменам для расчета должной ЖЕЛ наиболее часто используют формулу ЛЮДВИГА:

Мужчины: ДЖЕЛ (мл) = 40 × рост (см) + 30 × вес (кг) - 4400

Женщины: ДЖЕЛ (мл) = 40 × рост (см) + 30 × вес (кг) - 3800

Для определения степени соответствия фактической ЖЕЛ должной

ФЖЕЛ (%) = ФЖЕЛ / ДЖЕЛ × 100

Снижение фактической ЖЕЛ па 20% и более по сравнению с должной расценивается как явление неудовлетворительное. Величина относительной ЖЕЛ (ФЖЕЛ отнесенной к весу) у спортсменов достигает 90 -100 мл/кг массы тела.

ОСТАТОЧНЫЙ ОБЪЕМ (ОО) - объем воздуха в легких после максимального выдоха(1000-1500мл).

ОБЩАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ (ОЕЛ) - объем воздуха в легких после максимальною вдоха (5000 - 6000 мл).

Билет 7. 2. Комплексная реабилитация больных с повреждениями периферических нервов на стационарном этапе. Цели и задачи. Содержание программы

Задачи ПКР:

- стимуляция регенерации и растормаживания участков нерва, находящихся в состоянии угнетения;

- улучшение кровообращения и трофических процессов в очаге поражения с целью профилактики образований сращений и рубцовых изменений;

- укрепление паретичных мышц и связочного аппарата;

- профилактика контрактур и тугоподвижности сустава;

- восстановление трудоспособности путем нормализации двигательных функций и развития компенсаторных приспособлений.

ЛФК противопоказана при сильных болях и тяжелом общем состоянии больного.

Ранний восстановительный период (2-20 сутки):

- лечение положением с помощью шин, поддерживающих конечность, специальных укладок, корригирующих положение;

- массаж – дифференцированность его воздействия на мышцы, строгая дозировка интенсивности, сегментарно-рефлекторный характер воздействия;

- аппаратный массаж, вихревой и струйный подводный массаж;

- физиотерапия – электрофорез с ионами калия, после – занятия ЛГ, состоящие из пассивных и идеомоторных упражнений.

Поздний восстановительный период (20-60 сутки):

- лечение положением - дозированный характер и определяется глубиной пареза;

- массаж - интенсивнее массируют ослабленные мышцы, а их антагонисты расслабляют приемами поглаживания и поверхностного растирания;

- физиотерапия – электрофорез, + электростимуляция мышц;

- ЛГ: активные движения в симметричных суставах здоровой конечности, пассивные – в параженной; содружественные активные ФУ с участием ослабленных мышц

Резидуальный период (более 2 мес):

- продолжают занятия ЛГ, увеличивают число прикладных ФУ для тренировки бытовых и профессиональных навыков, вводят игровые и спортивно-прикладные элементы, формируют оптимальные компенсаторные приспособления;

- массаж, лечение положением, механотерапия в водной среде.

А - Урочные

Занятия урочноготипа: уроки, оздоровительно-реабилитационные занятия,
учебно-тренировочные занятия, ЛФК.

Классификация в зависимости от целей (направленности урока):

- образовательные (формирование спец. знаний, обучения разным двигательным умениям);

- коррекционно-развивающие (развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, сенсорных систем и психических функций);

- оздоровительные (коррекция осанки, плоскостопия, профилактика соматических заболеваний, укрепления СС и ДС);

- лечебной направленности (лечение, восстановление, компенсация утраченных / нарушенных функций);

- спортивной направленности (совершенствование физической, технической, психической, волевой, теоретической подготовки в ИВС);

- рекреационной направленности (для организованного досуга).

Наиболее типичными для детей с ограниченными функциональными способностями являются комплексные уроки.

По организации проведения: фронтальные (одновременно все выполняют), индивидуальные,
групповые, комплексные, самостоятельные.

По способу проведения: поточный, раздельный, интервальный, метод круговой тренировки.

Деятельность преподавателя: подготовка зала, инвентаря; контроль за выполнением;
объяснение и демонстрация задания; коррекция выполнения; страховка, помощь; подведение итогов, домашнее задание.

Основные требования к уроку: ù всестороннее воздействие на организм, ù непрерывность,
ùадаптивность упражнений и нагрузки, ù завершенность.

Урок состоит из 3х частей:

1. Вводно-подготовительная (7-10 мин)

Задачи: начальная организация занимающихся, создание психологической установки,
положительного эмоционального фона, подготовка к основной части урока,
активация внимания.

Средства: строевые упр., ОРУ, подводящие, подготовительные, игровые, упр. на внимание.

2. Основная.

Задачи: общие и специальные, развитие ОДА, ДС, ССС, физических и волевых качеств,
формирование и коррекция осанки

Средства: специальные упражнения

3. Заключительная (5% от урока)

Задачи: фиксация хорошей осанки, подведение итогов, ознакомление с заданием для самостоятельного выполнения

Средства: различные варианты ходьбы, танцевальные шаги, ФУ и игры на внимание,
упр. на дыхание и расслабление

Б – Неурочные. Занятия делят на: малые неурочные формы, крупные неурочные формы.

Особенности занятий неурочного типа:

- не регламентированы временем, местом проведения, кол-вом участников, их возрастом;

- могут проводиться совместно со здоровыми, родителями, добровольцами, включать детей с различными двигательными нарушениями.

- должны быть привлекательными по организации, форме проведения, оформлению

- массовость

Цель: удовлетворение потребностей детей в эмоциональной двигательной активности, игровой деятельности, общении, самореализации.

Виды: ¾ в режиме учебного дня (УГГ, организованные игры на переменах, спорт. час после уроков), ¾ внеклассные (рекреативные оздоровительные занятия в школе на самодеятельной основе, физкультурные праздники, прогулки и экскурсии, дни здоровья),

¾ внешкольные: – занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях; – занятия и игры в семье; – занятия в реабилитационных центрах; – занятия в семейно-оздоровительных клубах; – самостоятельные занятия.

Билет 8. 2. Комплексная реабилитация больных с заболеваниями ЦНС (острое нарушение мозгового кровообращения) на стационарном этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации

Первое условие успешной реабилитации – быстрая госпитализация больного в специальные палаты и блоки; - развитие и совершенствование службы реабилитации.

ФР направлена на:

- восстановление правильной афферентации и рефлекторной деятельности;

- разработку амплитуды и точности активных движений;

- борьбу с повышением мышечного тонуса;

- выравнивание ассимметрии;

- профилактику контрактур, анкилозов, стойких двигательных расстройств;

- улучшение вегетативного и сенсорного обеспечения двигательных актов;

- формирование новых двигательных навыков;

- повышение общего тонуса организма.

ФР включает следующие элементы: - медикоментозную терапию; - лечение положением; - ЛФК; - вибромассаж; - физиотерапевтическое лечение.

Лечение положением начинают проводить на 2-3 день после стихания острых мозговых явлений. Предупреждает развитие контрактур, болевого синдрома и патологических установок в конечностях и туловище. Варианты: рука за голову, рука вдоль туловища, рука в косынке, предплечье супинировано, кисть выпрямлена или пальцы слегка согнуты; бедро выпрямлено, ротация его устранена, колено согнуто под углом 5-10’, стопа в упоре под углом 90’ или ортопедические приспособления ( лонгеты, повязки, обувь).

Упражнения в перемене положения предусматривают стимулирование процессов восстановления, подготовку больного к изменению положения лежа в положение сидя, затем – стоя.

ЛФК включает пассивные, активные, идеомоторные и дыхательные упражнения.

Задачи ЛФК: предупреждение контрактур путем снижения мышечного тонуса и борьба с синкинезиями. Варианты: вращения, отведения и приведения, пассивные сгибания и разгибания, поднимание и опускание, супинация и пронация.

Пассивные упражнения начинают с проксимальных отделов, медленно, с полной амплитудой, в одной плоскости.

Добавляют активные движения в начале здоровой конечности, затем – паретичной с посторонней помощью либо в облегченных условиях.

Упражнения для восстановления силы с преодолением сопротивления, с постепенным увеличением амплитуды, упражнения на растяжения с увеличением длины мышц. При переводе больного в положение стоя – изолированные движения каждой группы мышц для имитации ходьбы.

В первый же день занятий проводят массаж как конечностей так и туловища. Усиливает тормозные процессы в ЦНС, снижает болевые ощущения, увеличивает объем и работоспособность атрофированных мышц, активизирует кровообращение. Поглаживание медленно спастических мышц и легкое разминание гипотонических мышц-антагонистов, от дистальных отделов конечностей к проксимальным.

Билет 9. 2. Комплексная реабилитация больных с заболеваниями ЦНС (острое нарушение мозгового кровообращения) на санаторном этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации

Основные задачи:

- закрепление положительных сдвигов, достигнутых в стационаре и реабилитационном центре при лечении основного сосудистого заболевания головного мозга;

- ликвидация последствий заболевания (парезы, параличи, расстройства речи ит.д.);

- предупреждение повторных нарушений мозгового кровообращения;

- дальнейшее повышение психической и физической активности больного, адаптационных возможностей организма к бытовому самообслуживанию, трудовой и общественной деятельности.

Для выполнения этих задач используют климатические факторы самого курорта, диетотерапия, средства лечебной физкультуры, массаж, различные физические факторы, психотерапия. При необходимости – занятия с логопедом и нейропсихологом.


Билет 10. 2. Комплексная реабилитация больных с заболеваниями ЦНС ( последствие ОНМК) на поликлиническом этапе. Цели, задачи. Содержание программы комплексной реабилитации

Задачи: 1) Дальнейшее развитие активных движений;

2) Преодоление синкинезий ;

3) Снижение спастичности;

4) Совершенствование функции ходьбы;

5)Повышение толерантности к физическим нагрузкам;

6)Тренировка устойчивости вертикальной позы;

7)Обучение навыкам самообслуживания.

На поликлиническом этапе продолжают использоваться лечебно-гимнастические приёмы, направленные на активизацию движений в паретичных конечностях.

Для подавления патологических синкинезий используют ортопедическую фиксацию, специальные противосодружественные пассивные и активно-пассивные упражнения.

С целью совершенствования функции ходьбы больного учат ходить сначала вдоль шведской стенки, затем с тростью, затем без опоры.

В этот период больного обучают преодолевать различные препятствия, подъёмы и спуски.

Тренируют функцию равновесия: различные виды баланс-терапии( например, тренировка с помощью биоуправления по статокинезограмме- виртуальный шлем, стереоскопические очки и специальные компьютерные программы создают виртуальные пространства).

Использование велоэргометра в традиционном комплексе ЛГ способствует повышению толерантности больных к физическим нагрузкам.

Также в этом периоде используются различные протезно-ортопедические приспособления. Они применяются для защиты суставов на фоне гипотонии мышц, для уменьшения выраженности спастичности.

Применяется нервно-мышечная электростимуляция паретичных мышц, электротерапия, направленная на обезболивание и улучшение трофики тканей, паретичных конечностей.

Важным этапом в обучении самообслуживанию является возвращение больного в дом, семью и приспособление его к жизни в своём доме, где продолжают вырабатываться и закрепляться навыки, необходимые ему для новых условий жизни.

Применяются методы трудотерапии: активирующей (тонизирующей) и функциональной трудотерапии.

Активирующая терапия имеет в основном психотерапевтирующее воздействие, повышает эмоциональный тонус больного, создаёт положительный фон настроения.

Функциональная терапия направлена на использование различных видов трудовой и бытовой деятельности с целью разработки движений в тех или иных мышечных группах (например, работу на ножной швейной машинке можно использовать для разработки движений в стопе).

Хорошие результаты даёт массаж, физиотерапия.

Билет 11. 2. Комплексная реабилитация больных с заболеваниями ОДА на стационарном этапе. Цели, задачи. Содержание программы комплексной реабилитации

Заболевания ОДА: Травмы, травматическая болезнь, переломы верхних, нижних конечностей, костей таза, позвоночника, кистей, стопы; повреждения суставов (ушибы, внутрисуставные переломы, вывихи).

Задачи ФР на стационарном этапе сводятся к:

1) Ускорению рассасывания кровоизлияний;

2) Снижение отёков;

3) Улучшение крово- и лимфообращения;

4) Улучшение обмена веществ в поражённом сегменте;

5) Повышение функциональных возможностей в целом;

6) Способствовать образованию костной мозоли и заживлению тканей;

7) Предупреждение спаечного процесса,атрофии мышц;

8) Предупреждение тугоподвижности суставов;

ЛФК начинают выполнять в первые дни после травмы:

1. Произвольные движения в суставах здоровых конечностей;

2. Идеомоторные движения в тех конечностях, которые иммобилизированы;

3. Статическое напряжение мышц;

4. Общеукрепляющие, дыхательные упражнения, которые будут способствовать повышению функциональных возможностей ССС, дыхательной системы, препятствовать развитию гиподинамии. ФУ выполняют с большим количеством повторений, несколько раз в день. Время начала реализации активных движений определяется индивидуально, но по принципу, чем раньше, тем лучше.
При повышении функциональных возможностей травмированных конечностей используют гимнастические палки, мячи, резиновые бинты, лёгкие гантели, гидротерапию.

5. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям с целью решения такой задачи как: нормализовать работу органов выделения (почек, кишечника), кровообращения.

Используются физиотерапия, тепловые процедуры, УВЧ, магнитотерапия, амплипульс.

Физио проводится перед массажем.

К физиопроцедурам добавляют ЭС ослабленных мышц, электро-, фонофорез, ванны.


Билет 11. 3. Понятия во врачебном контроле в АФК. Содержание разделов ВК

Все основные направления АФК (АФВ, АС, ДР, ФР) неразрывно связано с медицинским обеспечением - ВК.

Цель и задачи ВК очень разнообразны. Они определяются причиной, вызвавшей наступление инвалидности, степенью нарушения двигательных возможностей, функциональных возможностей организма и т.д.

Специфической задачей ВК является оценка влияние инвалидизирующих факторов на состояние организма, и динамики показателей жизнедеятельности под влиянием систематических занятий ФК.

Также, важной задачей ВК является определение показаний, ограничений и противопоказаний к физическим нагрузкам.

Проведение врачебного контроля находится в тесной связи с изучением морфофункциональных, патофизиологических перестроек, вторичных изменений и влияния других осложняющих факторов, развивающихся в организме человека вследствие тяжёлой травмы или заболевания. Без знания этих процессов невозможны объективная оценка состояния инвалида и обоснованный выбор двигательных режимов, допустимых физических нагрузок.

Большинство исследований, посвященных разработке вопросов врачебного контроля, касаются инвалидов, перенесших ампутацию конечностей ( в основном в связи с протезированием), спинно-мозговую травму, страдающих ДЦП, заболеваниями внутренних органов, в частности ССС. Для этих инвалидов разработаны нагрузочные тесты, критерии оценки функциональных исследований, определены двигательные режимы, функциональные пробы.

Достижение высоких результатов ФР возможно только при строгом соблюдении медицинских показаний и рекомендаций, а также систематическом ВК.

Врачебный контроль рассматривает также один из актуальных аспектов медицинского обеспечения международных соревнований, проведение ОИ и ПИ – допинг-контроль. Изложены: процедура взятия проб для проведения лабораторных исследований, классификация запрещенных препаратов и т.д. Представлена также спортивно-медицинская классификация инвалидов.

Таким образом ВК охватывает широкий круг вопросов, касающихся подготовки и участия инвалидов в спортивных соревнованиях.

Билет 12. 2. Комплексная реабилитация больных с заболеваниями ОДА поликлиническом этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации

Задачи:

1) осуществить окончательное восстановление функций повреждённого сустава, сегмента и всего организма в целом;

2) адаптировать к бытовым и профессиональным нагрузкам. А в случае невозможности полного восстановления обеспечить оптимальную компенсацию утраченных двигательных навыков;

3) достичь того уровня своих функциональных возможностей, которые пациент имел до травмы;

4) устранение остаточных нарушений подвижности в суставах, восстановление силы, выносливости;

5) обеспечить завершение регенерации повреждённой области;

6) повысить общий тонус, восстановить силу мышц.

Применяются специальные упражнения, направленные на бытовую и профессиональную реабилитацию. Используются ОРУ, специальные упражнения сначала в облегчённых условиях (н.:в бассейне) на гладких поверхностях. Активно- пассивные и пассивные движения. Физическая нагрузка должна чередоваться с дыхательными упражнениями и с упражнениями на расслабление. Постепенно число повторений и темп выполнения ФУ увеличивается. К физио-процедурам добавляют электростимуляцию ослабленных мышц, электро-, фонофорез, ванны солевые, хвойные, жемчужные; озокерит.

Упражнения с гимнастическими палками, мячами, резиновыми бинтами, гантелями, гидротерапия.

Массаж. Упражнения направленные на восстановление ДН (способности бегать, ходить, прыгать).

Билет 13. 2. Комплексная реабилитация больных с переломами костей верхних конечностей на стационарном этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации

СТАЦИОНАРНЫЙ (ИММОБИЛИЗАЦИОННЫЙ) этап – длится до момента консолидации перелома или формирования соединительнотканного рубца, имеющего достаточную механическую прочность.

Место проведения комплексной реабилитации – травматологическое отделение больницы/травматологический стационар

Цель– обеспечить условия для максимально возможной двигательной активности больного и сохранения функций поврежденной конечности.

Задачи:

1. Активизация кровообращения в поврежденной конечности

2. Поддержание тонуса мышц поврежденной конечности

3. Сохранение подвижности в свободных от иммобилизации суставах

Форма реабилитационных мероприятий:

7 - Общеразвивающие упражнения для здоровых конечностей и туловища

8 - Лечение положением (возвышенное положение для поврежденного сегмента)

9 - Изометрические напряжения отдельных мышц (мышечных групп) только при условии сопоставления костных отломков (т. к. в период репозиции длительное и интенсивное напряжение мышц может препятствовать проводимой для сопоставления отломков тракции и вызывать травматизацию мягких тканей костными отломками, а после сопоставления взаимодавление костных отломков способствует формированию костной мозоли).

10 - Идеомоторные упражнения (воображаемые)

11 - Дыхательные упражнения

12 - Ходьба

13 - Физические упражнения на формирование правильной осанки.

· Упражнения выполняются индивидуально, в медленном темпе. Количество повторений 6-8 раз.

· В течение дня занятия лечебной гимнастикой проводится 1 раз под руководством инструктора ЛФК и 3 – 4 раза самостоятельно.

· Продолжительность занятий 15 – 25 минут (в зависимости от возраста пациента, сопутствующих заболеваний)

14 - Физиотерапия

· Диадинамотерапия (токи Бериара) в области перелома – для снятия болевого синдрома (воздействие двумя постоянными низкочастотными импульсными токами полусинусоидальной формы с частотой 50 и 100 Гц, применяемых раздельно или в различных комбинациях);

· УВЧ (переменное электрическое поле ультразвуковой частоты), магнитотерапия (воздействие постоянными или переменными магнитными полями) –для улучшения трофики поврежденных тканей.

15 - Массаж – ограничивается применением прерывистой вибрации в области перелома поверх гипсовой повязки (постукивание деревянным молоточком, пальцем).

Общая информация.

Переломы — это нарушение анатомической целостности кости, вызванное механическим воздействием, с повреждением окружающих тканей и нарушением функции поврежденного сегмента тела.

Переломы, являющиеся следствием патологического процесса в костях (опухоли, остеомиелит, туберкулез), называют патологическими.

Различают:

- открытые переломы, с повреждением кожных покровов, и закрытые, целостность кожи сохранена;

- от локализации переломы трубчатых костей подразделяют на диафизарные, метафизарные, эпифизарные и внутрисуставные;

- по отношению к оси кости – поперечные, косые, продольные, винтообразные, вколоченные переломы.

Если кость повреждена с образованием осколков, то возникают оскольчатые переломы. При образовании большого количества мелких осколков перелом называется раздробленным. Под влиянием внешней силы и последующей тяги мышц, большинство переломов сопровождается смещением отломков. Они могут смещаться по ширине, длине, под углом, по периферии. При незначительной силе травмирующего агента отломки могут удерживаться надкостницей и не смещаться — поднакостичные переломы. В костях, имеющих губчатое строение (позвоночник, пяточная кость, эпифизы длинных трубчатых костей), при травме происходит взаимное внедрение сломанных трабекул и возникает компрессионный перелом.

При механических повреждениях в зависимости от их объема различают:

- изолированные (перелом одной кости), множественные (несколько костей), сочетанные переломы (перелом и повреждение другого какого-либо органа).

Диагноз перелома ставится на основе относительных (боль, припухлость, деформация, нарушение функции) и абсолютных (патологическая подвижность, крепитация) признаков. Заключение о наличии и характере перелома получают по рентгенограмме.

Лечение переломов состоит из восстановления анатомической целостности сломанной кости и функции поврежденного сегмента. Необходимо:

1) раннее и точное сопоставление отломков;

2) прочная фиксация репонированных отломков до полного их срастания;

3) создание хорошего кровоснабжения области перелома;

4) современное функциональное лечение пострадавшего.


Характеристика средств АДР.

Основными средствами являются физические упражнения, выполнение которых может вызвать у занимающихся удовольствие:

Все зависит от потребностей, которые удовлетворяет человек в процессе своей двигательной активности, которые позволяю сформулировать требования к подбору упражнений и условиям их проведения:

1. Используемые в АДР ФУ должны отличаться от двигательных действий, составляющих базу основной деятельности (учебной, профессиональной, адаптивно-спортивной). Иначе невозможно переключиться, сменить основную деятельность, отдохнуть от нее.

2. Запрет на ФУ максимальные как по объему, так и по интенсивности нагрузки, недопущение чрезмерных как физических, так и психических напряжений занимающимися. Необходим строгий контроль и самоконтроль каждого занимающегося, учет исходного уровня физической подготовленности.

3. Наличие очевидного восстановительного, оздоровительного эффекта (активизация работы основных физиологических систем организма, строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований).

4. Необходим подбор интересных, новых, необычных упражнений, а также периодическая смена двигательных действий, режимов и условий их выполнения.

5. К условиям проведения АДР относятся: проведение занятий на природе (желательно во все времена года), применение упражнений, выполняемых в водной среде, интеграция двигательной активности со средствами искусства (использование в занятиях музыки, танцев, рисунка, лепки), включение в занятия взаимодействия с животными.

6. Обязательно использование игровых и соревновательных методов, стимулирующих мотивацию занимающихся к участию в рекреационной деятельности.

7. Ориентировка на коллективные, а не индивидуальные занятия.

8. Социально-психологические условия: обеспечивать возможность для проявления инициативы и самостоятельности, удовольствие и получение удовлетворенности, как от самого процесса занятий, так и его результата.

Формы организации занятий.

АДР осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Внеурочная форма




394554824.html
39554824.html
395554824.html
396554824.html
397554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™