Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности  

Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности

Адаптированностъ— уровень фактического приспособле­ния человека, уровень его социального статуса и самоощуще­ния — удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптиро­ван'либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация— всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и! капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения).

Адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными состовляющими его натуры. И натуре человека выделяют: 1) доминирующий инстинкт; 2) темперамент; 3) конституцию телосложения; 4) доминирующий эмоции (индивидуальный стиль эмоционального восприятия и реагирования); 5) половую принадлежность; 6) интеллектуальныеспособности; 7) иерархию потребностей и ценностей, установок, определяющую жизненные цели — и все эти составляюшие обусловливают определенную степень адаптированности человека к жизни, обусловливают его судьбу. Первой со­ставляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Согласно концепции Гарбузова В. И., можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продол­жения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.

В зависимости от доминирования того или иного инстинк­та вытекает первичная фундаментальная типология индивиду­альности. Каждый человек принадлежит к одному из семи типов: I-«эгофильному», II — «генофильному» (от латин. genus — род), III — «альтруистическому», IV — «исследователь­скому», V — «доминантному», V! — «либертрофильному» (от латин. Libertas — свобода), VII — «дигнитофильному» (от ла­тин. dignitas — достоинство). Приведём краткие личностные ха­рактеристики в рамках вышеприведенной типологии.

1. «Эгофильный тип». Сраннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т. п., нетерпим к боли; на базе этого типа фор­мируется личность с выраженной эгоцентричностыо, тревож­ной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обсто­ятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям.

2. «Генофильныйтип». Для него характерна своеобраз­ная разновидность эгоцентризма, когда «Я» замещается поня­тием «Мы» (под *Мы» подразумевается семья) вплоть до отри­цания «Я». Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному— интересам детей, семьи. Эволюционная целесооб­разность наличия данного типа заключается в том, что его но­сители — хранители семьи, генофонда рода, жизни. ,;

3. «Альтруистический тип». Для людей этого типа ха­рактерны доброта, эмпатия, заботливость к близким, особенно к пожилым, способны отдать другим последнее, даже необхо­димое ему самому. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному.



4. «Исследовательский тип».У людей этого типа с ран­него детства отмечается любознательность, стремление во всем Юбиратьея до сути, склонность к творчеству. Вначале этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватьЛ вает какое-то одно страстное увлечение. Путешественники! изобретатели, ученые — лица этого типа.

5. «Доминантныйтип». Сраннего детства наблюдается! стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить! цель, проявить волю для ее достижения, формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная i в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой.

6. «Либертрофильный тип». Уже в колыбели дитя это-1 го типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту! против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. ]

Для людей этого типа характерны стремление к самостоя- ] тельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), тер- ] пимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, пред- ] расположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпи­мости рутины, бюрократизма.

7. «Дипштофильный тип».Уже в раннем детстве че- 3 ловек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсо- ] лютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна безог- ] лядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих j прав, непоколебимая позиция «Честь превыше всего». Инстинкт | самосохранения у такого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди без колебания идут на Голгофу.

Реализация доминирующего инстинкта в жизненном пла- I не, образе жизни, профессии, отношении к себе и другим, а со всем этим и в выборе судьбы, приносит удовлетворенность, гармоничность, адаптированность, здоровье и долголетие. Во­люнтаристское подавление, игнорирование тенденций, выте­кающих из доминирующего инстинкта, или вынужденный выбор пути вопреки ему приводят к неудовлетворенности, дис­гармоничности, к дезадаптации и болезни.

ВОПРОС 94

Совместимость людей

В совместимости людей можно выделить несколько уров­ней.

1. Высший и наиболее сложный уровень совместимости — ценностно-ориентационное единство, совместимость жиз­ненных ценностей, устремлений, идеалов, интересов, убеж­дений людей (чем более близки устремления, убеждения, ценности, тем легче людям понять друг друга, тем выше совместимость).

2. Согласованность функционально-ролевых ожиданий, пред­ставлений человека о своих ролях и функциях в данном союзе (дружеский союз, семейный союз, трудовой союз), (например, если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отверга­емые другими ожидания и соответствующие им требова­ния, семья является заведомо малосовместимой и конф­ликтной). Под «ролью» понимается относительно устойчи­вый шаблон поведения, выработанный в данном обществе для реализации определенной социальной функции, т. е. под ролью в наиболее общем смысле понимается то пове­дение, которое ожидается от меня другими в ходе выпол­нения мной определенных функций на таком-то месте и при таких-то обстоятельствах. Несогласованность представ­лений людей о своих ролях, правах, обязанностях, несо­гласованность представлений о том, как следует проводить свой досуг, как распределить права и обязанности в домаш­нем труде, резкое несовпадение бытовых привычек и т. п. может серьезно нарушать взаимоотношения людей, делая их малосовместимыми.

3. Совместимость индивидуально-психологических характери­стик людей:

а) психофизическая совместимость темпераментов (более совместимы пары людей с темпераментом сангвиника и меланхолика, либо с темпераментом флегматика и холе­рика, но два холерика трудносовместимы);

б) совместимость врожденных качеств пснхосоциотипов (см, ранее);

в) совместимость приобретенных качеств характера;

г) сексуальная совместимость (в семейных отношениях иг­рает не последнюю роль).

В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми требуются три основных качества характера:

1) способность критически относиться к себе;

2) терпимость к другим;

3) доверие к другим.

Если эти качества полностью отсутствуют у человека, то он практически не совместим с другими людьми.

Для обеспечения совместимости людей в малых группах в условиях длительной изоляции (полярная экспедиция, экипаж космического корабля или подводной лодки) требуются допол­нительные факторы:

1) максимально возможная загруженность людей целена­правленной деятельностью;

2) определенность стоящей задачи и срока совместного существования;

3) возможность уединения каждого из участников;

4) желателен психологический отбор людей по уровню их совместимости.

Многочисленные исследования совместимости люден по­зволили сформулировать закон совместимости: врожденные качества в совместимых парах должны быть контрастны, тог­да как приобретенные качества — подобны, схожи. Супружес­кие союзы людей, не слишком различающихся своим проис­хождением, условиями жизнедеятельности, воспитания, явля­ются более прочными, ведь вероятность совпадения в них ус­тановок, ценностей, интересов, идеалов, привычек (т. е. при­обретенных качеств) заведомо выше.

В зависимости от уровня активности-пассивности и направ­ленности на внешние обстоятельства либо на личные пережи­вания американские психологи Р. Акофф и Ф. Эмери выделя­ют разные типы личности и прогнозируют степень психологи­ческой совместимости этих людей (см. рис. 10).

Рис. 10, Типы личности в зависимости от активности-пассив­ности и направленности

Можно рассмотреть, как будут вести себя эти пары (напри­мер супружеские) людей при конфликтах между собой и окру­жающими.

1.ОП-ЛА. В случае возникновения конфликта и ОП и ЛА обычно считают, что он произошел по вине ЛА (ЛА — ак­тивно реализует только свои желания, часто эгоистичен). Но парадокс — оба пытаются изменить поведение не ЛА, а ОП, который поддается этому влиянию без особого сопро­тивления, в результате конфликт легко гасится (за счет ус­тупчивости ОП). Когда же у пары возникают трения с ок­ружающими, то более остро воспринимает ситуацию ОП, однако в силу своей пассивности сам он меры не принима­ет, а лишь сообщает о ситуации ЛА, после чего ЛА реаль­но воздействует на ситуацию в пользу пары. В итоге меж­ду членами этой пары ОП и ЛА нет соперничества, они психологически и деятельностно сотрудничают между со­бой.

2. ЛП-ОА. В случае конфликта и ОА и ЛП считают, что вино­ват ЛП. Но, в силу своего характера, ЛП мало чувствите­лен к попыткам ОА воздействовать на него с целью изме­нения его поведения. Поведение ЛП может измениться только в силу его собственной внутренней оценки необхо­димости таких перемен. ОА вследствие этого испытывает удовлетворение, и конфликт гаснет.

В случае конфликта с окружающими ЛП склонен уходить от него за спину ОА, позволяя ОА самостоятельно разрешать создавшиеся проблемы и соглашаясь с его решением. Вслед­ствие всего этого пара устойчива и имеет явного лидера ОА.

3. ОА-ЛА — в конфликте оба считают, что виноват ЛА. Однако каждый пытается изменить своего партнера. Ощутить и откликнуться на эти усилия партнера может только ОА j (он чувствителен к внешним воздействиям), но, в силу своего активного характера, он не желает поддаваться влиянию окружения и на действия ЛА не отзывается в нужном направлении. В результате конфликт разгорается, причем • ОА играет в нем более активную роль. В отношениях с окружающими оба стремятся воздей­ствовать на внешний мир (соседей, коллег, родственников, детей) и конфликтуют между собой из-за права руководства в этом воздействии. Пара производит впечатление неуживчивой с окружающими и властолюбиво-конфликтной по отношению друг к другу.

4. ОП-ЛП. Во всех проблемах, и так считают оба, виновен ЛП, но каждый стремится изменить только себя. ОП счи­тает, что он постоянно приносит себя в жертву ради мира в паре, но ЛП этих жертв не видит и не показывает, что це­нит самопожертвование ОП. Это уязвляет ОП и не способ­ствует стабильности пары. Изменить окружение так, что­бы снизить остроту внешних и внутренних проблем, эта пара чаще всего не в состоянии. Их воспринимают как до­вольно пассивную, малодеятельную, недовольную друг дру­гом чету.

5= ОП-ОА. Каждый в паре хорошо понимает, что возникший между ними конфликт влияет на поведение партнера. Од­нако ОП старается изменить себя, а ОА •— только ОП. В силу восприимчивости ОП к влиянию извне, он откликает­ся на требования ОА и мир восстанавливается. Однако гар­моничным отношениям с другими мешает в этой паре то, что проблемы, возникающие у них с окружающими, они видят по-разному. При этом, даже сознавая конфликтное состояние с внешним миром, они невольно переносят этот конфликт на межличностные отношения. Для сохранения стабильности им необходимо (и они стараются это делать) поменьше высказывать друг другу свои взгляды на окру­жение и отношения друг с другом, ибо почти любое выска­зывание приводит к ссоре. В глазах окружающих это пара, в которой один из ее участников находится под «башма­ком»,

6. ЛП-ЛА. Оба в паре довольно равнодушны к действиям партнера и мало на них откликаются. При этом ЛА пытается использовать ЛП в своих целях, ко поскольку ЛП нечув­ствителен к влиянию ЛА, то попытки последнего провали­ваются. Со временем стремление ЛА изменить ситуацию угасает и партнеры удаляются друг от друга. В отношениях с окружающими пара неактивна, т. к. занята своими внут­ренними проблемами. Со стороны это мирные, довольно равнодушные друг к другу люди. При неблагоприятных об­стоятельствах это равнодушие способно обеспечить паре определенную устойчивость.

7. ЛА-ЛА. В случае конфликта каждый рассматривает про­блему с точки зрения того, как она может повлиять на соб­ственную личность, игнорируя реакцию партнера. Оба стре­мятся воздействовать на партнера ради достижения соб­ственных целей, но оба не чувствительны к таким воздей­ствиям и не откликаются на них. Вследствие этого пара много и без видимого успеха конфликтует. Оба не осозна­ют ни своего влияния на окружающих, ни того, как влияют на пару внешние обстоятельства. Тем не менее изменять и влиять на окружающих оба пытаются, но выступают не вместе, а порознь, пытаясь обратить дело каждый в свою пользу. Со стороны они выглядят довольно агрессивной, конфликтной (склочной) внутри себя парой, которая не очень понимает, каков окружающий мир к что в нем делается.

8. ОП-ОП. По мнению каждого из участников пары, причина конфликта состоит в действиях партнера. В то же время каждый из них стремится, по возможности, уйти от столк­новений, что стабилизирует пару как целое. Внешние об­стоятельства они видят одинаково, но каждый либо пасси­вен, либо пытается решить проблемы независимо друг от друга. Изменить окружение совместными усилиями они не стараются. Внешне это мирная, пассивная, частично доб­рожелательная и уступчивая по отношению друг к другу и окружающим чета, хотя и малообщительная.

9. ЛП-ЛП. Каждый член пары довольно-таки не чувствителен к усилиям другого участника, не откликается на его дей­ствия, так что пара не конфликтует, но и не взаимодей­ствует. Один оставляет в покое другого и радуется, что его тоже не задевают. Возникший конфликт угасает очень бы­стро, т. к. никто не подбрасывает «дров в огонь». Пара не контактирует, а потому не конфликтует с другими людь­ми. При изменении внешних обстоятельств каждый из чле­нов пары самостоятельно старается приспособиться к пере­менам. Для окружающих они не слишком интересные люди, мирно сосуществующие друг с другом и с соседями. 10. ОА-ОА. «Во всем виноват другой» — вот основная точка зрения этой пары, поэтому каждый считает своим долгом попытаться изменить поведение другого, но тот на его уси­лия не отзывается. Партнерам кажется, что другой его не понимает, и каждый пытается доказать свою правоту. Кон­фликт из-за этого долго не угасает. Для достижения мира участники пары могут попытаться изменить окружение, но и в этом случае будут соперничать друг с другом. Затеяв конфликт с окружающими, они непременно спорят и меж­ду собой. Окружающие воспринимают эту пару как склоч­ную и враждебную друг другу. Устойчивость пары мини­мальна.

ВОПРОС 95




430554824.html
431554824.html
432554824.html
433554824.html
434554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™