Адаптогенное стресс-корректорное действие гуминового препарата Лигфола

Препарат Лигфол (олипифат) изначально предложен и в настоящее время проходит клинические испытания в гуманной и ветеринарной медицине в качестве противоопухолевого средства. Однако оказалось, что его противоопухолевая активность не обусловлена цитотоксическим действием. Олипифат индуцирует в организме некий механизм, ответственный за естественную гибель опухолевых клеток. Дальнейшие исследования выявили его противовирусную, но не вирулицидную активность. Более того, оказалось, что этот, можно сказать, необычный препарат стимулировал деление клеток и защищал их от повреждения (Бузлама В.С. 2003, Беркович А.М. 2003).

Так родилась проблема изучения адаптогенного стресс-корректорного действия нового препарата. Она истекала из признанного постулата о том, что именно стрессовые дезадаптации (Ф.З.Меерсон) являются неспецифическими предшественниками всех нозологически дифференцируемых патологий, не исключая опухоли. Решение главных вопросов проблемы виделось в оценке адаптогенного стресс-корректорного действия Лигфола в эксперименте (Бузлама В.С. 2003).

Методологической основой изучения адаптогенного стресс-корректорного действия Лигфола явились следующие положения: 1) проявление адаптогенного действия изучаемого препарата происходит только при раскрытии потенциальной избыточности биологической системы; 2) потенциальная избыточность организма проявляется при функциональной нагрузке на него; 3) валеоположительный эффект адаптогенов проявляется нормальной или повышенной активной жизнедеятельностью без последующего истощения жизненных сил (Бузлама В.С. 2004).

Многолетние испытания адаптогена стресс-корректора Лигфола показали его эффективность на разных видах животных.

В работе Берковича А.М., Бузламы В.С., Бузламы С.В. Лобашовой О.В. (2003) представлены данные и обсуждаются результаты исследований по применению адаптогена и стресс-корректора - препарата Лигфол (гуминовые вещества, полученные при гидролизе природного (древесного) лигнина, натрия пирофосфат десятиводный, натрия хлорид и апирогенная вода) на различных видах сельскохозяйственных животных, а также у собак. Показана его эффективность при целом ряде заболеваний (Лободин К.А., 2006, 2007).

В племенном центре хорьков проводили испытание Лигфола для повышения резистентности самок норок перед гоном. Получили следующие результаты.Лигфол высоко эффективен для повышения резистентной, репродуктивной функции и улучшения качества потомства. Препарат в два раза уменьшает падеж самок. Самки, которым ввели Лигфол, полностью и полноценно осеменились и ощенились. Тогда как в контроле, а это соответствовало всему стаду на предприятии, уровень ощенения был на 16,4% ниже.

Улучшение состояния здоровья и осеменяемости самок сказалось положительно на качестве потомства. В опытной группе получено на 17,5% больше щенков. В то же время мертворожденных оказалось на 14,5% меньше. В конечном итоге, выход щенят на момент отъема оказался в опытной группе на 13,0% больше, чем в контрольной (www.f33.ru/stats/ligfol.htm).



Применение Лигфола поросятам в период отъема на свинокомплексе «Владимирский» Владимировской области способствовало снижению отхода поросят на 2,3% и повышению их продуктивности на 10,5%. Экономическая эффективность составила 9,6 руб. на рубль затрат (К.С. Сошитов, 2006).

Положительные результаты были получены в результате изучения влияния препарата Лигфол на организм коров и эффективность их оплодотворения в условиях хозяйств Ленинградской области (Андреева Г.М., Племяшов К.В., 2006). Исследователи показали, что препарат повышает резистентность новорожденных телят, укрепляет иммунную систему, снижает процент заболеваемости молодняка.

Изучением влияния Лигфола при разных сроках его введения до отъема на гуморальные, неспецифические факторы поросят-отъемышей в условиях КСХ ЗАО «Краснодонское» Иловлинского района Волгоградской области занимались А.А. Ряднов, Е.В. Петруха, В.В. Саломатин, (2006). Было установлено, что введение Лигфола поросятам-отъемышам за 2 дня и особенно за 3 дня до отъема положительно сказалось на сохранности, на показателях неспецифической резистентности и показателях среднесуточного прироста живой массы.

Испытанием препарата Лигфол в практике лечения лошадей занималась М.В. Андреева (2006). Успешно применяла его в качестве антиоксиданта, стресс-корректора, иммуностимулятора при проведении комплексной терапии различных заболеваний лошадей (при бронхо-легочных заболеваниях, при оперативных вмешательствах и др.).

Клейменов Д.И. (2005) также получил хорошие результаты от применения инъекционного препарата Лигфол и кормовой добавки Гумивал в ветеринарной практике лечения крупного рогатого скота для профилактики послеродовых заболеваний у коров и повышения их продуктивности.

Заключение

Проблема борьбы с бесплодием овец и повышения их многоплодия весьма актуальна и требует дальнейшего разрешения. Для этого необходимо, прежде всего, разобраться в её причинах.

Анализ специальной литературы, посвященной изучению этиологических факторов симптоматического бесплодия овец, в частности, специфических и неспецифических, позволил установить недостаточность данных по этому вопросу. Проблема эта остается актуальной, так как без установления основных причин нарушения воспроизводительной функции овцематок невозможно разрабатывать и применять научно-обоснованные схемы лечебно-профилактических мероприятий, направленные на борьбу с бесплодием, наносящим значительный ущерб важнейшей отрасли животноводства – овцеводству.

Ликвидация бесплодия овец до настоящего времени является важной задачей зооветеринарной науки и практики овцеводства; улучшение воспроизводства и ликвидация бесплодия животных невозможны без устранения их причин.

В литературе практически нет сведений о роли возбудителей инфекционных заболеваний в нарушении воспроизводительной функции овцематок, о значении комплексной системы диагностики на основании проведения акушерско-гинекологической диспансеризации животных.

В сельскохозяйственных предприятиях РФ не осуществляется систематический контроль за состоянием воспроизводства овец, не разработаны схемы, не проводятся общепрофилактические и специальные ветеринарные мероприятия, направленные на борьбу с симптоматическим бесплодием овец инфекционной и неинфекционной этиологии.

Анализ специальной литературы свидетельствует о незначительном арсенале средств и методов профилактики патологии беременности, родов и послеродового периода у овцематок (абортов, задержания последа, эндометритов, субинволюции матки).

Имеющиеся в специальной литературе данные в отношении бесплодия овец нельзя считать достаточными. Особенно мало данных об акушерско-гинекологических заболеваниях овец и их лечении, профилактике. И совсем нет сведений о применении гуминовых препаратов (Лигфол, Гумивал) для профилактики симптоматического бесплодия овцематок.

Исходя из вышеизложенного мы поставили цель – более детально изучить некоторые вопросы этиологии и профилактики бесплодия овец, возникающего в результате развития патологических процессов в половых органах.


Собственные исследования

Материал и методика работы

Исследования проводятся с 2005 года на кафедре клинической диагностики и болезней молодняка МГАВМиБ, в ветеринарной лаборатории Одинцовского, Воскресенского районов Московской области, ТНВ ООО «Группа август и К» Шаховского района, ООО Орехово-Зуевского района, Ставропольского НИИ животноводства и кормопроизводства, ЦНМВЛ, совместно с ООО Лигфарм.

В ходе проведения научно-исследовательской работы проводится анализ отчетности ветотдела МСХ и Московской области по заболеваемости овец, анализ данных журналов бактериологических, серологических, вирусологических, токсикологических отделов районных ветлабораторий МО. В СХП Московской области и ЮФО устанавливались основные причины нарушения воспроизводительной функции овец, приводящего к бесплодию маточного поголовья.

Были разработаны и внедрены схемы проведения общепрофилактических и специальных ветеринарных мероприятий с использованием вакцинации и проведением дезинфекции с применением средства Дезконтен (действующее вещество – тетраметилендиэтилентетрамин).

Проводился анализ данных годовых отчетов, журналов бактериологического, серологического, гистологического, вирусологического, токсикологического отделов межобластной ветлаборатории на предмет проведения комплексной диагностики инфекционных болезней овец с синдромом поражения репродуктивных органов в хозяйствах различных регионов. Анализировались данные о количестве исследуемого материала и положительных результатах по ряду заболеваний овец, регистрировавшихся в отдельных хозяйствах края в течение нескольких лет. В бактериологическом, серологическом отделах районных ветеринарных лабораторий проводили исследование патологического материала, абортплодов, сыворотки крови животных, типизацию культур.

В период ягнения (стойловое содержание) животных проводилось изучение норм санитарно-гигиенического состояния овцеводческих помещений. Исследовали пробы питьевой воды, находящейся в поилках у животных (выборочно по 6 проб в одном помещении ежемесячно в течение стойлового периода). Определяли органолептические, физические свойства, химический состав, проводили бактериологический анализ. Определяли санитарно-гигиеническое состояние кормов, проводили их химико-токсикологический анализ, определяли питательность. Исследования проводились в химико-токсикологических отделах районных ветеринарных лабораторий. Отправляли пробы грубых, сочных, концентрированных кормов. Определяли содержание каротина, сырого протеина, фосфора, кальция, меди, цинка, масляной кислоты.

Для изучения результатов воздействия факторов внешней среды на организм овцематок проводили гематологические исследования, определение биохимических показателей крови, факторов резистентности организма животных.

Были созданы опытная и контрольная группы овцематок по 20 голов. Животные опытной группы – содержащиеся в естественных условиях при нарушении санитарно-гигиенических норм, контрольной – в условиях их оптимизации.

Кровь брали у овцематок после родов (на 2-3 день), маточную слизь во время родов и в послеродовой период.

При определении гематологических показателей изучали: содержание гемоглобина и количество эритроцитов фотометрическим методом по оптической плотности с помощью ФЭК; лейкоцитов в камере Горяева; лейкоцитарную формулу по общепринятой методике.

Из биохимических тестов определяли: общий белок сыворотки крови рефрактометрическим методом; содержание каротина в сыворотке крови – с помощью фотоэлектроколориметра; общий кальций – комплексометрическим методом по Д.Я.Луцкому (1975); неорганический фосфор по общепринятой методике с помощью молибдено-кислого аммония. Резервную щелочность сыворотки крови – по И.П.Кондрахину (1985). Определение фагоцитарной функции лейкоцитов проводили путем постановки опсоно-фагоцитарной реакции. К свежевзятой крови – 0,5 мл добавляли 0,25 мл суточной микробной взвеси (Streptococcus – штамм 209-Г) и 2% р-р лимоннокислого натрия (соотношение 1:1:1), пробирки выдерживали в термостате при t = 37-380 в течение 30 мин. Мазки окрашивали методом Романовского-Гимза. При микроскопии мазка подсчитывают число фагоцитировавших нейтрофилов с оценкой фагоцитарной активности (ФА) – в %, фагоцитарного индекса и фагоцитарного числа. Определение бактерицидной активности сыворотки крови проводили методом, основанном на изменении оптической плотности МПБ при росте в нем кишечной палочки с добавлением и без добавления испытуемой сыворотки (прибор – ФЭК). Определение лизоцимной активности сыворотки крови проводили методом, основанным на изменении оптической плотности среды в результате способности лизоцима крови лизировать тест-культуру. Micrococcus lijodecticus (штамм 19) в 0,5% р-ре поваренной соли.

Для изучения воздействия факторов внешней среды на организм овцематок в опытных и контрольных группах устанавливали фагоцитарную активность нейтрофилов и количество глюкозоаминогликанов в маточной слизи.

Метод определения фагоцитарной активности нейтрофилов маточной слизи основан на визуальном учете числа бактерий, захваченных нейтрофилами в процессе естественного фагоцитоза в полости матки животного. Мазки маточной слизи высушивали на воздухе, фиксировали, окрашивали по Романовскому-Гимза и микроскопировали. При этом оценивали захватывающую способность нейтрофилов по двум показателям: фагоцитарному индексу (количество бактерий, захваченных одним нейтрофилом) и проценту фагоцитоза (отношение количества нейтрофилов, участвующих в фагоцитозе, к общему числу подсчитанных).

Метод определения мукополисахаридов в маточной слизи заключается в том, что при наличии мукополисахаридов в исследуемой пробе добавление к ней 1 мл 1%-го раствора уксусной кислоты вызывает образование сгустка, который не разрушается при встряхивании. Учет реакции проводили через 6, 12, 24, 48, 72 часа.

Проводили цитохимические исследования мазков маточной слизи (влагалищных мазков) овцематок с нормально протекающим половым циклом и животных, не приходящих в охоту. Определяли показатели пероксидазной активности в эпителиальных клетках по следующей методике.

Пероксидазу выявляли с диаминобензидином (ДАБ). Этот метод, предложенный Novicoff, Goldfisher (1969) в модификации Lojda (1982), основан на способности фермента окислять ароматические амины до окрашенных соединений (Луппа Х., 1980). Он позволяет выявлять пероксидазу в пероксисомах. Конечный продукт –ДАБ-коричневый –является аморфным, нерастворимым в липидах осмиофильным соединением. Инкубацию проводили в среде, содержащей 3,3 – ДАБ и 0,2% р-р перекисли водорода при рН – 7,8. Для контроля специфичности реакции инкубацию проводили в среде без ДАБ; в рабочей среде, но после инактивации фермента тепловым шоком. Об активности пероксидазы судили по количеству включений в 100 эпителиальных клетках каждого мазка.

В опытном хозяйстве проводилась акушерско-гинекологическая диспансеризация овцематок. За указанный период были обследованы 300 овцематок в период их осеменения и после родов планово, в период суягности и родов при необходимости. Животных подвергали клиническому, акушерско-гинекологическому обследованию, проводили лабораторные исследования, включающие патоморфологическую, бактериологическую, серологическую диагностику, определяли показатели естественной резистентности организма овец, проводили цитохимические исследования влагалищных мазков. При этом учитывалась и анализировалась заболеваемость овцематок инфекционными болезнями с синдромом поражения репродуктивных органов, их плодовитость и процент выхода молодняка.

Для сравнительной оценки методов лечения овцематок, больных послеродовыми эндометритами при смешанных инфекциях, нами были сформированы 3 группы животных по 30 голов в каждой.

Для лечения овцематок с различными формами послеродовых эндометритов нами были разработаны и испытаны следующие схемы.

Схема 1.

1. Байтрил-5% р-р для инъекций. Вводить подкожно, 1 раз в сутки в течение 3-5 дней. Разовая доза-1мл / 20 кг живой массы.

2. Катозал-10% р-р для инъекций. Вводить внутримышечно, однократно в дозе 2,5-8 мл на животное. В случае необходимости повторить на следующий день.

3. Йодинол-1% р-р. Вводить внутриматочно, один раз в день в течение 3-5 суток. Разовая доза 50 мл.

4. Синэстрол-1% р-р для инъекций. Вводить подкожно, 1 раз в день в течение 3 –5 суток. Разовая доза 0,5 мл.

Схема 2.

1. Тетразол-20% р-р для инъекций. Вводить внутримышечно, однократно, 1 раз в 3 дня. Разовая доза 1 мл / 10 кг живой массы.

2. Пресакральная новокаиновая блокада – 1% р-р новокаина, 30мл. Вводить 1 раз в 3 дня.

3. Адаптоген стресс-корректор Лигфол. Вводить внутримышечно, 1 раз в 3 дня. Разовая доза 1 мл на животное.

4. АСД (фракция 2 или 3). Вводить внутриматочно, 1 раз в день в течение 5-7 суток. Разовая доза 20 мл АСД + 30 мл растительного масла (смешать перед применением).

Схема 3. Эта схема лечения овцематок, больных гнойно-катаральным эндометритом применялась в хозяйстве (контрольная группа). Животным вводили внутримышечно бициллин-3 (600 тыс. ЕД) 1 раз в 3 дня и ежедневно внутриматочно фуразолидоновые палочки.

У всех животных каждой группы эксперимента до лечения, через 3, 6 и 9 дней после проведенного лечения исследовали кровь. Определяли количество эритроцитов, лейкоцитов, общий белок, количество гемоглобина, выводили лейкоцитарную формулу.

Определение экономической эффективности лечебных мероприятий проводили по методике, утвержденной Главным управлением ветеринарии МСХ СССР 4 мая 1982 года.

Экономический ущерб от вынужденного убоя животных (У1) рассчитывали как разницу между стоимостью животных в закупочных ценах и денежной выручкой от реализации продуктов убоя. Расчет проводили по формуле:

У1 = М х Ж х Ц – Сф,

где М – количество вынуждено убитых животных, голов;

Ж – средняя живая масса животных каждой группы, кг;

Ц – закупочная цена единицы продукции, руб.;

Сф – денежная выручка от реализации продуктов убоя (овчин), руб.;

Ущерб, предотвращенный в результате лечения больных животных (Пу2) определяли как разницу между возможным и фактическим ущербом, причиняемым болезнью в результате переболевания овцематок

Пу2 = Мл х Кл х Ж х Ц –У,

где М л – количество животных, подвергнутых лечению;

К л – коэффициент летальности; Кл = К павших: К заболевших;

Ж - живая масса (кг);

У - ущерб.

Затраты на проведение ветеринарных мероприятий складывались из совокупности всех расходов, связанных с их осуществлением.

Экономическую эффективность ветеринарных мероприятий определяли по формуле:

Эв = Пу – Зв,

где Эв – ветеринарные затраты;

Пу – предотвращенный экономический ущерб.

Экономическая эффективность на рубль затрат:

Эр = Эв : Зв,

где Эв – экономическая эффективность ветеринарных мероприятий;

Зв – затраты ветеринарные.

При расчете экономического ущерба от вынужденного убоя животных использовали данные по реализации сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственных предприятий.

Изучали проявление воздействия возбудителей инфекции и факторов внешней среды на воспроизводительную функцию овцематок. В период осеменения животных устанавливали некоторые проявления нарушения воспроизводительной функции у переболевших маток (опытная группа 40 голов). Контролем служили здоровые овцематки (40 голов). Учитывалась интенсивность прихода животных в охоту в течение двух половых циклов, количество повторно осемененных овец и не проявивших стадии возбуждения полового цикла. В дальнейшем определяли процент бесплодия маточного поголовья, количество патологических родов и послеродовых осложнений.

Проводилось испытание действия адаптогена стресс-корректора Лигфол для профилактики акушерско-гинекологической патологии родов и послеродового периода овцематок, а также для улучшения продуктивных качеств ягнят. Из овцематок ставропольской породы возраста 1,5 лет были сформированы опытная и контрольная группы по 15 голов в каждой. Проводили клинические, акушерско-гинекологические обследования животных.

За 10 дней до ягнения овцам инъецировали Лигфол в опытной и физраствор в контрольной группе. Через 5 дней после обработки проводили контроль естественной резистентности организма овцематок, определяли неспецифические иммунные факторы местной защиты, биохимический, физико-химический, морфологический анализ крови. Определяли содержание эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина, общего белка, АлАТ, АсАТ, глюкозы, резервной щелочности, железа. Проводили контроль показателей естественной резистентности организма. Определяли бактерицидную, лизоцимную активность сыворотки крови, фагоцитарную функцию. Изучали неспецифические иммунные факторы местной защиты – фагоцитарный индекс и % фагоцитоза в мазках маточной слизи.

В период осеменения овцематок в опытном хозяйстве проводилась иммунизация животных с использованием вакцины против листериоза овец.

Опыт проводили на 30 животных в ОПХ «Темнолесское», Шпаковского района Ставропольского края. Перед постановкой опыта провели выборочное клинико-гематологическое исследование. Установленные показатели соответствовали физиологической норме для данного вид животных: средняя температура тела 39,1 ± 0,1 0С, пульс в среднем был равен 80,5 ± 0,4 ударов в минуту, дыхание 20,4 ± 0,5. Термометрию и клиническое обследование овец проводили также и после вакцинации.

Для проведения опыта были сформированы 2 опытные и 1 контрольная группы по 10 животных в каждой. Животных иммунизировали перед осеменением. Перед вакцинацией сыворотки крови всех овец исследовали на листериоз в РА (для определения фона антител).

Первая группа – вводили внутримышечно 1,5 мл вакцины сухой живой ассоциированной против листериоза овец из штамма «АУФ» в область внутренней поверхности бедра. Через 10 дней животных ревакцинировали листериозной вакциной в дозе 3,0 мл.

Вторая группа – вакцинировали аналогично и одновременно делали инъекцию Лигфола в дозе 1,0 мл на животное.

Третья группа – вводили физраствор внутримышечно в дозе 1 мл на животное.

С целью изучения динамики накопления антител при различных методах иммунизации в процессе опытов кровь для постановки РА с листериозными антигенами у овец брали также через 14, 30, 90 дней после иммунизации. Определяли также количество эритроцитов, гемоглобина, общего белка.

О реактогенности вакцины судили по общему состоянию животного, аппетиту, температуре тела, воспалительной реакции в месте введения биопрепаратов.

До и после вакцинации и ревакцинации проводили термометрию животных, клиническое обследование. Кровь для постановки РА с сальмонеллезным и листериозным антигенами брали до иммунизации, через 2 недели, 3 месяца, 6 месяцев после неё.

Результаты экспериментов подвергали вариационно-статистической обработке по методике Г.Ф. Лакина (1990), а также использовали статистический модуль Microsoft Excel и программу Primer of Biostatistics (Version 4.03).




43554824.html
435554824.html
436554824.html
437554824.html
438554824.html
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
Учебная работа
    PR.RU™