Адыгейский государственный университет

Адыгейский государственный университет

Кафедра педагогики и ПЕдагогических технологий

Курс лекций

ПЕШКОВА В.Е.

ПЕДАГОГИКА

Часть 1.

Введение в педагогическую деятельность

Учебное пособие

МАЙКОП - 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Лекция № 1. Своеобразие педагогической профессии

и ее гуманистический характер……………………………………..3

Лекция № 2. Профессия учителя………………………………………………….. 4
Лекция № 3. Творчество учителя…………………………………………………...5
Лекция № 4. Педагогическая деятельность………………………………………..8
Лекция № 5. Общая и профессиональная культура педагога…………………...11
Лекция № 6. Педагогическое общение……………………………………………15
Лекция № 7. Профессиональные и личностные качества педагога……………..17
Лекция № 8. Педагогические способности………………………………………..19
Лекция № 9. Педагогические позиции учителя…………………………………...23
Лекция № 10. Стиль педагогической деятельности………………………………24
Лекция № 11. Направленность личности педагога……………………………….25
Лекция № 12. Профессиональная компетентность педагога…………………….27
Лекция № 13. Теоретическая готовность к педагогической деятельности……..28
Лекция № 14. Практическая готовность к педагогической деятельности………31
Лекция № 15. Педагогическое мастерство………………………………………...33

Лекция № 16. Подготовка учителя в вузе

(Профессиональное становление учителя)………………………..35

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...….39


Лекция № 1.
Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер.

План:

1. Понятие педагогической профессии.

2. Гуманистическая направленность профессии учителя.

Понятие педагогической профессии.

Под понятием «педагог» нередко понимается и профессия, и социальная роль, и вид деятельности, и направленность личности.

Специальность закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Может быть узкой и широкой, но, в любом случае, это арсенал знаний о некотором фрагменте объективной реальности, который отражен соответствующим научных предметом (педагог, психолог, филолог, историк и т.д.).

Профессия – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессия – это деятельность, с собственной целью, продуктом деятельности, нормами и средствами, которые обусловлены социальной функцией и технологией. Профессия обслуживает определенную сферу общественной деятельности. В рамках одной специальности могут реально существовать самостоятельные профессии (учитель – предметник, учитель языка и литературы, переводчик и т.д.).



В специальности педагога имеется широкий спектр профессий:

- воспитатель; - учитель; - школьный психолог; - социальный педагог;

- валеолог; - методист и т.д.

Педагогическая специальность – это вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, которая дает характеристику возможностям специалиста в решении определенного класса задач.

Понятие о творчестве учителя.

Творческая деятельность – это высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейший механизм личности и необходимое условие для ее саморегуляции (проявление индивидуальности, неповторимости). Оно характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний и умений создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью.

При рассмотрении сущности педагогического творчества можно выделить его признаки:

- преобразование и сочетание знаний, умений в новые условия;

- умение действовать самостоятельно;

- способность осмысливать педагогическую деятельность;

- отсутствие шаблона, трафарета, стереотипа.

Творчество включает в себя создание нового по средствам специфических процедур:

а) перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

б) самостоятельное видение проблем в незнакомой ситуации;

в) видение новой функции в уже знакомом объекте;

г) комбинирование ранее известных способов в новые условия.

И здесь необходимы такие ситуации, где требуется от учителя активная мыслительная деятельность. Следовательно, чтобы овладеть технологией творческой деятельности, необходимо включаться в систематическое решение проблемных задач, а также создавать условия для моделирования проблемных ситуаций.

Уровни педагогического творчества.

Существуют следующие уровни педагогического творчества:

1. Уровень элементарного взаимодействия с классом. Здесь используется обратная связь, а коррекция идет по ее результатам. Этот уровень называется уровнем воспроизведения готовых рекомендаций, где творчества учитель не проявляет.

2. Уровень оптимизации – это оптимизация деятельности начинается с планирования урока. Творчество здесь состоит в умелом выборе и в целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.

3. Эвристический уровень. Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками.

4. Личностно-самостоятельный уровень – этот уровень характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Он выбирает их постольку, поскольку они соответствуют особенностям личности учеников, конкретному уровню обученности, воспитанности и развитости класса. И данные находки в работе учителя соответствуют его творческой индивидуальности.

Педагогическая деятельность.

План:

1. Структура педагогической деятельности.

2. Направления педагогической деятельности.

Общая и профессиональная культура педагога.

План:

1. Понятие о культуре.

2. Структура педагогической культуры.

3. Профессиональная культура учителя.

Понятие о культуре.

Общая культура является и процессом и одновременно результатом деятельности, представляет собой социальное явление, которое охватывает всё, что творит человек, осваивая мир объектов.

Можно утверждать, что структура культуры (субъект, цель, объект, средство, методы) порождена культурой. Исключение составляет лишь сам объект (человек), который частично уже окультурен на предшествующих этапах своего существования.

По отношению к культуре существуют три подхода:

- аксиологический (культура рассматривается как ценность, как система ценностей);

- деятельностно-творческий (главное в культуре – это те способы деятельности, которые нужны для творческого развития);

- личностный (мерой культуры выступает человек, который является ее носителем, хранителем и «развивателем»).

Поэтому воспитание имеет три фундаментальные функции:

- созидательно-культурную,

- социализации и адаптации,

- человекообразующую.

Обычно культуру делят на материальную и духовную.

Материальная культура – все те ценности, которые по преимуществу удовлетворяют наши материальные потребности. Некоторые специалисты выделяют еще художественную культуру.

Духовная культура – ценности, у которых на передний план выступают их не вещественные качества (хотя материальные свойства им также присущи). Например, научная концепция, фольклор, религиозный догмат, юридический закон, политическая идея.

Художественная культура – охватывает явления, у которых вещественные стороны в их взаимодействии на человека уравновешены.

Педагогическое общение.

Педагогическое общение – это взаимодействие учителя и учащихся. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата.


Педагогика сотрудничества гласит:

1. Обучение эффективно, когда оно радостное, трудное, но победное, на основе сотрудничества, когда взрослый идет навстречу детям, стоит на тоске зрения ребенка, ведет за собой.

2. Демократизация личности (связана с идеями самоуважения самоуважения, ответственности, саморегуляции, уникальности, диалога).

Взаимоотношения учителя с учеником можно рассматривать с 3 аспектов:

1. Социально-правовой аспект – он установлен законоположениями, правилами, традициями.

2. Учебно-деятельностный аспект – направлен на цели учебно-воспитательного процесса.

3. Эмоционально-психологический аспект – связан с характером взаимоотношений и эмоциями.

Функции общения:

1. Коммуникативная функция – обеспечение связи между людьми.

2. Информативная функция – обогащение людей знаниями, умениями и навыками.

3. Педагогическая функция – формирование сознания, организация деятельности и отношений.

4. Нравственно-эстетическая функция – связана с переживаниями, эмоциями, волевыми проявлениями и т.д.

Педагогические способности.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
Способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека. Способности развиваются только в определенной деятельности, они взаимосвязаны между собой. Эти же способности базируются на знаниях, умениях и навыках. Вырастают способности из задатков.

Задатки – это врожденные особенности мозга, например, органы чувств и т.д., на основе которых развиваются способности. Поэтому И.П. Павлов различал 3 типа высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип – преобладает первая сигнальная система.

2. Мыслительный тип – преобладает вторая сигнальная система.

3. Средний тип – уравновешенность сигнальных систем.

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Развиваются они в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание формируют их, поэтому на развитие любых способностей влияет среда ребенка и целенаправленное обучение и воспитание.

Способности бывают:

1. Общие – развитие познавательных процессов памяти, восприятия, мышления, воображения – они необходимы для выполнения многих видов деятельности.

2. Специальные – система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо отдельной деятельности (музыкальные, математические, литературные, педагогические способности).

Каждая способность имеет свою сложную структуру. В ней различаются ведущие и вспомогательные свойства.

Для педагогических способностей ведущими являются:

1. Педагогический такт.

2. Наблюдательность.

3. Любовь к детям.

4. Потребность к передаче знаний и др.

Компоненты педагогических способностей:

1. Конструктивные способности – проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал, применительно к возрасту и индивидуальным особенностям детей.

2. Организаторские способности – проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность ребенка.

3. Коммуникативные способности – проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика.

4. Гностические способности – позволяют учителю глубоко проникать во внутренний мир школьника и на этой основе изучать его личность.

Классификация общих педагогических способностей

(по В.А. Крутецкому, Е.Г. Балбасовой)

Структура каждого вида педагогических способностей учителя – многосоставное явление, поэтому представлена группой входящих в нее знаний и умений. Например:

Структура дидактических способностей учителя начальных классов

Компоненты дидактических способностей Необходимые знания Умения
1. Способности, необходимые на этапе предварительной подготовки информации
Способность анализировать информацию с точки зрения доступности ее учащимся. Знание программного материала и программ начальной школы. Знание уровня подготовленности учеников. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Умение определять цели и задачи урока, воспитательного мероприятия. Умение отобрать необходимый материал в соответствии с целями и задачами конкретного занятия и уровнем подготовленности к нему школьников. Умение выделить в подобранном материале возможные затруднения учащихся. Умение отбирать факты, в которых понятия, подлежащие изучению в начальных классах, проявляются наиболее ярко и убедительно.

Способность реконструировать (адаптировать) информацию к уровню подготовленности учеников. Глубокое знание языка, на котором ведется преподавание. Знание словарного запаса детей. Умение найти доступную форму объяснения незнакомых или трудных понятий, словосочетаний, высказываний и т.д., заменяя их синонимами, подбирая удачные примеры, изменяя, в случае необходимости, логику изложения информации и т.п. Умение формулировать четкие определения понятий, доступные младшим школьникам.
Способность проектировать собственную деятельность (какой она должна быть на этапах непосредственной передачи информации учащимся, осуществление «обратной связи»). Знание методов и средств обучения и воспитания. Знание собственных индивидуальных особенностей. Умение выбрать рациональный в данном случае метод обучения, адекватный целям и задачам урока. Умение найти эффективный прием выяснения подготовленности учеников к восприятию новой информации. Умение спланировать ход занятия так, чтобы для объяснения нового материала было отведено оптимальное время и место на уроке.
Способность проектировать деятельность школьников, в которой новая информация должна быть усвоена. Знание методики преподавания учебных предметов и воспитательной работы. Знание индивидуальных особенностей детей. Умение спланировать деятельность учащихся, способствующую пониманию и усвоению информации, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
2. Способности, необходимые на этапе непосредственной передачи информации учащимся
Способность овладеть вниманием учеников. Знание психологических особенностей внимания младших школьников. Умение активизировать внимание детей. Умение предвидеть отвлечение внимания и предотвратить его.

Способность «заражать» учащихся своим настроением. Знание мотивов учения младших школьников и условий их формирования. Знание эмоциональных особенностей детей. Умение создать психологический настрой на работу. Умение передать - ученикам свое положительное отношение к материалу. Умение возбуждать у учащихся активную, самостоятельную мысль.
Способность делать свою мысль понятной для учеников. Глубокое знание материала, предназначенного для объяснения. Умение пояснять, разъяснять детям трудное и непонятное. Умение излагать материал ясными короткими фразами, состоящими из предложений, несложных конструкций.
Способность, логично и последовательно вести объяснение. Знание законов логики в объяснения материала. Умение вести объяснение от простого к сложному. Умение логически правильно построить и вести конкретный рассказ, беседу, проблемное изложение. Умение формулировать вопросы в четкой, ясной и простой (краткой) форме.
Способность опираться при объяснении на наглядные образцы. Знание содержательной сущности наглядного образца. Умение правильно демонстрировать подобранный к конкретному занятию наглядный материал.
3. Способности, необходимые на этапе осуществления «обратной связи»
Способность «чувствовать класс», т.е. правильно воспринимать реакцию школьников на свое объяснение. Знание внешних форм проявления непонимания учащимися объяснения учителя. Умение диагностировать характер усвоения учениками нового материала.
Способность корректировать Понимание детьми информации. Знание приемов проверки понимания объяснений учителя Умение в случае необходимости перестроить ход изложения материала.

Уровни способностей:

1. Репродуктивный уровень (зеркально отраженный повтор) - обеспечивает первоначальное умение овладевать деятельностью.

2. Творческий уровень – создание в деятельности нового и оригинального.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них более ярко выражена, чем другая. Зато у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но они обязательно будут различаться между собой по уровню развития.

Для измерения способностей используют тесты, но более верный путь определения способностей – выявление динамики успехов в процессе деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется е отдельными способностями, существующими сами по себе, а лишь сочетанием способностей.

Высшим уровнем развития специальных способностей является талант, который проявляется только в определенной деятельности.

Талант – яркое, благоприятное сочетание способностей; при этом человек имеет склонность к данному виду деятельности. Внешний уровень развития многих способностей делает человека гениальным, но главенствующее место в развитии способностей, таланта, гениальности занимает изнуряющий, длительный и кропотливый труд человека.

Лекция № 9.

Педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов. Это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

К свойствам личности педагога относятся: 1) гуманистическая направленность деятельности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическая техника.

1. Гуманистическая направленность деятельности учителя – это педагогическая направленность учителя на следующие ценностные ориентации: а) на себя – самоутверждение чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя; б) на детский коллектив; в) на средства педагогического воздействия; г) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств и объекта деятельности.

2. Профессиональные знания. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Здесь необходимо выделить особенности – комплексность и личная окрашенность знаний.

3. Педагогические способности. Выделяют шесть ведущих способностей педагога к педагогической деятельности:

- коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

- перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;

- динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

- эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

- оптимистическое прогнозирование;

- креативность – способность к творчеству.

4. Педагогическая техника – это форма организации поведения учителя. Педагогическая техника – это совокупность приемов и средств педагогического воздействия на окружающих людей. К этим приемам и средствам относятся:

1. Внешнее поведение учителя связано не только с характеристикой его внешнего облика (одежда, прическа), но и его мимика, пантомимы, жестов, походки и т.д.

2. Управление своим самочувствием – выражено через эмоционально-волевую окрашенность своих действий, что связано и с управлением своими эмоциями, настроением, чувствами.

3. Социально-перцептивные усилия связаны с отработкой наблюдательности, внимания, воображения, профессиональной зоркости, эмпатии, интуиции.

4. Технология управления учебно-воспитательным процессом включает в себя различные методы, приемы, средства и формы педагогического воздействия на учащихся и педагогический коллектив.

5. Коммуникативные особенности связаны с педагогическим общением, с расположенностью к людям, доброжелательностью, общением, педагогическим тактом.

6. Технология изложения учебного материала (режиссура, стратегия, методология, чувство меры, рационализм).

Таким образом, педагогическое мастерство – это комплекс личностных и профессиональных свойств педагога, связанных с личностным опытом педагогической работы, где накапливаются и оттачиваются те или иные средства профессиональной деятельности. Отдельные компоненты или их синтез (педагогические знания, умения, способности, педагогическая техника) отличаются повышенным уровнем освоения профессионализма педагога, что достигается при помощи рефлексии, самообразования, самовоспитания. Педагогическое мастерство – это результат процесса самосовершенствования и самопознания.

Критериями педагогического мастерства являются:

- целесообразность (по направленности);

- продуктивность (по результату – уровню знаний, воспитанности школьников);

оптимальность (в выборе средств);

- творчество (по содержанию деятельности).

Педагог должен в своей деятельности всегда осмыслить сложившуюся педагогическую ситуацию с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, превращения ее в педагогическую задачу. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно и специально. Перевод педагогической ситуации в педагогическую задачу (ситуация + цель = задача) осуществляется в условиях целенаправленной педагогической деятельности, т.е. целенаправить сложившиеся условия на перестройку отношений. Здесь можно иметь несколько решений, положительный эффект которых будет зависеть от направленности, знаний педагога, его способностей, владения техникой.

Лекция № 16.

Подготовка учителя в вузе

(Профессиональное становление учителя).

План.

1. Психолого-педагогическая подготовка.

2. Функции педагогических процессов в вузе.

Литература

Основная

1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии – М., 2001.

2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие. - М.: ИЦ “Академия”, 1998.

3. Бондаревская Е.В, Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб.пособие. - СПб-Ростов-н/Д, ТЦ “Учитель”, 1999.

4. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура учителя. - Ростов н/Д, 1997.

5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебн. для вузов. – СПб., 2000.

6. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.

7. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева и др. - М., 2000.

8. Введение в специальность: Учеб. пособие / Под ред. Л.И. Рувинского. - М., 1988.

9. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.

10. Кузьмина Н. В. Способность, одаренность и талант учителя. – СПб., 1995.

11. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - Изд-во: ЛГУ,1967.

12. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1992.

13. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

14. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

15. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991.

16. Мудрик. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.

17. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.; Школа-Пресс, 2004.

18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

19. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Смирнова.- М.: Академия, 1998.

20. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

21. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002.

22. Пешкова В.Е. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 1. педагогика начального образования. Программа курса: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003.

23. Пешкова В.Е. Педагогика. Ч. 1. Теория воспитания: (конспект лекций). Майкоп: Качество, 1996.

24. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

25. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. пед. центр ВЛАДОС, 2002.

26. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 1991.

27. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки.– М., 1976.

28. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. – М., 1993.

29. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. – М., 2002.

30. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008.

31. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М., 1990.

32. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М.,2000.

Дополнительная

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы. М., 1993.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.– М., 1996.

3. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991.

4. Батракова С.Н. Основы профессионального педагогического общения. Ярославль, 1986.

5. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. - М., 1994.

6. Боголюбов В.И. Педагогическая технология. – Пятигорск, 1997.

7. Бухвалов В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества. М., 1996.

8. Виноградова Н.И. Развитие профессионализма учителя начальных классов: акмеологические закономерности и механизмы.- СПб, 2003.

9. Гильманов С.А. Творческая индивидуальность педагога. – Тюмень, 1995.

10. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога.- Екатеринбург, 2000.

11. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М., 1965.

12. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001. - 128с.

13. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. 272 с.

14. Декларация прав ребенка // Начальная школа.– 1995.– № 20.

15. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. – М., 1987.

16. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987.

17. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1990.

18. Закон РФ “Об образовании” // О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”. – М.: Новая школа, 1996. – 64 с.

19. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982.

20. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный, 1985.

21. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. 157 с.

22. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога.– М., 1994.

23. Конвенция о правах ребенка // Педагогический вестник.– 1995.– № 10.

24. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения)

25. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов. - Ростов-на-Дону, 1995.

26. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. 183 с.

27. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя.– Гомель, 1976.

28. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.

29. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

30. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

31. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. - Воронеж, 1998.

32. Лещинский В.И., Горбачева С.С., Кульневич С.В. Всегда ли прав учитель? - М., 1990.

33. Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя.– Тула, 1991.

34. Митина Л.М. Психология профессионального роста учителя. М., 1998.

35. О введении в действие государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования: Проект.– М., 1995.

36. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. М.: Просвещение, 1989.

37. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997. – 176 с.

38. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. – М., 1995.

39. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей.– М., 1983.

40. Сергеева В.П. Классный руководитель в школе. М., 1999.

41. Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач.– Кострома, 1994.

42. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. – Киев, 1979.

43. Учитель, которого ждут / Под ред. И.А.Зязюна. - М.: Педагогика, 1988.

44. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. - М., 1987.

45. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с.

46. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., 1992.

47. Юдин В.В. Педагогическая технология. – Ярославль, 1997.

Адыгейский государственный университет

Кафедра педагогики и ПЕдагогических технологий

Курс лекций

ПЕШКОВА В.Е.

ПЕДАГОГИКА

Часть 1.




47554824.html
475554824.html
476554824.html
477554824.html
478554824.html
    PR.RU™