Административно-правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики

Административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать особую группу обще­ственных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государст­венного управления, т.е. в связи с организацией и функциониро­ванием системы исполнительной власти на всех национально-го­сударственных и территориальных уровнях страны. Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного права.

Целями административно-правового регулирования являются:

- разработка и реализация государственной политики, находя­щей свое выражение в программах общефедерального и регио­нального масштаба;

- установление и эффективное применение правовых и орга­низационных основ всестороннего развития личности, удовлетво­рения ее запросов, охраны жизни и здоровья, должных условий для развития ее творческой инициативы и активности;

- создание прочной правовой базы хозяйственной, социаль­но-культурной и иной деятельности в условиях оперативной само­стоятельности объектов и ограничения вмешательства в их работу вышестоящих органов;

- укрепление управленческих связей на базе эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления;

- координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного строительства;

- обеспечение реализации прав и обязанностей, а также защи­ты законных интересов юридических лиц в сфере государственно­го управления и т.п.;

- определение основ организации управления организациями государственного сектора;

- формирование общих начал функционирования различных объектов негосударственного сектора;

- установление системы государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер деятельности.

Административное право относится к числу отраслей права, регулирующих общественные отношения путем властных предпи­саний, когда орган государства выступает носителем государствен­но-властных (публичных) полномочий. Специфика этих отноше­ний связана прежде всего с деятельностью органов исполнитель­ной власти как самостоятельной системы органов государственной власти наряду с законодательной и судебной властями. В связи с этим административное право регулирует общественные отноше­ния, в рамках которых в принципе исключено юридическое равен­ство их участников — в них непременно участвует субъект исполни­тельной власти, способный в силу предоставленных ему юридиче­ски властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.



Таким образом, административное право — отрасль россий­ской правовой системы, представляющая собой совокупность пра­вовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с практической реализацией ис­полнительной власти и по ее поводу (в широком смысле — в про­цессе ведения государственно-управленческой деятельности).

В связи с этим основным методом административно­го права является императивный.

Суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

- установление определенного порядка действий — предписа­ние к действию в соответствующих условиях и надлежащим обра­зом, предусмотренным данной административно-правовой нор­мой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридиче­ских последствий, на достижение которых ориентирует норма;

- запрещение определенных действий под страхом примене­ния соответствующих юридических средств воздействия (напри­мер, дисциплинарной или административной ответственности);

- предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-право­вой нормой;

- предоставление возможности действовать (или не действо­вать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реа­лизации субъективных прав;

- допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство).

Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законода­тельством могут быть участниками (сторонами) регулируемых ад­министративным правом управленческих отношений, носителями соответствующих прав и обязанностей. Круг таких субъектов мно­гообразен. Главное, что объединяет их, — обладание особым юри­дическим качеством, а именно административной правоспособ­ностью.

Административная правоспособность — проявление общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой правовыми нор­мами возможности данного субъекта (гражданина, исполнитель­ного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отноше­ния. Это способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию. Следовательно, правоспособность служит предпо­сылкой возникновения правовых отношений с участием данного субъекта.

Субъекты административного права могут быть индивидуаль­ными и коллективными.

К числу индивидуальных субъектов относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служа­щие, должностные лица. Их особенность заключается в том, что, проявляя себя индивидуально, они тем не менее фактически вы­ступают официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. Это налагает отпечаток на их правовое положение, отличая от иных индивидуальных субъектов админи­стративного права.

К коллективным субъектам относятся разного рода объедине­ния граждан. В их числе неодинаковые по своему назначению и статусу организации — государственные и негосударственные.

Государственные организации как субъекты административно­го права — органы исполнительной власти (государственного управления), государственные предприятия, учреждения и их раз­личного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.), струк­турные подразделения органов исполнительной власти, наделен­ные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административ­ного права — общественные объединения (партии, союзы, обще­ственные движения и т.п.), трудовые коллективы, органы местно­го самоуправления, коммерческие структуры, частные органи­зации.

В качестве субъектов административного права можно рас­сматривать российское государство, субъекты Федерации, госу­дарственные и негосударственные организации. В такой роли они являются носителями административной правоспособности. Од­нако в конкретных административно-правовых отношениях они непосредственно не участвуют. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, сочетающих в себе оба юридические качества. Это означает, что субъектом админист­ративно-правовых отношений будет, например, не республика, не край или область, не завод, не партия, а органы их управления.

Источники административного права - внешние формы выра­жения административно-правовых норм. На практике имеются в виду юридические акты государственных органов, содержащие та­кого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы России. Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К числу источников относятся:

1) Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, кон­ституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, которые реализуются преимущественно в сфере государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30—35), оп­ределяющие основы формирования и деятельности органов ис­полнительной власти (ст. 77, 110—117), разграничивающие пред­меты ведения и полномочия между федеральными органами и ор­ганами субъектов Федерации (ст. 71—73).

Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав РФ, уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области, автономных округов;

2) законодательные акты РФ, а также ее субъектов. Наиболь­шее значение имеют законы РФ, поскольку они содержат админи­стративно-правовые нормы, действие которых распространяется и на субъекты Федерации.

В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно, ад­министративно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации;

3) нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения.

Принципиальное значение имеют, в частности, указы Прези­дента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполни­тельной власти»[11]; «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собра­ния Российской Федерации и Государственной Думе Федерально­го Собрания Российской Федерации»[12]; «О Государственном совете Российской Федерации»[13].

Источниками административного права являются и указы выс­ших должностных лиц субъектов РФ;

4) к числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Источниками административного права могут быть и поста­новления правительств субъектов Федерации;

5) в межотраслевом и отраслевом масштабе источниками административного права служат нормативные акты федеральных ми­нистерств, служб и агентств РФ, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации;

6) источниками административного права являются также нор­мативные акты представительных и исполнительных органов ме­стного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Консти­туции РФ).

В теории государства и права государственное управление пони­мается как осуществление исполнительной власти и урегулирован­ная законом или подзаконными НПА исполнительная и распоря­дительная деятельность органов исполнительной власти.

Один из способов реализации государственно-властных пол­номочий — административно-правовое регулирование, т.е. созда­ние административно-правовых норм в целях воздействия на ту или иную разновидность общественных отношений, в частности экономических отношений.

Государственное воздействие на развитие экономических от­ношений и их административно-правовое регулирование осущест­вляются разными методами и во многом зависят от содержания са­мих общественных отношений. Так, в определенных случаях госу­дарство, будучи заинтересовано в эффективном и своевременном выполнении предпринимателем (предприятием, акционерным об­ществом и т.п.) государственного заказа, стремится создать благо­приятные условия для его работы. Вместе с тем в целях защиты прав потребителя государство устанавливает обязанность пред­принимателя соблюдать установленные стандарты, нормы и пра­вила производства продукции, торговли и т.п.

В ряде случаев, учитывая в целом интересы безопасности лич­ности и общества, государство определяет полномочия органов по контролю и надзору за безопасностью, например, пищевых про­дуктов, питьевой воды, соблюдению предельно допустимых нормативов выбросов отходов производства промышленных предпри­ятий в окружающую среду. В необходимых случаях государство вводит административную, уголовную, материальную ответствен­ность за нарушение установленных им правил в сфере экономики, в том числе за нарушение природоохранного, налогового законо­дательства, законодательства об охране здоровья и труда граждан.

Согласно Конституции РФ 1993 г. вместо термина «государст­венное управление» введено в оборот понятие «исполнительная власть». Теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из которых можно получить представление и о самой испол­нительной власти, и о реализующих ее органах. Так, в ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ говорится о том, что в пределах ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Республики, входящие в состав Федерации, самостоятельно устанавливают систему республикан­ских органов власти, включающую и органы исполнительной власти. Орган исполнительной власти - структурное подразделение государственного аппарата, создаваемое специально для повсе­дневной деятельности в системе разделения властей в целях прове­дения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регу­лирования) экономической, социально-культурной и администра­тивно-политической сферами жизни общества.

Сфера государственного управления охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и админист­ративно-политической работы, в которой принимают участие сот­ни тысяч разного рода производственных и непроизводственных, государственных и негосударственных коллективов, миллионы граждан. И уже в силу этого обстоятельства она создает широчай­ший простор для административно-правовых отношений, хоро­шей базой для которых является управляемая сфера государствен­ной и общественной жизни.

Общий порядок государственного управления в сфере экономики

Исполнительная власть в системе разделения властей призвана обеспечивать проведение в жизнь общих требований, правил, сформулированных в нормах законодательства, их неуклонное ис­полнение всеми государственными и негосударственными образованиями, всеми гражданами. Тем самым исполнительная власть дает возможность проведения в жизнь государственной политики.

С учетом задач экономической политики России и необходимо­сти государственного регулирования, координации и управления в конкретных отраслях и сферах экономики организована система федеральных органов исполнительной власти, в которую входят фе­деральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Со времени внедрения современных рыночных механиз­мов в народное хозяйство система органов исполнительной власти, т.е. органов государственного управления, в сфере экономики пре­терпела значительные изменения. Появились новые функции у фе­деральных министерств и иных органов исполнительной власти, непосредственно связанных с руководством экономикой страны [14].

Особое место в системе органов государственной власти Рос­сии занимает Правительство РФ. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» определил пол­номочия Правительства РФ в экономической сфере согласно по­ложениям ст. 71, 72, 75, 114 Конституции РФ.

Правительство РФ в пределах своих полномочий организует проведение внутренней и внешней политики РФ, ведет регулиро­вание в социально-экономической сфере, формирует федераль­ные целевые программы и обеспечивает их выполнение. Осущест­вляя свои полномочия, Правительство РФ регулирует экономиче­ские процессы, в том числе разрабатывает программы развития приоритетных отраслей экономики, обеспечивает единство эконо­мического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, управляет федеральной собственностью, проводит государствен­ную структурную и инвестиционную политику.

Правительство РФ обязано обеспечивать единство финансо­вой, кредитной и денежной политики, разрабатывать и представ­лять в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение, разрабатывать налоговую политику, обеспечивать совершенствование бюджетной системы.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и феде­ральными законами, указами Президента РФ проводит валютное регулирование и валютный контроль, принимает меры к установ­лению единой политики цен.

В области международных экономических отношений России Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную по­литику в сфере экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях России с иностранными государствами.

В связи с комплексностью экономической сферы, государст­венное управление в ней осуществляется по отдельным отраслям.

Управление экономическим развитием, таможенным делом и государственным имуществом.

Управление экономическим развитием заключается в разработке и обосновании приоритетных, наиболее перспективных и эффек­тивных направлений развития экономики России, ее регионов, от­раслей, комплексов и секторов экономики.

Для экономического развития России большое значение имеет совершенствование внешнеэкономической деятельности соответ­ствующих федеральных органов исполнительной власти. Цели го­сударственного регулирования в этой сфере состоят в обеспечении благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а так­же в защите экономических и политических интересов России.

Основными задачами управления развитием внутренней тор­говли являются выработка политики и нормативное правовое ре­гулирование потребительского рынка, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также совершенство­вание правил торговли и организации торгового обслуживания на­селения страны.

Важные задачи в области внешней и внутренней торговли должна выполнять таможенная служба. Цели таможенной полити­ки - обеспечение наиболее эффективного использования инстру­ментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории России, участие в решении торгово-аналитических за­дач, связанных с защитой российского рынка, стимулированием развития национальной экономики, содействием структурной пе­рестройке, выполнением других задач экономической политики страны.

Вопрос о соотношении федеральной, региональной и муници­пальной собственности чрезвычайно важен. Решая его, целесооб­разно сосредоточить усилия не на том, как поделить государствен­ную собственность, а на том, как оптимизировать управление ею для повышения эффективности производства.

Министерство экономического развития РФ (Минэкономразви­тия России)[15] является федеральным органом исполнительной вла­сти, осуществляющим функции по выработке государственной по­литики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и мало­го бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельно­сти (банкротства) и финансового оздоровления организаций, оце­ночной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадаст­рового учета и кадастровой деятельности, государственной кадаст­ровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), госу­дарственной регистрации прав на недвижимое имущество, геоде­зии и картографии, государственной статистической деятельно­сти, инвестиционной деятельности и государственных инвести­ций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных це­левых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития РФ, создания и функционирования осо­бых экономических зон на территории РФ, управления государст­венным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Минэкономразвития России — уполномо­ченный федеральный орган исполнительной власти, занимаю­щийся регулированием оценочной деятельности.

Минэкономразвития России координирует и контролирует Деятельность находящихся в его ведении Федеральной службы го­сударственной статистики, Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства по государственным резервам, Феде­рального агентства по управлению государственным имуществом, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зо­нами, а также Федерального агентства геодезии и картографии.

Структурными подразделениями центрального аппарата Минэкономразвития России являются департаменты по основным на­правлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы. Торговые представительства РФ в иностран­ных государствах и специалисты Министерства в постоянных представительствах РФ при международных организациях состав­ляют загранаппарат Министерства.

Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв)[16] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления го­сударственным материальным резервом. В ведении Росрезерва на­ходятся организации, перечень которых утвержден Правительством РФ. Свою деятельность Росрезерв ведет непосредственно и через свои территориальные органы.

Росрезерв управляет системой государственного материально­го резерва, выполняет экономический анализ деятельности подве­домственных федеральных государственных унитарных предпри­ятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса, обеспечивает мобилизационную подготовку Агентст­ва, контроль и координацию деятельности находящихся в его веде­нии организаций по мобилизационной подготовке, а также осуще­ствляет иные полномочия, указанные в Положении о нем.

Федеральное агентство по управлению государственным имуще­ством (Росимущество)[17] — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом; функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, продаже имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым пре­доставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество; функции по реализации конфискованного, движимо­го бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в соб­ственность государства в соответствии с законодательством РФ; функции по оказанию государственных услуг; правоприменитель­ные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Росимущество является уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права ак­ционера, в сфере управления имуществом РФ.

Росимущество имеет полномочия государственного финансо­вого контрольного органа в случаях, предусмотренных Федераль­ным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельно­сти (банкротстве)», а также полномочия собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предпри­ятия при проведении процедур банкротства.

Федеральная таможенная служба (ФТС России)[18] является фе­деральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­му правовому регулированию, контролю и надзору в области тамо­женного дела, а также функции агента валютного контроля и спе­циальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступле­ниями и административными правонарушениями.

Свою деятельность ФТС России ведет непосредственно и через таможенные органы и свои представительства за рубежом во взаи­модействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Положением о ФТС России подробно определены ее полномо­чия в установленной сфере деятельности. Служба, в частности:

- взимает таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты этих платежей, принимает меры по их принудительному взыс­канию;

- обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешне­торговой деятельности и международными договорами РФ запре­тов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через та­моженную границу РФ;

- обеспечивает единообразное применение таможенными ор­ганами таможенного законодательства РФ;

- осуществляет таможенное оформление и таможенный кон­троль; принимает решения о классификации товаров в соответст­вии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельно­сти и обеспечивает опубликование таких решений;

- ведет реестры лиц, занимающихся деятельностью в области таможенного дела, и таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

- ведет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

- осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и их рассмотрение, дознание и производство не­отложных следственных действий, оперативно-розыскную дея­тельность.

Функции контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами находятся в ве­дении Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России)[19]. Руководит деятельностью ФСВТС России Пре­зидент РФ, а координирует и контролирует ее работу Министерст­во обороны РФ (Минобороны России), которому она подведомст­венна.

В систему ФСВТС России входят центральный аппарат, ее территориальные органы и представительства в РФ и иностранных государствах, а также организации, учреждаемые для обеспечения деятельности ФСВТС России.

Основными задачами ФСВТС России являются:

- контроль и надзор в соответствии с законодательством РФ в области военно-технического сотрудничества;

- участие в разработке совместно с другими федеральными ор­ганами исполнительной власти государственной политики в об­ласти военно-технического сотрудничества и внесение в установ­ленном порядке соответствующих предложений Президенту РФ, в Правительство РФ и Минобороны России;

- обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти реализации основных направлений госу­дарственной политики в области военно-технического сотрудни­чества, определяемых Президентом РФ;

- государственное регулирование в области военно-техническо­го сотрудничества РФ в рамках своей компетенции во взаимодейст­вии с другими федеральными органами исполнительной власти.

ФСВТС России представляет в Минобороны России проекты федеральных законов, международных договоров РФ, других НПА по вопросам военно-технического сотрудничества, а также вносит в установленном порядке проекты решений Президента РФ и Прави­тельства РФ о поставках продукции военного назначения иностран­ным заказчикам и по другим вопросам, касающимся внешнеторго­вой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Управление в сфере финансовой деятельности

Неотъемлемая часть управления экономикой - осуществление государственными органами функций в сфере бюджетной, налого­вой, страховой, валютной, банковской, аудиторской и другой дея­тельности, связанной с финансами. Финансовая политика направ­лена на устранение главных причин инфляции, нейтрализацию ее разрушительного влияния на экономику и благосостояние людей. Предусматривается прямое государственное регулирование, пред­полагающее сокращение и ликвидацию дефицита бюджета, ужесточение контроля за его исполнением и величиной государст­венного долга, сокращение объемов субсидий и дотаций, перере­гистрацию и пересмотр налоговых льгот, программу мер по совер­шенствованию системы платежных и расчетных отношений между организациями и др.

Министерство финансов РФ (Минфин России)[20] является феде­ральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по разработке государственной политики и нормативно-пра­вовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определе­ния таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, органи­зации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборо­та защищенной полиграфической продукции, финансового обес­печения государственной службы.

Минфин России координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Феде­ральной службы страхового надзора, Федеральной службы финан­сово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.

Минфин России самостоятельно принимает нормативные пра­вовые акты, касающиеся исполнения бюджета, уплаты налогов, информации о ценных бумагах, ведения учета налогоплательщи­ков, информации о государственных долговых обязательствах, ве­дения лицевых счетов, сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учета и расходования средств обязательного социального страхова­ния, а также по другим вопросам.

На Минфин России возложена ответственность за правильное использование средств Стабилизационного фонда РФ.

Федеральная налоговая служба (ФНС России)[21] является феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах; правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; пра­вильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; произ­водством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; функции агента валютного кон­троля в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России — уполномоченный федеральный орган испол­нительной власти, осуществляющий государственную регистра­цию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуаль­ных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной вла­сти, обеспечивающий представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных плате­жей и требований РФ по денежным обязательствам. В этом случае задача ФНС России — добиваться, чтобы при банкротстве госу­дарство получило положенную ему долю средств.

Реализуя свои контрольные и надзорные полномочия, ФНС России имеет право применять предусмотренные законодательст­вом меры ограничительного, предупредительного и профилакти­ческого характера, а также санкции, направленные на недопуще­ние и ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридиче­скими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, в целях пресечения фактов на­рушения законодательства РФ.

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор)[22] — федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функ­ции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (стра­хового дела). Свою деятельность Служба осуществляет непосред­ственно и через свои территориальные органы.

Росстрахнадзор ведет контроль и надзор:

- за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятель­ности на местах;

- за предоставлением субъектами страхового дела, в отноше­нии которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;

- за обеспечением страховщиками их финансовой устойчиво­сти и платежеспособности в части формирования страховых резер­вов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обяза­тельств;

- за соблюдением страховыми организациями требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыва­нию) доходов, полученных преступным путем, и финансирова­нию терроризма в части, относящейся к компетенции Росстрах­надзора.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)[23] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в фи­нансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

В целях реализации полномочий в установленной сфере дея­тельности Росфиннадзор вправе вести контроль и надзор за ис­пользованием средств федерального бюджета, средств государст­венных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, проверять денежные и иные документы в соответствующих организациях, осуществ­лять в рамках своей компетенции производство по делам об ад­министративных правонарушениях, а также осуществлять другие действия.

Федеральное казначейство (федеральная служба)[24] является фе­деральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому об­служиванию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, пред­варительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство ведет свою деятельность непосред­ственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, орга­нами исполнительной власти субъектов Федерации, органами ме­стного самоуправления, Центральным банком РФ, общественны­ми объединениями и иными организациями.

Федеральное казначейство имеет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- доводит до главных распорядителей, распорядителей и полу­чателей средств федерального бюджета показатели сводной бюд­жетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы фи­нансирования;

- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

- открывает в Центральном банке РФ и кредитных организа­циях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

- открывает и ведет лицевые счета и Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федераль­ного бюджета;

- ведет учет показателей сводной росписи федерального бюд­жета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;




215554824.html
216554824.html
217554824.html
218554824.html
219554824.html
    PR.RU™