Административно-правовой статус физических и юридических лиц

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1. принципы административно-правового статуса граждан;

2. гражданство;

3. административная правосубъектность граждан;

4. права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

5. административная ответственность граждан;

6. юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;

ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

Виды административно-правовых статусов граждан:

1. общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

2. родовой административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления;

3. индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

Принципы административно-правого статуса граждан

1) социальное равенство. Все равны перед законом и судом;

2) гуманизм.

3) Презумпция невиновности;

4) Законность.

Гражданство- устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Административная правосубъектность граждан способность гражданина быть субъектом административного права.

Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.



Виды административной дееспособности граждан:

1. полная – с 18 лет;

2. частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

3. ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда.

Административная деликтоспособность граждан способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.

Условия административной деликтоспособности гражданина:

1. 16 лет;

2. вменяемость.

Права граждан в сфере государственного управления это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

1. на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

2. на поступление на государственную службу;

3. на свободу передвижения;

4. на неприкосновенность личности;

5. на неприкосновенность жилища;

6. на изменение фамилии и имени;

7. на свободу передвижения;

8. на образование;

9. на охрану здоровья;

10. на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления - это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты, получать разрешение от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий.

Административно-правовой статус юридических лиц - совокупность предусмотренных законами, подзаконными актами, учредительными документами прав и обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления и административной ответственности. Административная правосубъектность юридических лиц возникает с момента его государственной регистрации. Право заниматься деятельностью, подлежащей лицензированию, возникает с момента получения лицензии.

Целевой блок элементов административно-правового статуса юридических лиц: предусмотрена общая правоспособность для большинства коммерческих организаций; для некоммерческих и некоторых коммерческих - специальная.

Субъект административного права-лицо, которое в соответствии с действующим законодательством является участником управления отношений, регулируемых нормами административного права, и наделенное определенными правами и обязанностями в сфе­ре государственного управления.

Среди субъектов административного права отдельно в качестве юридических лиц рассматривают различные организации, которые являются коллективными субъектами административного права.

Организационный блок элементов административно-правового статуса юридических лиц. Юридические лица осуществляют права и обязанности через свои органы управления:

Компетенция юридических лиц - совокупность прав и обязанностей, в рамках которых осуществляется их деятельность.

Права юридических лиц подразделяются:

Обязанности юридических лиц:

виды юридических лиц:

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяй­ственных товариществ и обществ, производственных коопера­тивов, государственных и муниципальных унитарных предпри­ятий.

Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, бла­готворительных и иных фондов, а также в других формах, пред­усмотренных законом.

Государственные предприятия взависимости от правового ре­жима их имущества подразделяются на два вида:

1) основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК);

2) основанные на праве оперативного управления, которые создаются в виде феде­ральных казенных предприятий (ст. 115 ГК).

Акционерным обществомпризнается коммерческая организа­ция открытого или закрытого типа, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обяза­тельственные права участников общества (акционеров) по отноше­нию к обществу.

Фондопределяется как не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, пресле­дующая социальные, благотворительные, культурные, образова­тельные и иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК). Органы управленияфондами, как правило, не являются государственны­ми.




229554824.html
230554824.html
231554824.html
232554824.html
233554824.html
    PR.RU™